г. Ессентуки |
|
5 августа 2019 г. |
Дело N А63-26436/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 05.08.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аграрное строительство и технологии" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.04.2019 по делу А63-26436/2018 (судья Сиротин И.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аграрное строительство и технологии", (г. Ставрополь, ОГРН 1122651007126), к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, (г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737), о признании незаконным отказ в государственной регистрации объекта недвижимости, об обязании управления Росреестра по СК осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Аграрное строительство и технологии" Югиной В.В. (доверенность от 09.01.2019),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аграрное строительство и технологии" (далее - общество, ООО "Аграрное строительство и технологии") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра по СК), о признании незаконным отказа в государственной регистрации от 02.10.2018 N 26-0-1-133/3012/2018-1551 26/133/013/2018-1885 в отношении объекта недвижимости: скважина N 1, расположенного по адресу: 2 Ставропольский край, Благодарненский район, п. Ставропольский; об обязании управление Росреестра по СК осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости: скважина N 1, расположенного по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, п. Ставропольский.
Решением от 29.04.2019 обществу в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Управление Росреестра по СК отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель ООО "Аграрное строительство и технологии" поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, аргументируя тем, что материалы дела опровергают правомерность вынесения решения. Выводы, которые сделал Арбитражный суд Ставропольского края, полагают, что на государственную регистрацию не представлен документ, на основании которого подготовлена техническая документация, подтверждающие характеристику скважины.
Мотивируя тем, что регистрирующий орган необоснованно отказал в регистрации права собственности на спорный объект, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, договор оказания услуг по бурению N 05-05/2016 от 05.05.2016, ООО "СпецАвтроСтрой" обязался оказать ООО "Аграрное строительство и технологии" разведочно-эксплуатационное бурение скважины диаметром долота 112 мм., в количестве 1 (одна) штука, предварительно глубиной 85 м., а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в размере, в сроки и в порядке, предусмотренном условиями договора. В случае обнаружения водоносного горизонта между сторонами подписывается дополнительное соглашение на обустройство скважин, в котором устанавливаются новые условия оказания услуг, в том числе стоимость и сроки оказания услуг.
Принимая во внимание, то, что в акте приема-передачи оказанные услуги к договору оказания услуг по бурению от 23.05.2016, от 21.06.2016, ООО "СпецАвтоСтрой", г. Михайловск, указаны следующие услуги: разведочноэксплуатационное бурение скважины диаметром долота 112 мм, в количестве 1 (одна) штука, предварительно глубиной 85 м; бурение скважины в количестве 1 (одна) единица, глубиной 85 погонных метра. Согласно договора аренды земельного участка N 13 от 03.05.2017, заключенного между Администрацией Благодарненского муниципального района Ставропольского края (арендодатель) и ООО "Аграрное строительство и технологии" (арендатор), арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, с кадастровым номером 26:13:140304:15, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Российская Федерация, Ставропольский край, Благодарненский район, поселок Ставропольский, в 100 метрах на запад от улицы Асфальтная, дом 15, в границах, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью. Срок аренды участка устанавливается с 03.05.2017 по 28.10.2041 года (пункт 2.1. договора). 3 16.06.2018 ООО "Аграрное строительство и технологии", г. Ставрополь, обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на объект - скважина N 1, глубиной 85 м, расположенной на земельном участке 26:13:140304:15 по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, поселок Ставропольский. Сообщением от 02.10.2018 N 26-0-1-133/3012/2018-1551 26-133/013/2018-1885 Управление Росреестра по СК уведомило истца об отказе в государственной регистрации права собственности на заявленный объекты недвижимого имущества, в связи с тем, что ООО "АСТ" не были представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) установлено судом совокупность юридических фактов: несоответствие данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) отказ в государственной регистрации прав, либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 13, абзацем 11 пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав обязан осуществлять правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проводить проверку законности сделки в соответствии с настоящим Законом, в том числе устанавливать отсутствие противоречий 4 между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления. Правовая экспертиза проводится на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Если иное не установлено Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
Пунктом 1 статьи 20 названного Закона предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; - не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Предметом доказывания по настоящему делу входит установление нарушения прав и законных интересов заявителя со стороны регистрирующего органа, а также законность его акта, изданного в связи с осуществлением конкретных регистрационных действий, то есть оценка достаточности для регистрации перехода права собственности тех документов, которые были представлены заявителем в регистрирующий орган.
Суд, оценив представленные на государственную регистрацию документы в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии у регистрационной службы оснований для отказа в государственной регистрации права собственности.
В соответствии со статьями 9, 13, 17 Закона о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных 5 заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. Порядок проведения государственной регистрации определен статьей 13 Закона о регистрации и предусматривает, что при государственной регистрации прав производится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. При проведении правовой экспертизы документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав. Также проводится проверки действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленных законодательством Российской Федерации требованиям.
В материалах дела также указанно, что в качестве документов-оснований были представлены: заявление на постановку на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства от 16.06.2018 N 26-0-1-133/3012/2018-1551, заявление о государственной регистрации права собственности от 16.06.2018 N 26/133/013/2018-1885, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 29.04.52018, договор аренды N 13 от 03.05.2017, дело лицензии СТВ от 28.10.2016 N 00220 ВЭ, паспорт буровой скважины (колодца) 1/БН от 12.11.2015 N 367, учетная карточка буровой скважины от 09.08.2016 N 1837, технический паспорт скважины на воду от 16.06.2018, приказ N 56/1 от 11.08.2015. В соответствии со статьей 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представленные на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 21 Закона о регистрации).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления 6 государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе. 7 Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Государственная регистрация прав осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации права, возникающего на основании такого договора, если иное не установлено Законом о регистрации (ч. 3 ст. 15 Закона о регистрации). Среди представленных на государственную регистрацию права документов отсутствовал документ, на основании которого подготовлен технический план сооружения, тогда как в соответствии с п. 8, 11 ст. 24 Закона о регистрации - сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 9 и 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. В материалах дела декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. Техническая документация скважины отсутствуют.
Согласно пункту 4.2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации - выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с Законодательством РФ о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с использованием участками недр. Частью 1 статьи 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых и пользование 8 недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются исключительно в соответствии с утвержденными техническими проектами. Указанное правило не касается случаев добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи, которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Обществом не представлены документы, подтверждающие такие характеристики сооружения для целей добычи подземных вод заявителем представлены не были. В разделе "Заключение кадастрового инженера", представленного технического плана сооружения, не содержится информации об осуществлении строительства буровой скважины без разрешительной документации (технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых), с учетом технических характеристик скважины (а именно суточного объема добычи подземных вод, согласно требованиям ст. 23.2 Закона о недрах). Согласно части 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 26:13:140304:15, на котором осуществляется строительство скважины, предоставлен в аренду ООО "ACT" на срок с 03.05.2017 по 28.10.2041, при этом в представленном техническом плане указывается год завершения строительства скважины - 2016.
Также обществом не представлены документы на государственную регистрацию о правах на земельный участок на 2016 год, в следствии чего 02.07.2018 по решению регистратора государственная регистрация была приостановлена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В течение срока приостановления государственной регистрации причины, препятствующие ее проведению, устранены не были.
Суд апелляционной инстанции считает, что управлением правомерно, в соответствии с действующим законодательством, было отказано в государственной регистрации права собственности ООО "АСТ", г. Ставрополь, на спорный объект недвижимости на основании абзаца 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя)
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводам суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.04.2019 по делу N А63-26436/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-26436/2018
Истец: ООО "АГРАРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ТЕХНОЛОГИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ