г. Ессентуки |
|
6 августа 2019 г. |
Дело N А63-129/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 06.08.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Джамбулатова С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С.,
при участии в судебном заседании представителя Минераловодской таможни - Грицаева А.В. (доверенность от 24.12.2018), в отсутствие в судебном заседании заявителя - Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Минераловодской таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2019 по делу N А63-129/2019 (судья Галушка В.В.)
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", в лице Управления Федеральной почтовой связи Ставропольского края (далее-предприятие) обратилось в арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Минераловодской таможне (далее-таможня) об изменении постановления от 21.12.2018 N 10802000-1222/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2019 оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части размера административного штрафа. Суд с учетом обстоятельств дела пришел к выводу о возможности применения положений статьи 4.1 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе таможня просит отменить судебный акт, ссылаясь на отсутствие оснований для снижения назначенного штрафа.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения таможней мероприятий по установлению факта выдачи адресату отделением почтовой связи международного почтового отправления (далее - МПО), находящегося под таможенным контролем в отсутствие соответствующего разрешения таможенного органа, установлено, что МПО N CJ011720065RU было вручено Немирову В.И. 20.07.2018 в отделении почтовой связи N 355013 г. Ставрополя.
Перемещение международного почтового отправления N CJ011720065RU осуществлял перевозчик - ФГУП "Почта России".
Поскольку ФГУП "Почта России" осуществило выдачу МПО N CJ011720065RU без разрешения таможенного органа, допустив нарушение таможенных правил, установленных пунктом 36 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", таможня по выявленным признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, возбудила производство об административном правонарушении и составила в отношении предприятия протокол от 03.12.2018 N 10802000-1222/2018.
Постановлением от 21.12.2018 по делу об административном правонарушении N 10802000-1222/2018 ФГУП "Почта России" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3300 000 рублей.
Предприятие, не согласившись с указанным постановлением, оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Диспозиция части 1 статьи 16.9 КоАП РФ состоит в недоставке товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ составляют, в том числе, действия по выдаче без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем.
В силу пункта 1 и пункта 7 статьи 14Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (далее - ТК ЕАЭС)при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии с подпунктом 41 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "таможенный контроль" - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 285 ТК ЕАЭС международные почтовые отправления выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении таких товаров в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 286 ТК ЕАЭС таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производятся таможенным органом в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом.
Порядок производства таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу в МПО регламентируется главой 40 ТК ЕАЭС, а также Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу в МПО (далее - Правила), утвержденными приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК РФ) от 03.12.2003 N 1381(далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под МПО для целей применения главы 40 ТК ЕАЭС понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории ЕАЭС, поступающие на таможенную территорию ЕАЭС либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС закреплен перечень объектов относящихся к МПО, в число которых также входят посылки.
Непосредственный обмен МПО почтовыми службами Российской Федерации с почтовыми службами зарубежных стран осуществляется под таможенным контролем в пунктах международного почтового обмена, определяемых ГТК РФ (ФТС России) совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи (пункт 4, пункт 5 Правил), а каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена (далее - таможенный орган отправления), также составляет в двух экземплярах уведомление о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата, регистрируя уведомление в журнале регистрации уведомлений (пункт 53 Правил).
Согласно пунктам 54, 55, 56 Правил на накладной ф. 16, оформляемой на МПО в месте международного почтового обмена, должностное лицо таможенного органа проставляет штамп "Груз таможенный" и письменную отметку "С уведомлением". Один экземпляр уведомления должностное лицо таможенного органа вкладывает в страховой мешок, в котором МПО направляется в объект почтовой связи для выдачи адресату. При поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работниками этого объекта адресату направляется извещение ф. 22. При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие сопроводительные документы.
Согласно пункту 58 Правил N 1381 полученное уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, для получения разрешения на выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 120 ТК ЕАЭС, то есть выдачу МПО получателю объектом почтовой связи.
Выдачу МПО получателю объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, принятого начальником таможенного органа, либо уполномоченным им должностным лицом этого таможенного органа, при условии выполнения адресатом мер, предусмотренных статьей 120 ТК ЕАЭС, и фиксируется на свободном месте уведомления (его копии) путем простановки указанным должностным лицом таможенного органа отметки "Выдача МПО разрешена", заверенной подписью и оттиском личной номерной печати этого должностного лица.
Объект почтовой связи, являющийся местом международного почтового обмена, осуществляет выдачу МПО адресату применительно к порядку, установленному пунктами 56 - 57 Правил. При этом выдача МПО получателю (адресату), а также иные действия с МПО, предусмотренные Правилами оказания услуг почтовой связи, место международного почтового обмена осуществляет после завершения таможенного оформления товаров, пересылаемых в МПО, при наличии оттиска штампа "Выпуск разрешен", поставленного в таможенной декларации должностным липом таможенного органа.
Согласно пункту 81 Правил неврученные адресату МПО (в том числе и когда адресат получивший уведомление, не явился в таможенный орган для подачи отдельной таможенной декларации) подлежат возврату в место международного почтового обмена, из которого они были получены, с обязательным указанием причин, по которым осуществляется возврат.
Возвращаемые организацией почтовой связи МПО могут пересылаться (досылаться) в другие места международного почтового обмена для отправки и вручения адресату при условии согласования этой операции местом международного почтового обмена с таможенным органом, расположенным в этом месте обмена, в порядке, утвержденном руководителями этих организаций.
Пунктом 82 Правил установлено, что таможенное оформление возврата МПО производится в соответствии с таможенным режимом реэкспорта с использованием в качестве таможенной декларации справки ф. 20, составленной объектом почтовой связи, или ярлыка CN 15, или отметки в виде оттиска штампа с указанием причины возврата и проставлением отметки "Retour" ("Возврат"), заверенных подписью работника организации почтовой связи и оттиском ее календарного штемпеля.
В нарушение указанных требований таможенного законодательства ЕАЭС международное почтовое отправление (МПО) N CJ011720065RU было выдано получателю 20 июля 2018 предприятием без разрешения таможенного органа.
ФГУП "Почта России" не оспаривается факт выдачи без разрешения таможни международного почтового отправления.
Совокупностью представленных в материалы дела документов подтверждается, в том числе, ответами организации почтовой связи, факт выдачи предприятием получателю спорного МПО в отсутствие соответствующего разрешения таможенного органа, и, как следствие, о наличии в действиях предприятия объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 Кодекса.
ФГУП "Почта России", как оператор почтовой связи, получающий международные почтовые отправления, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Имея возможность для соблюдения установленного законом запрета на выдачу находящихся под таможенным контролем международных почтовых отправлений без разрешения таможенного органа, предприятие не приняло необходимых мер по его соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено.
Постановление вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. Сведения о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении направлялись предприятию телеграммой, а также электронной почтой. Факт надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении заявителем не оспаривается.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд не усматривает.
Оценив доводы апелляционной жалобы о неправомерном снижении судом первой инстанции размера назначенного штрафа до 150 000 руб., суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, по общему правилу, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.
Однако в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции предприятием в обоснование необходимости применения приведенных положений статьи 4.1 КоАП РФ предприятие были представлены копии отчетов о финансовых результатах за январь - июнь 2018 года, исходя из которых суд пришел к выводу о том, что предприятие находится в тяжелом материальном состоянии, осуществляет оказание универсальных услуг почтовой связи по тарифам, утвержденным государством, оказывая услуги в большинстве регионов Российской Федерации себе в убыток.
Учитывая данный факт, а также то, что предприятие не отрицало свою обязанность по соблюдению действующего законодательства в области выдачи (передачи) товаров, находящихся под таможенным контролем, является унитарным предприятием, выполняющим стратегически важные для государства задачи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией по доступным ценам, суд посчитал применение административного наказания в виде штрафа в размере 3300 000 не соответствующим тяжести совершенного правонарушения.
Учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что привлечение ФГУП "Почта России" к административной ответственности в виде штрафа в размере 330 000 руб. носит неоправданно карательный характер и не отвечает принципам соразмерности и справедливости наказания.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 266 - 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2019 по делу N А63-129/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-129/2019
Истец: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ" в лице УФПС Ставропольского края - филиала "Почта России"
Ответчик: МИНЕРАЛОВОДСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: МИНЕРАЛОВОДСКАЯ ТАМОЖНЯ