город Ростов-на-Дону |
|
06 августа 2019 г. |
дело N А53-43048/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Мирзоев И.Т., доверенность от 10.04.2018;
от третьего лица: представитель Янин В.В., доверенность от 13.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авто-Сити" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.06.2019 по делу N А53-43048/2018 по иску Департамента транспорта города Ростова-на-Дону (ОГРН 1026103285482, ИНН 6164060627) к обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Сити" (ОГРН 1106194006225, ИНН 6168034642) при участии третьего лица: администрации города Ростова-на-Дону о взыскании штрафа, принятое в составе судьи Губенко М.И.,
УСТАНОВИЛ:
департамент транспорта города Ростова-на-Дону (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Сити" (далее - ответчик, ООО "Авто-Сити", общество) о взыскании штрафа в размере 164 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Ростова-на-Дону.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.06.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что у департамента отсутствует техническая возможность контроля выхода на линию транспорта перевозчиков. При нулевой цене контракта начисление штрафа на основании пункта 7.7 контракта нарушает требования ФЗ N 44.
В судебное заседание истец надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом транспорта города Ростов-на-Дону (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "Авто-Сити" (перевозчиком) по результатам открытых конкурсов NN 0358300284518000148, 0358300284518000118, 0358300284518000122, 0358300284518000123, 0358300284518000156, 0358300284518000120, 0358300284518000166 были заключены муниципальные контракты на выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам NN 2а "ЖК "Измаильский парк" - Ц. Рынок - ЖК "Измаильский парк" от 08.10.2018, 10 "Стройгородок - мкр. Суворовский" от 08.10.2018, 17 "Соловьиная - пр. Сельмаш" от 08.10.2018, 41 "ЖК "Европейский" (мкр. Три Сквера) - Ц. Рынок - "ЖК "Европейский" от 05.10.2018, 60 "ул. Мечникова - Ц. Рынок - ул. Мечникова", 60а "Новое поселение - Ц. Рынок" и 12 "Ц. Рынок - ЖК "Акварель" от 08.10.2018, 62 "ЖК "Соловьиная роща" - пл. К. Маркса" от 08.10.2018, 75 "Гребной канал - Ц. Рынок - Гребной канал" от 08.10.2018, предметом которых является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 2а, 10, 17, 41, 60, 60а, 12, 62, 75.
Срок действия контрактов установлен до 31.07.2023 (пункт 3.1 контрактов).
Согласно пункту 1.2 контракта, наименования, виды работ, требования, предъявляемые к выполнению работ, включая параметры, определяющие качественные и количественные характеристики работ, особые условия выполнения работ, место выполнения работ, и другие условия исполнения контракта определяются в техническом задании (приложение N 1 к контракту).
Пунктами 1.9.1 и 1.9.2 технического задания к контракту, установлено количество графиков в сутки.
Пунктом 7.7 контракта предусмотрена ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения перевозчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, в размере 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно).
По результатам проведенных контрольных мероприятий за соблюдением перевозчиком условий контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулярным тарифам по муниципальным маршрутам N 2а, 10, 17, 41, 60, 60а, 12, 62, 75 Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону установлены нарушения пунктов 1.9.1. и 1.9.2 технического задания к контрактам.
Общая сумма штрафа составила 164 000 руб.
Истцом в адрес ответчика были направлены претензии от 12.11.2018 NN 258-18, 259-18, 260-18, 261-18, 262-18, 263-18, 264-18, от 14.11.2018 NN 314-18, 315-18, 316-18, 317-18, 318-18, 319-18, 320-18, от 19.11.2018 NN 366-18, 367-18, 368-18, 369-18, 370-18, 371-18, 372-18 с требованием оплатить в течение 15 дней со дня получения претензии в добровольном порядке в бюджет города штраф, общая сумма которого составила 164 000 руб., которые были оставлены без ответа и удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
В связи с неисполнением перевозчиком обязательств по оплате штрафа в добровольном порядке, Департамент транспорта города Ростова-на-Дону обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 14 Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В обоснование расчета суммы штрафа в материалы дела представлены акты проверки транспортного средства.
Требование о взыскании штрафа удовлетворено судом первой инстанции в заявленном к взысканию размере.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что заключенные контракты не имеют цены, пункты 7.3 и 7.7 спорных контрактов противоречат положениям постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
Согласно пункту 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 2 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 предусмотрено, что размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.
Согласно пункту 3 Правил определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Установление в законодательстве принципа определения размера штрафа исходя из доли от цены муниципального или государственного контракта не исключает возможность установления штрафа в конкретной денежной сумме при нарушении условий контракта, не имеющего стоимостного выражения.
Включение в контракт подобного условия не свидетельствует о недействительности контракта в целом либо его части, поскольку не противоречит целям осуществления закупок.
Кроме того, по смыслу пункта 2 названных выше правил не следует, что размер штрафа в виде фиксированной суммы установлен исключительно как процент от цены контракта.
Доводы ответчика об отсутствии доказательств нарушений ответчиком контрактов, судом первой инстанции отклонены по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1.2 муниципальных контрактов наименования, виды работ, требования, предъявляемые к выполнению работ, включая параметры, определяющие качественные и количественные характеристики работ, особые условия выполнения работ, место выполнения работ, и другие условия исполнения контракта определяются в техническом задании (приложение N 1 к контракту).
Согласно абзаца 9 подпункта 3.1 технического задания перевозчик обязан обеспечить подключение оборудования ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленного на каждой единице подвижного состава в соответствии с требованиями действующего законодательства, к оборудованию системы спутниковой навигации Центральной диспетчерской службы (далее - ЦДС).
В силу пункта 3.2, подпункта 3.2.11 технического задания перевозчик обязан обеспечить работу подвижного состава на маршруте регулярных перевозок в системе спутниковой навигации ЦЦС через подключение оборудования ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленного на каждой единице подвижного состава в соответствии с требованиями действующего законодательства, к оборудованию ЦДС. Контроль выполнения перевозчиком объемов перевозки, в том числе учет количества подвижного состава работающего на маршруте, учет выполнения графиков, количества рейсов и расписания движения осуществляется по информации ЦДС, полученной через систему ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с постановлением Администрации города Ростова-на-Дону N 655 от 18.06.2013 было создано МБУ "Центр ИТС".
Согласно подпункту 2.2 постановления к основному виду деятельности МБУ "Центр ИТС" относится выполнение функций оператора городской системы мониторинга и диспетчеризации автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающего в режиме реального времени, в рамках переданных полномочий, контроль и оперативное управление движением автомобильного и городского наземного электрического транспорта, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров на территории города.
В силу пункта 2.2. устава МБУ "Центр ИТС" предметом деятельности учреждения является осуществление функций оператора городской Интеллектуальной транспортной системы, в том числе: осуществление функций Центральной диспетчерской службы (далее - ЦДС) функции организации получения, обработки и хранения информации об исполненном движении подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта осуществляющего регулярные перевозки пассажиров и багажа на территории города, а также формирование отчетов об осуществлении перевозок пассажиров и багажа на территории города.
Таким образом, в силу пункта 3.2, подпункта 3.2.11 технического задания, подпункта 2.2 постановления, пункта 2.2 устава МБУ "Центр ИТС" контроль выполнения перевозчиком объемов перевозки, в том числе учет количества подвижного состава работающего на маршруте, учет выполнения графиков, количества рейсов и расписания движения осуществляется по информации МБУ "Центр ИТС", осуществляющей функции Центральной диспетчерской службы (ЦДС) полученной через систему ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств соблюдения обязательств по заявленных истцом нарушениям по спорному контракту не представлено.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.06.2019 по делу N А53-43048/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-43048/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчик: ООО "АВТО-СИТИ"
Третье лицо: Департамент транспорта города Ростова-на-Дону