город Ростов-на-Дону |
|
21 марта 2024 г. |
дело N А32-18500/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сороки Я.Л.,
судей Барановой Ю.И., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Бобровой М.Ю.,
при участии:
от заявителя: с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание): представитель Баранов А.А. по доверенности от 10.05.2023,
от заинтересованного лица: с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание): представитель Савченко Э.А. по доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Групп"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2023 по делу N А32-18500/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Групп" (ОГРН 1182375014964, ИНН 2311254322)
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьих лиц: администрации Краснодарского края, Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, администрации муниципального образования Тбилисский район, Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Групп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействительным приказа от 31.03.2022 N 791 "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 23:29:0301000:5 в муниципальном образовании Тбилисский район из состава земель одной категории в другую", об обязании перевести земельный участок с кадастровым номером 23:29:0301000:5 в муниципальном образовании Тбилисский район Краснодарского края из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований:
- администрацию Краснодарского края;
- министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края;
- администрацию муниципального образования Тбилисский район.
Тем же определением от 18.08.2022 суд удовлетворил ходатайство от 18.08.2022 об уточнении требований, согласно которому заявитель просил считать требования в следующей редакции:
- признать недействительным приказ от 31.03.2022 N 791 "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 23:29:0301000:5 в муниципальном образовании Тбилисский район из состава земель одной категории в другую",
- обязать в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу подготовить и передать в администрацию Краснодарского края проект правового акта о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:29:0301000:5 в муниципальном образовании Тбилисский район Краснодарского края из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2023 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований: министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемый приказ департамента в качестве основания для отказа не содержит указание на то обстоятельство, что земельный участок попадает в перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. Департамент не представил доказательств отнесения земельного участка к особо ценным сельскохозяйственным угодьям. Судом учтены не все основания перевода земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию в соответствие с ч. 1 ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 N 173-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции в порядке, установленном статьей 153.2 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель департамента доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица явку представителя в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из иска, общество осуществляет деятельность но сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию (термическому уничтожению) отходов I-IV класса опасности на основании лицензии, выданной Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора от 20.02.2020 г. N 023 00831. Согласно лицензии, участок по утилизации, обработке, обезвреживанию (термическому уничтожению) отходов I-IV класса опасности площадью 45 600 кв. м разрешен к использованию на следующем участке: в Краснодарском крае, на расстояние ориентировочно 3 км от жилых построек ст. Тбилисская, 108 км трасса Р-251 Краснодар - Кропоткин (кадастровый номер 23:29:0301000:5). Земельный участок принадлежит обществу на праве собственности на основании договора купли продажи недвижимого имущества N 03-09/2019 от 25.09.2019 (выписка ЕГРН прилагается). Категория земельного участка - земли сельскохозяйственного назначении. Вид разрешенного использования земельного участка - для размещении насосной станции второго подъема и полигона накопителей. На земельном участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости: сооружение насосной станции площадью 119,5 кв. м (кадастровый номер 23:29:0301000:712) и сооружение системы накопительных полигонов площадью 20060 кв. м (кадастровый номер 23:29:0301000:712). Сооружения принадлежат заявителю на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимого имущества-N 03-09/2019 от 25.09.2019. На территории участка располагаются производственные площадки по обращению с опасными отходами, выполненные согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, производственной площадке ООО "Сервис-Групп" присвоен код объекта N 03-0123-011548-П и 1-я категория негативного воздействия на окружающую среду, также согласно свидетельству о регистрации опасный производственный объект "Площадка участка малой механизации" имеет III класс опасности. Общество имеет санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно которому здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, т экспертное заключение, выданное ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае, о возможности осуществления деятельности по сбору, транспортировке, временному хранению, обеззараживанию с последующим термическим уничтожением медицинских отходов.
Согласно "Сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, содержащиеся в разделе Правил землепользования и застройки Тбилисского района", выданным отделом архитектуры управления по ЖКХ, строительству, архитектуре администрации МО Тбилисский район в отношении земельного участка с кадастровым номером:23:29:0301000:5, участок относится к зоне специального назначения С-3 "Зона складировании и захоронения отходов".
Общество обратилось в департамент с ходатайством от 23.09.2021 о переводе земельного участка с кадастровым номером: 23:29:0301000:5, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, по подведомственности в порядке Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.03.2020 N 489 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по рассмотрению ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую" (далее - Регламент).
Департаментом был направлен в адрес заявителя приказ от 31.03.2022 N 791 об отказе в переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Посчитав данный приказ незаконным, заявитель обратился в суд.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом (часть 1 статьи 4 Кодекса).
Основанием для признания незаконными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких актов, решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
При принятии судебного акта суд руководствовался п. 8 ст. 1, п.п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ и следующим.
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а также пункту 2.4.2 Регламента, в срок не более двух месяцев со дня поступления в департамент ходатайства департамент рассматривает ходатайство и при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 2.10.2 подраздела 2.10 настоящего раздела, принимает решение об отказе в переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую с указанием обстоятельств, препятствующих предоставлению государственной услуги. В решении об отказе в переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую должны быть указаны все основания такого отказа.
Позиция общества сводится к тому, что категория земельного участка (земли сельскохозяйственного назначения) не соответствует градостроительному зонированию и выбранному виду разрешенного использования, поскольку не совместима с такой деятельностью. Земельный участок не может входить в категорию "земли сельскохозяйственного назначения" и использоваться для сельскохозяйственного производства, и поэтому подлежит переводу в иную, категории земель.
Возражая против заявленных требований, департамент указал, что спорный земельный участок попадает в перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Тбилисского района, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством. Также департамент указал, что на момент подачи обращения спорный земельный участок не был включен в территориальную схему обращения с отходами со ссылкой на письмо Министерства ТЭК И ЖКХ Краснодарского края от 01.07.2021 N 70.60-09-7092/21, приложенное ООО "Сервис Групп".
Аналогичные доводы приведены в отзыве администрации Краснодарского края.
Статьей 4 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в том числе в случаях: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
Испрашиваемый земельный участок попадает в перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Тбилисского района, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством.
Согласно статье 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса).
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункт 4 статьи 79 Земельного кодекса).
Аналогичная правовая норма содержится в пункте 1 статьи 18 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закона N 532-КЗ).
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 17.10.2005 N 874-р утвержден Перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Тбилисского района, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством.
Случаи, при которых земельный участок подлежит исключению из перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, предусмотрены пунктом 2 статьи 18 Закона N 532-КЗ.
Одним из таких случаев является перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, установленных пунктами 3, 6 - 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
В силу пунктов 3, 6 - 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных:
- с установлением или изменением черты населенных пунктов;
- со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
- с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
- с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Таким образом, с учетом вышеназванных условий, не допускается перевод земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию для деятельности, связанной по обращению с отходами.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод о том, что изложенное в решении суда основание для отказа в удовлетворении заявления (признания приказа недействительным) не было отражено в оспариваемом приказе от 31.03.2022 N 791 "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 23:29:0301000:5 в муниципальном образовании Тбилисский район из состава земель одной категории в другую", не принимается.
В приказе имеется ссылка на статью 4 Федерального закона N 172-ФЗ, согласно которой перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в том числе в случаях: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
Указанное основание, при установлении факта недопустимости использования спорных особо охраняемых земель в иных целях с учетом Распоряжения главы администрации Краснодарского края от 17.10.2005 N 874-р (в совокупности с нормами п. 4 ст. 79 ЗК РФ (наличие полномочий субъекта Российской Федерации на установление запрета использования земель в иных целях) и п. 1 ст. 18 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ), признано судом обоснованным.
Отсутствие конкретизации в оспариваемом приказе в данном случае не является основанием для признания его недействительным, при обоснованности отказа по существу.
Заявителем также приведен следующий довод.
Некорректной является ссылка на часть 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ. В отзыве департамент ограничивается перечислением пунктов допустимости перевода земель сельскохозяйственного назначения N N 3,6-8 указанной нормы.
Вместе с тем, в указанной части статьи девять, а не четыре пункта оснований перевода земель.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается, в том числе с размещением промышленных объектов при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (п.4), с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (п.9).
Заявитель полагает, что в данном случае применимы п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
Однако, как и указано судом первой инстанции, применительно к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям могут быть применены только пункты 3, 6 - 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ, на что указано в ч. 2 ст. 7 Закона N 172-ФЗ.
Так, согласно ч. 2 ст. 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
Довод о том, что в материалы дела не представлено доказательств отнесения спорного участка к землям особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Тбилисского района, отклоняется.
Судом оценены представленные в материалы дела доказательства отнесения спорного участка к землям особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий (Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 17.10.2005 N 874-р с приложением графических материалов), с учетом компетенция Департамента (является уполномоченным органом в части предоставления сведений об отнесении земель к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, Постановление главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345). Указанные доказательства признаны судом достоверными и достаточными, подтверждающими факт отнесения спорного участка к землям особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Тбилисского района.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 17.10.2005 N 874-р не оспорено, недействительным не признано.
С учетом обоснованности отказа в удовлетворении заявления по мотиву запрета на перевод земельного участка с учетом его особого статуса в иную категорию, иные доводы заявителя носят вторичный характер и не влекут признание оспариваемого приказа недействительным.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, п. п. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ обществу из федерального бюджета подлежит возвращению 1500 руб., излишне уплаченных им за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 1080 от 24.11.2023.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2023 по делу N А32-18500/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-Групп" (ОГРН 1182375014964, ИНН 2311254322) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1080 от 24.11.2023 за подачу апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Я.Л. Сорока |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18500/2022
Истец: ООО "Сервис- Групп"
Третье лицо: администрация Краснодарского края, администрация муниципального образования Тбилисский район, министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края