г. Ессентуки |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А20-5286/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" - Балкизова З.З. (доверенность от 09.01.2024 б/н), представителей Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике - Мазанова А.Х. (доверенность от 09.01.2024 N 27-14/000126), Балкарова З.Х. (доверенность от 09.01.2024 N 27-14/00121), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике на определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.11.2023 по делу N А20-5286/2023 (судья Кочкарова Н.Ж.) по ходатайству общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" о принятии обеспечительных мер по делу N А20-5286/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" (г. Нальчик, ОГРН 1100716000494, ИНН 0716008522) к Управлению Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик, ОГРН 1040700231758, ИНН 0721009610) о признании недействительными решений Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тамерлан" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительными решений Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление) от 26.10.2023 N 12809, N 128811, N 12810, N 12808 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (с учетом уточнений).
Одновременно Обществом заявлены обеспечительные меры в виде приостановления действия решений Управления от 26.10.2023 N 12809, N 128811, N 12810, N 12808 до вступления в законную силу решения суда по данному делу.
Определением суда от 10.11.2023 удовлетворено заявление Общества о принятии обеспечительных мер, приостановлено действие решений Управления о приостановлении операций по счетам налогоплательщика от 26.10.2023 N 12809, N 128811, N 12810, N 12808 до вступления решения суда в законную силу, выдан исполнительный лист.
Не согласившись с определением суда от 10.11.2023, Управление обжаловало его в апелляционном порядке, просит определение суда отменить, считая его необоснованным.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично (абзац второй части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Управления, просит оставить определение от 10.11.2023 без изменения.
В судебном заседании представители Управления поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представитель Общества возразил по существу жалобы Управления, поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Управления и Общества, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
При этом заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрещения ответчику и другим лицам совершать определенные действия, может быть удовлетворено, если указанные обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом заявленных требований и в случае удовлетворения иска непринятие именно этих мер затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта (часть 2 статьи 90, пункт 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" (далее - постановление N 15), следует, что рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд устанавливает наличие оснований для принятия обеспечительных мер, определяет, насколько конкретная мера, о принятии которой просит заявитель, связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей принятия обеспечительных мер.
Суд принимает обеспечительные меры при установлении хотя бы одного из оснований для их принятия.
В связи с этим при оценке доводов заявителя судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о принятии обеспечительных мер; связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. В целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами.
Как видно из материалов дела, на основании решения Управления от 29.12.2021 N 14 была осуществлена выездная налоговая проверка Общества по налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2018 по 31.12.2020. По результатам проверки был составлен акт от 21.02.2023 N 3413 и принято решение от 22.09.2023 N 9362 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафных санкций в размере 47203146р, а также доначислены налоги в размере 238237285р. На основании выездной налоговой проверки 26.10.2023 Управлением также вынесены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что непринятие мер по обеспечению иска повлечёт нарушение прав и законных интересов Общества, возникновение у него убытков, невозможность исполнить окончательный судебный акт. Заявленная Обществом обеспечительная мера в виде приостановления действия решения Управления о приостановлении операций по счетам до рассмотрения спора по существу соответствует предмету спора, соразмерна заявленным требованиям, не нарушает баланс интересов сторон.
Вместе с тем суд не учел следующее.
Пунктом 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого решения) установлено, что приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса (в качестве обеспечительной меры для исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности). Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры (запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций по счетам в банке), направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
При этом приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности.
В рассматриваемом деле, приостановление операций по счетам налогоплательщика осуществлено налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Решения Управления о принятии обеспечительных мер содержат в себе прямое указание на приостановление в банке всех расходных операций по счетам, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пени и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации. Целью приостановления операций по счетам налогоплательщика на основании решений налогового органа являлось сохранение денежных средств на счетах Общества без взыскания.
Принятые решениями Управления обеспечительные меры, заключаются в приостановлении операций по счетам в банке на определенную сумму и не предусматривают совершение каких-либо дополнительных мероприятий.
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации и о банках и банковской деятельности в Российской Федерации не содержит норм и положений, на основании которых банк вправе при наличии неотмененного решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика самостоятельно возобновлять расходные операции по счетам по поручениям налогоплательщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2015 N 305-КГ14-5758).
Приостановление судом действия решений о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке привело фактически к отмене обеспечительной меры, принятой Управлением на основании положений пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и отмене указанных решений без фактической проверки их законности и обоснованности вышестоящим налоговым органом или судом. Обеспечительные меры, принимаемые арбитражным судом, должны быть направлены именно на обеспечение исполнения требований заявителя в случае их удовлетворения, а также на защиту его имущественных интересов.
Принятие арбитражным судом обеспечительных мер в отношении ненормативного акта налогового органа о принятии обеспечительных мер, не соответствует нормам Арбитражного процессуального кодекса, которыми не предусмотрена возможность принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия какого-либо акта, в том числе налогового, о принятии обеспечительных мер, так как это не соответствует институту обеспечения.
В случае сохранения обеспечительной меры по заявлению налогоплательщика, утрачивается само назначение обеспечительной меры, принимаемой налоговым органом в качестве способа оперативной защиты интересов бюджета, и приводит к отмене актов налогового органа о принятии обеспечительных мер до или без фактической проверки их законности и обоснованности судом.
Апелляционная жалоба Управления содержит обоснованные доводы, свидетельствующие о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта и отказа в удовлетворении заявления о принятии спорных обеспечительных мер.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления Общества о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решений Управления о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.
При таких обстоятельствах определение от 10.11.2023 подлежит отмене с принятием нового судебного акта..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу - удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.11.2023 по делу N А20-5286/2023 отменить, отказать в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Цигельников И.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5286/2023
Истец: ООО "Тамерлан"
Ответчик: УФНС России по КБР
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд