город Ростов-на-Дону |
|
07 августа 2019 г. |
дело N А32-8192/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Цымбал М.С. по доверенности от 14.11.2017,
от заинтересованного лица - Калякина Р.В. по доверенности от 10.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2019 по делу N А32-8192/2019 (судья Хмелевцева А.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар"
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
об оспаривании отказа, выраженного в письме 11.12.2018 N 202-06.3-10-35357/18,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром трансгаз Краснодар") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган), выраженного в письме от 11.12.2018 N 202-06.3-10-35357/18.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром трансгаз Краснодар" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что поскольку ООО "Газпром трансгаз Краснодар" эксплуатирует магистральные газопроводы, проходящие, в том числе, по покрытым растительностью территориям вне населенных пунктов, проведение рубок для обеспечения безопасной эксплуатации газопроводов является неотъемлемой частью производственной деятельности организации. Письмом от 11 декабря 2018 года N 202-06.3-10-35357/18 Министерство природных ресурсов Краснодарского края фактически выразило несогласие с произведенной рубкой (отказ обществу в осуществлении рубки), что препятствует законной деятельности заявителя по обслуживанию и эксплуатации участка Газопровода-отвода к ГРС пос. Верхнебаканский. 23 ноября 2018 года, то есть в день производства работ, сотрудниками Новороссийского лесничества - филиала ГКУ КК "Комитет по лесу" был составлен акт N82, в соответствии с которым на лесном участке, расположенном в квартале 83 части выдела 2 Верхне-Баканского участкового лесничества Новороссийского лесничества установлен факт незаконной рубки деревьев породы берест в количестве 59 штук. При этом данный акт составлен в одностороннем порядке, без исследования всех обстоятельств, пояснений и документов заявителя (статус заявителя как газотранспортной организации, наличие действующего газопровода, наличие у заявителя прав на данный линейный объект, установленный законом уведомительный порядок проведения рубок для эксплуатации линейных объектов). Уведомление общества о произведенной рубке 27 ноября 2018 года N 40/0160-04/2183, направленное в адрес Министерства природных ресурсов Краснодарского края, является действием согласно порядку произведения рубок для эксплуатации линейных объектов, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 года N 223 и свидетельствует о законности действий заявителя при проведении рубки, так как установленный законом объем обязанностей заявителя им был выполнен. Рассматриваемые правоотношения и нормы права, их регулирующие, необходимость получения согласия заинтересованного лица на проведение рубки, как и возможность отказа в ее проведении, не предусматривают. Вопреки этому оспариваемое письмо Министерство природных ресурсов фактически указывает на ненадлежащее исполнение заявителем своих обязанностей и в совокупности с актом планового (рейдового) осмотра N82 от 23 ноября 2018 года позволяет расценивать произведенную обществом рубку для эксплуатации газопровода как незаконную. Указанные обстоятельства нарушают права и законные интересы заявителя при обслуживании магистральных газопроводов, то есть в сфере осуществляемой заявителем предпринимательской деятельности. Также оспариваемым письмом на общество фактически возложена обязанность по предоставлению сведений, не указанных в приказе Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 года N 223, то есть на заявителя незаконно возлагаются дополнительные обязанности. Таким образом, заявитель полагает, что в данном споре имеется совокупность обстоятельств, указанная в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку нормы права, регламентирующие проведение рубок для эксплуатации линейных объектов, устанавливают уведомительный порядок проведения таких рубок и не предусматривают возможности получения от заинтересованного лица согласий, согласований, отказов и любых других ответных действий, то права заявителя будут восстановлены самим по себе фактом признания оспариваемого ответа незаконным.
В отзыве на апелляционную министерство указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель министерства не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения объезда линейной части магистральных газопроводов инженер по эксплуатации объектов газового оборудования общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" обнаружил, что на участке газопровода отвода ГРС пос. Верхнебаканский имеется затор в виде нагромождения на газовой трубе ветками, бревнами и иными частями деревьев, что создает угрозу развития аварийной ситуации.
В связи с необходимостью устранения механического воздействия посторонних предметов на трубу бригада сотрудников общества осуществили полную расчистку с проведением вырубки поросли, растущей непосредственно на газопроводе, что отразили в акте осмотра линейной части магистральных газопроводов от 27.11.2018 N 94/18, а также в журналах осмотра.
Об осуществлении указанных мероприятий общество уведомило Министерство природных ресурсов Краснодарского края письмом от 27.11.2018 N 40/0160-40/2183.
В соответствии с ответом административного органа от 11.12.2018 N 202-06.3-10-35357/18 Министерство природных ресурсов Краснодарского края, рассмотрев уведомление Анапского ЛПУИГ ООО "Газпром трансгаз Краснодар" от 27.11.2018 N 40/0160-04/2183, указало на невозможность принятия уведомления в работу по следующим причинам:
- не подтверждены полномочия на осуществление действий от имени юридического лица;
- нарушен срок представления уведомления, предусмотренный Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223;
- в уведомлении отсутствует информация о месте складирования древесины.
Административный орган также установил необходимость организовать натурный осмотр лесного участка на правомерность проводимых мероприятий, о результатах данного мероприятия информация будет представлена в срок до 20.12.2018.
Не согласившись с отказом, выраженным в письме от 11.12.2018 N 202-06.3-10-35357/18, общество обратилось в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Пунктом 4 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты, основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов. В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила N 223).
В силу пункта 8 Правил N 223 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В пункте 9 Правил N 223 указано, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Согласно пункту 10 Правил N 223 для проведения названных в пунктах 8 и 9 данных правил выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан юридические и физические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, не позднее 15 дней до завершения рубки, при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок, следующую информацию: а) наименование юридического лица; фамилия, имя, отчество - для физического лица; б) объем и породный состав вырубаемой древесины; в) сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (выдел, квартал) (для объектов электросетевого хозяйства также указывается диспетчерское наименование объекта и проектный номинальный класс напряжения); г) срок завершения рубки лесных насаждений.
Согласно пункту 11 Правил N 223 в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Из материалов дела следует, что об осуществлении расчистки с проведением вырубки поросли, растущей непосредственно на газопроводе общество уведомило Министерство природных ресурсов Краснодарского края письмом от 27.11.2018 N 40/0160-40/2183.
Доводы Министерства природных ресурсов Краснодарского края о том, что уведомление общества направлено с нарушением срока, установленного пунктом 10 Правил N 223, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку применительно к формулировке "не позднее, чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок" с учетом того, что рубка начата 23.11.2018, 24.11.2018 и 25.11.2018 приходятся на субботу и воскресение, общество направило уведомление 27.11.2018, т.е. с соблюдением срока. Кроме того, Правилами N 223 не установлены последствия пропуска срока направления такого уведомления.
Лицом, подписавшим уведомление от 27.11.2018 N 40/0160-04/2183, является начальник управления Анапского ЛПУИГ ООО "Газпром трансгаз Краснодар" Калтаков А.А.
Из представленных в административный орган материалов следует, что документы, подтверждающие полномочия указанного лица не приложены к уведомлению от 27.11.2018 N 40/0160-04/2183, что также отражено заинтересованным лицом в качестве причины, препятствующей принятию уведомления.
Однако Правила N 223 не содержат положений, регламентирующих подтверждение лицом полномочий при обращении с уведомлением в орган, осуществляющий контроль за надлежащим исполнением требований природоохранного законодательства, в императивном порядке. Кроме того, в Правилах N 223 не установлены последствия неподтверждения лицом, подписавшим уведомление, своих полномочий.
В пункте 10 Приказа также отсутствует указание на необходимость обозначения информации о месте складирования древесины.
Т.о., порядок направления уведомления, установленный Правилами N 223, соблюден. Отказ в принятии такого уведомления не предусмотрен действующим законодательством и не влечет правовых последствий для общества.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав (интересов) истца (заявителя). Способ судебной защиты должен быть избран таким образом, чтобы с его реализацией было достигнуто реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка общества на наличие в производстве Арбитражного суда Краснодарского края дела N А32-2788/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 09.01.2019 N 609-Л/2018 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 рублей правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку данный административный материал является самостоятельным по отношению к спорному ответу.
Судом первой инстанции также правомерно отклонена ссылка общества на акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 23.11.2018 N 82, которым зафиксирован факт незаконной рубки деревьев породы берест в количестве 59 штук. По мнению общества, в результате того, что министерство не отказало в принятии данного уведомления, факт вырубки поросли, деревьев приобрел для эксплуатации линейных объектов незаконный характер. Однако акт от 23.11.2018, фиксирующий незаконную рубку обществом деревьев, составлен ранее и уведомления общества от 27.11.2018, и ответа МПР КК от 11.12.2018 N 202-06.3-10-35357/18 о непринятии уведомления.
Учитывая, что общество не представило в материалы дела доказательств нарушения его прав и законных интересов обжалуемым документом министерства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2019 по делу N А32-8192/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8192/2019
Истец: ООО "Газпром трансгаз Краснодар", ООО ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ КРАСНОДАР
Ответчик: Министерство природных ресурсов КК, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ