г. Москва |
|
07 августа 2019 г. |
Дело N А41-91436/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жариновой В.Е.,
при участи в заседании:
от заявителя по делу - ООО "РИМЭКА" - Тальникова М.А., по доверенности от 18.02.2019,
от заинтересованного лица по делу - Администрации г.о. Балашиха - Черкасов И.А., по доверенности от 12.02.2019,
от третьего лица по делу - Золотухина К.В. - Белая М.Н., по доверенности от 13.01.2017,
от третьего лица по делу - Комитета по управлению имуществом г.о. Балашиха - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Золотухина К.В. на решение Арбитражного суда Московской области от 13 июня 2019 года по делу N А41-91436/18, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по заявлению ООО "РИМЭКА" к Администрации г.о. Балашиха о признании недействительным, 3-и лица - Золотухин К.В., Комитет по управлению имуществом г.о. Балашиха,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Римэка" (далее - ООО "Римэка", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - комитет, заинтересованное лицо) с требованием о признании незаконным постановления Администрации городского округа Балашиха от 24.10.2018 N 919-ПА об отмене постановления Администрации городского округа Балашиха от 28.2011 N 1271/13-ПА "Об утверждении документации по корректировке проекта планировки территории микрорайона N 22А г. Балашиха".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Золотухин К.В. не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном представители Золотухина К.В. и ООО "РИМЭКА" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Администрации г.о. Балашиха в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных возражениях, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Комитета по управлению имуществом г.о. Балашиха, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 15.09.2003 Правительством Московской области было принято постановление N 559/34 "О комплексной застройке микрорайона 22А вблизи села Никольско-Трубецкое Балашихинского района Московской области" (л.д. 145 т. 1).
Согласно п. 1 постановления, Правительство МО постановило признать целесообразность реализации в 2004-2008 годах предложенного ООО "Римэка" и Администрацией Балашихинского района Инвестиционного проекта комплексной застройки мкр 33А включающего жилые здания общей жилой площадью 280 тыс. кв. м и объекты социально-культурного назначения общей площадью 32000 кв. м на земельном участке площадью около 30 га в соответствии с генеральным планом г. Балашихи.
Пунктом 2 постановления рекомендовано ООО "Римэка" заключить с Минстроем и Администрацией Балашихинского района инвестиционный контракт по реализации указанного инвестиционного проекта.
01.10.2003 между Минстроем, Администрацией Балашихинского района и ООО "Римэка" заключен инвестиционный контракт на комплексную застройку земельного участка по адресу Балашихинский район вблизи с.Никольско-Трубецкое (проектируемый мкр 22а) (л.д. 41 т. 1).
Дополнительным соглашением N 03 от 04.06.2013 к контракту срок его исполнения установлен 2003-2018 (л.д. 57 т. 1).
17 марта 2004 года между Минмособлимуществом (арендодатель) и ООО "Римэка" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка находящегося в государственной собственности и используемого в предпринимательской деятельности N 01023-Z (далее - договор, л.д. 9 т. 1), согласно п. 1 которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок площадью 297718 кв. м с КН 50:15:040701:0003 категории "земли поселений", в границах указанных в кадастровом плане (приложение N 1 к договору). Земельный участок предоставляется для многоэтажного строительства (п. 1.3). Срок аренды установлен 49 лет (п. 2.1).
10.03.2015 между Администрацией го Балашиха (арендодатель) и ООО "Римэка" (арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды (л.д. 24), согласно которому объектами аренды стали являться земельные участки, образованные в результате раздела исходного участка с КН 50:15:040701:0003: земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0040701:307-50:15:0040701:324, 50:15:0000000:145823-50:15:0000000:145831 (л.д. 24-26 т. 1).
Постановлением Администрации го Балашиха от 28.12.2011 N 1271/13-ПА на основании обращения ООО "Римэка", постановления администрации от 14.09.2009 N 630/13-ПА "О подготовке документации по корректировке проекта планировки территории мкрн N 22А г. Балашихи", выписки из протокола заседания Градостроительного совета Московской области от 13.07.2011 N 25, в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, утверждена документация по корректировке проекта планировки территории мкрн N 22А г. Балашихи (л.д. 58 т. 1).
24.10.2018 Администрация го Балашиха, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, на основании анализа документации по корректировке проекта планировки территории микрорайона 22А г. Балашихи, приняла постановление N 919-ПА "Об отмене постановления Администрации городского округа Балашиха от 28.2011 N 1271/13-ПА "Об утверждении документации по корректировке проекта планировки территории микрорайона N 22А г. Балашиха" (л.д. 60 т. 1).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи (п. 2 ст. 41 ГрК РФ).
Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В соответствии с ч. 1, ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч. 2 ст. 46 ГрК РФ).
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (ч. 3).
Заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа (ч. 3.1).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (ч. 4).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч. 5).
В соответствии с частями 7 - 9 ст. 46 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления отмененного постановления администрации от 28.12.2011 N 1271/13-ПА), в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения. Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Согласно ч. 13 ст. 46 ГрК РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч. 14 ст. 46 ГрК РФ).
Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям (ч. 21 ст. 45 ГрК РФ).
В силу ч. 1 ст. 48 закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм в их совокупности муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случаях, если они приняты с нарушением или в противоречие с действующим законодательством и произвольно ограничивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что постановлением Главы го Балашиха от 30.10.2008 N 1111/13 утверждена документация по планировке территории жилого микрорайона N 22А г. Балашихи. Проект планировки территории утвержден на основании обращения ООО "РИМЭКА" от 26.05.2008 N Б-48, постановлений Главы го Балашиха от 25.01.2007 N 69/13 "О разрешении на разработку проекта планировки мкрн N 22А г. Балашихи", от 17.04.2007 N 436/13 "О проведении публичных слушаний", протокола публичных слушаний по проекту планировки территории микрорайона от 31.05.2007, заключения от 18.06.2007 о результатах публичных слушаний, протокола заседания Градостроительного совета при главном архитекторе Московской области от 22.04.2008 и в соответствии со ст. 46 ГрК РФ (л.д. 110 т. 2).
Постановлением администрации от 14.09.2009 N 630/13-ПА было принято предложение ООО "Римэка" о подготовке документации по корректировке проекта планировки территории мкрн N 22А г. Балашихи и о назначении его заказчиком на подготовку данной документации (л.д. 111 т. 2).
Постановлением от 28.12.2011 N 1271/13-ПА Администрация го Балашиха утвердила представленную ООО "РИМЭКА" 19.09.2011 документацию по корректировке проекта планировки территории мкрн N 22А г. Балашихи (л.д. 112 т. 2).
Согласно пояснениям администрации, она отменила принятое ранее постановление о корректировке проекта планировки, разработанного ООО "Римэка", в связи с несоблюдением требований, установленных для утверждения проекта планировки статьей 46 ГрК РФ. А именно, представленный обществом скорректированный проект планировки территории был утвержден без проведения публичных слушаний, т.е. с нарушением требований законодательства. Доказательств об обратном в материалы дела не представлено.
Частью 5.1 ст. 46 ГрК РФ предусмотрено, что общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении:
1) территории, в границах которой в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;
2) территории в границах земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу для ведения садоводства или огородничества;
3) территории для размещения линейных объектов в границах земель лесного фонда.
Также правильным является вывод суда первой инстанции, что заявителем не доказано, что им осуществляется деятельность, указанная в данной норме, в т.ч. по комплексному и устойчивому развитию территории, регулируемая ст. ст. 46.9, 46.10 ГрК РФ. Заявитель осуществляет строительство на основании заключенного инвестиционного контракта, имеющего признаки договоров о комплексном освоении территории. Однако на момент заключения такого договора нормы, устанавливающие специальный порядок заключения таких договоров еще не действовали (ст. 46.9, 46.10 ГрК РФ).
В то же время, осуществив утверждение проекта планировки территории на основании обращения ООО "РИМЭКА" от 26.05.2008 N Б-48 орган местного самоуправления руководствовался ст. 46 ГрК РФ в редакции от 16.05.2008.
Согласно ч. 5 ст. 46 ГрК РФ в указанной редакции проекты планировки территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Отменив акт об утверждении проекта о внесении изменений в проект планировки территории, процедура утверждения первоначального содержания которого проводилась в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (в том числе путем проведения публичных слушаний), орган местного самоуправления привел правоотношения в соответствие с нормами действующего законодательства.
Заявитель не лишен права вновь предоставить в орган местного самоуправления на утверждение проект планировки территории, а также оспаривать действия (бездействие) данного органа в случае их несоответствия законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Постановлением Администрации от 28.12.2011 года N 1271/13-ГТА была утверждена "документация по корректировке проекта планировки территории микрорайона N 22А Балашихи".
В соответствии с ч.5. ст. 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Публичных слушаний по утверждению нового проекта планировки микрорайона N 22А Балашихи не проводилось, что является нарушением прав неопределенного круга лиц (в том числе перечисленных в ч.7 ст. 46 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1, ч.2 ст. 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Постановлением Администрации N 919-ПА от 24.10.2018 г. было отменено незаконное Постановление N 1271/13-ПА, устранено нарушение ч.5 статьи 46 ГрК РФ и восстановлены нарушенные права лиц, указанных в ч.7 и ч.9 ст. 46 ГрК РФ.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что обществом и 3-им лицом в материалы дела не представлены доказательства прекращения разрешения на строительство, выданного обществу. Равным образом не представлены доказательства невозможности ввести в эксплуатацию построенных обществом объектов.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.06.2019 по делу N А41-91436/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-91436/2018
Истец: ООО "РИМЭКА"
Ответчик: ООО "РИМЭКА" Россия, 143905, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. БАЛАШИХА, УЛ. ЧИСТОПОЛЬСКАЯ, Д. 32, КВ. 5
Третье лицо: Администрация городского округа Балашиха МО, Золотухин Константин Валерьевич, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА