г. Тула |
|
7 августа 2019 г. |
Дело N А54-7441/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2019 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.04.2019 по делу N А54-7441/2018 (судья Котлова Л.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Концентрат" (Рязанская область, Шиловский район, р.п. Шилово, ОГРН 1076225000125, ИНН 6225008306) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Рязанской области (Рязанская область, р.п. Шилово, ОГРН 1046234006940, ИНН 6225006517) о признании недействительным решения от 06.07.2018 N 2.8-21/563, обязании устранить допущенные нарушения;
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Концентрат": Коняева И.В. (доверенность от 10.04.2017), Клишинская Н.В. (доверенность от 27.01.2017), Чепцов Э.К. (доверенность от 10.04.2017);
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Рязанской области: Седов Н.А. (доверенность от 19.03.2019 N 2.2-27/5035), Купорев В.А. (доверенность от 11.01.2019 N 2.2-21/0187),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Концентрат" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Рязанской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения инспекции N 2.8-21/563 от 06.06.2018 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение по п. 1 ст. 126 НК РФ и назначение наказания в виде штрафа в размере 1800 руб. и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.04.2019 требования общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном ст.ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, инспекцией, на основании ст. 93 НК РФ обществу вручено требование от 10.05.2018 N 34/2 о представлении документов (информации) за период с 01.01.2017 по 30.06.2017:
1. Акты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности;
2. Действующие в настоящее время договоры займа, залога, поручительства, сдачи имущества в аренду;
3. Отчет кладовщика;
4. Журнал учета выдачи путевых листов;
5. Материальный отчет кладовщика по приему товара;
6. Приказ о закреплении машин за водителями
7. Сборник нормативов по производству концентратов ГОСТ (СанПиН);
8. Калькуляция на выпускаемую продукцию;
9. Оборотно-сальдовые ведомости с разбивкой по годам;
10. Карточки аналитического учета по счетам бухгалтерского учета в электронном виде.
Письмом N 128 от 24.05.2018 общество сообщило, что все документы были изъяты налоговым органом при проведении выемки документов на основании постановлений о производстве выемки, изъятия документов и предметов.
В связи с тем, что указанное требование не было исполнено в установленные налоговым законодательством сроки, 01.06.2018 инспекцией на основании п. 1 ст. 101.4 НК РФ был составлен акт N 2.8-21/352 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях. Данный акт направлен обществу по ТКС и получен 04.06.2018.
Обществом в инспекцию на акт проверки были представлены возражения N 26 от 15.06.2018.
По итогам рассмотрения материалов проверки инспекцией 06.07.2018 принято решение N 2.8-21/563 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 2 000 руб. Данное решение получено обществом 06.07.2018.
Не согласившись с решением инспекции от 06.07.2018 N 2.8-21/563, общество обратилось в УФНС России по Рязанской области (далее - управление) с жалобой.
06.08.2018 управлением вынесено решение N 2.15-12/12561@ об отмене решения инспекции от 06.07.2018 N 2.8-21/563 в части штрафных санкций по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб.
В связи с изложенным общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст.ст. 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной выше нормы следует, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" закреплено, что налоговым органам предоставляется право в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговому органу предоставлено право требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В п. 1 ст. 93.1 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
На основании п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 НК РФ (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).
В силу п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленный срок документов (информации), вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.11.2012 N ВАС-11890/12, следует, что налоговые органы вправе истребовать, а налогоплательщики обязаны представить документы, которые связаны непосредственно с исчислением и уплатой налогов. При этом аналогичное ограничение распространяется и в отношении лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика.
Согласно ст. 101 НК РФ, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 101.4 НК РФ, при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Пунктом 8 ст. 101.4 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный п. 6 настоящей статьи: 1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; 2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В силу ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) документов в инспекцию в установленный срок.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в непредставлении в установленный срок налогоплательщиком соответствующего документа.
Судом установлено, что согласно решению от 06.07.2018 N 2.8-21/563 общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа, в размере 2 000 рублей.
Решением управления от 06.08.2018 N 2.15-12/12561@ жалоба общества частично удовлетворена, решение от 06.07.2018 N 2.8-21/563 отменено в части применения штрафных санкций в размере 200 рублей за непредставление сборника нормативов по производству концентратов ГОСТ (СанПиН). В остальной части жалоба общества оставлена управлением без удовлетворения.
Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также п.п. 1.1 и 1.2 этой статьи, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.
По смыслу названной нормы штраф взыскивается исходя не только из истребованных документов (указанных в требовании), но также из факта их наличия у налогоплательщика.
Судом на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что общество не представило истребуемые инспекцией документы, так как они у общества фактически отсутствовали, о чем общество письмом N 128 от 24.05.2018 сообщило инспекции: общество не ведет акты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, приказы о закреплении машин за водителями; акты сверки взаимных расчетов в количестве 1 папки на 144 листах, журнал учета движения путевых листов в количестве 1 папки на 39 листах были изъяты налоговым органом 10.05.2018 в ходе выемки; действующие в настоящее время договоры займа, залога, поручительства, сдачи имущества в аренду были изъяты налоговым органом в ходе выемки 28.11.2017.
Таким образом, согласно системному толкованию положений ст. ст. 106, 108, 109, 110, 126 НК РФ лицо, у которого истребованы документы, не может быть привлечено к налоговой ответственности за непредставление отсутствующих у него документов.
Инспекцией не представлено в материалы дела безусловных доказательств, свидетельствующих о наличии у общества истребуемых документов.
Судом области также правильно учтено, что в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что решение инспекции N 2.8-21/563 от 06.07.2018 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ, не соответствует требованиям НК РФ и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, в связи с чем обоснованно признано недействительным.
Все доводы и аргументы апеллянта проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.04.2019 по делу N А54-7441/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-7441/2018
Истец: ООО "Концентрат"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Рязанской области