г. Киров |
|
07 августа 2019 г. |
Дело N А29-17879/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2019 по делу
N А29-17879/2018, принятое судом в составе судьи Басманова П.Н.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Флагман"
(ИНН: 1103002837, ОГРН: 1111103000139)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута"
в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010),
Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214)
о взыскании денежной суммы,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ"
(ИНН: 1103006077, ОГРН: 1121103001062),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми о взыскании с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление) задолженности по договорам управления многоквартирными домами за период с 01.04.2016 по 30.04.2017 в сумме 14 797 897 рублей 90 копеек, 7 398 рублей 95 копеек пени за период с 17.11.2018 по 18.11.2018, пени за период с 19.11.2018 по день рассмотрения дела в суде.
Делу присвоен номер А29-17510/2018.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 18.12.2018 исковые требования о взыскании задолженности и пени в отношении незаселенных квартир за период с 01.04.2016 по 30.04.2017 по договору управления многоквартирным домом по адресу: п. Северный, ул. Нагорная, д. 19 от 01.01.2016 N ФЛ-2016/33 выделены в отдельное производство.
Делу присвоен номер А29- 17879/2018.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил взыскать с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Управления задолженность за период с 01.04.2016 по 30.04.2017 в размере 726 698 рублей 32 копеек, неустойку в сумме 375 рублей 46 копеек за период с 17.11.2018 по 18.11.2018, с продолжением начисления неустойки по день вынесения судебного акта.
К участию в деле качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (далее - ООО "Воркутинские ТЭЦ").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2019 с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Комитета за счет средств казны муниципального образования городского округа "Воркута" в пользу Общества взыскана задолженность в размере 726 698 рублей 32 копеек и 48 521 рубль 08 копеек пени.
Комитет с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что с учетом заявленного спорного периода (с апреля 2016 года по апрель 2017 года) Комитет не может являться надлежащим ответчиком. При этом заявитель жалобы ссылается на то, что изменения в решение Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 01.06.2013 N 270 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута", внесенные решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 06.06.2018 N 516, вступили в законную силу 06.06.2018, а значит в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Общество, Управление, ООО "Воркутинские ТЭЦ" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.06.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11.06.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 124, 125, 210, пунктами 1, 3 статьи 215, статьями 249, 307, 309, пунктом 1 статьи 330, пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 ГК РФ, статьями 153, 154, 154, частями 6.2, 7, 11, 14 статьи 155, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров".
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в исковой период в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" находились жилые помещения (квартиры N N 1, 5, 6, 8, 16, 17, 22, 25, 26, 40, 48, 49, 62, 67, 68, 69, 72, 95, 106, 109), расположенные в многоквартирном доме по адресу: Республика Коми, г. Воркута, п. Северный, ул. Нагорная, д. 19 (далее - многоквартирный дом). Доказательств, подтверждающих, что указанные жилые помещения в спорный период были заселены, находились в собственности иных лиц, ответчиком не представлено.
01.01.2016 между Обществом (управляющая организация) и собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе с представителем собственника помещений, находящихся в казне муниципального образования городского округа "Воркута", в лице Управления, был заключен договор управления многоквартирным домом N ФЛ-2016/33 (лист дела 21 том 1).
За период с 01.04.2016 по 30.04.2017 за ответчиком образовалась задолженность по внесению платы за содержание жилых помещений и коммунальные услуги (тепловая энергия) в размере 726 698 рублей 32 копеек (листы дела 21-27 том 2).
Расчет задолженности судом первой и апелляционной инстанции проверен и признан правильным, поскольку соответствует установленным тарифам и нормативам, периоду просрочки.
Истец начислил ответчику пени за период с 17.11.2018 по 18.11.2018 в размере 375 рублей 46 копеек, а также просил начислить ответчику пени по день вынесения судебного акта.
Расчет пени судом первой инстанции проверен и правомерно признан правильным, размер пени по день вынесения оспариваемого решения правильно определен в сумме 48 521 рубля 08 копеек.
Довод заявителя жалобы о том, что Комитет является ненадлежащим ответчиком по делу, правильно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Решением Совета муниципального образования городской округ "Воркута" от 01.06.2013 N 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 270).
Пунктом 1 статьи 6 Положения N 270 предусмотрено, что органы Администрации МОГО "Воркута" осуществляют функции Администрации МОГО "Воркута" по реализации ее полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом в пределах их компетенции, установленной настоящим Положением и положениями об этих органах.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 06.06.2018 внесены изменения в решение Совета МОГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270, в соответствии с которым пункт 3 статьи 6 дополнен подпунктами 13 и 14. Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 6 Положения N 270 Комитет в пределах полномочий, предоставленных настоящим Положением и Положением о Комитете, до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги.
Таким образом, решением Совета МОГО "Воркута" от 06.06.2018 полномочия по несению расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального жилищного фонда до его заселения переданы Комитету, который является финансово-распорядительным органом в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание пустующего муниципального жилого фонда (до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда), и выступает как представитель публично-правового образования.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде.
Следовательно, с учетом приведенных норм и разъяснений, от имени публично-правового образования МОГО "Воркута" в качестве представителя ответчика по делу, независимо от периода возникновения задолженности, должен выступать орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде, которым в данном случае является Комитет. В резолютивной части судебного акта о взыскании задолженности с публично-правового образования должно содержаться указание о взыскании за счет средств казны публично-правового образования и наименование соответствующего органа в качестве представителя публично-правового образования, обладающего необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В этой связи спорная задолженность обоснованно взыскана судом первой инстанции в пользу Общества с МОГО "Воркута" в лице Комитета за счет казны муниципального образования.
Доводы заявителя жалобы основаны на ошибочном толковании норм права.
Досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Комитета - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2019 по делу N А29-17879/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-17879/2018
Истец: ООО Флагман
Ответчик: городского округа Воркута в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО Воркута, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО Воркута
Третье лицо: ООО Воркутинские ТЭЦ, АО Воркутинский производственный участок филиала Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ по Республике Коми, ООО "Воркутинские ТЭЦ", ФГБУ филиал ФКП Росреестра по Республике Коми