город Москва |
|
8 августа 2019 г. |
дело N А40-37161/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 08.08.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Попов В.И., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Аквилон"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2019
по делу N А40-37161/19, принятое судьей Нагорной А.Н.
по исковому заявлению ООО "Аквилон" (ОГРН 1027739261880)
к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы (ОГРН 1027739830161), Правительству г Москвы
третьи лица: 1. ООО "Гранд" (ОГРН 5177746129920), 2. ИФНС России N 5 по г. Москве (ОГРН 1047705092380), 3. ГБУ г. Москвы "Гормост" (ОГРН 5117746071119)
о признании недействительными акта, решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованных лиц - 1. Голубева Е.К. по доверенности от 29.12.2018, Голубева Е.К. по доверенности от 07.06.2019;
от третьих лиц - 1-2. не явились, извещены, 3. Зиборова И.А. по доверенности от 18.01.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2019 в удовлетворении заявленных ООО "Аквилон" требований о признании недействительными: акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 25.12.2018 N 24420, решения Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве при Правительстве г. Москвы от 15.03.2019 об отказе в отмене акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, доведенного письмом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 20.03.2019 N ДПР-31-5538/18, отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Аквилон" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ООО "Гранд", ИФНС России N 5 по г. Москве, 3. ГБУ г. Москвы "Гормост".
Представители ООО "Аквилон" (заявитель), третьих лиц - ООО "Гранд" и ИФНС России N 5 по г. Москве в судебное заседание не явился, информация о времени и месте размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Департамента экономической политики и развития г. Москвы, Правительства г. Москвы, третьего лица - ГБУ г. Москвы "Гормост" в судебном заседании поддержали свои возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Департаментом по результатам сбора сведений об объектах обложения торговым сбором выявлен объект торговли - помещение в здании по адресу: Москва, улица Большая Якиманка, дом 58, сооружение 1, комната 5, используемое для осуществления торговой деятельности.
По результатам указанных мероприятий Департаментом составлен акт от 25.12.2018 N 24420 "О выявлении нового объекта обложения торговым сбором", в соответствии с которым датой возникновения объекта обложения торговым сбором является 30.07.2018, код вида торговой деятельности - 02 (торговля через объекты нестационарной торговой сети), код объекта осуществления торговли - 08 (иное), ставка сбора - 40.500 руб.; сумма сбора за период с даты возникновения объекта обложения по момент составления акта - 81.000 руб. (то есть за периоды 3 и 4 кварталы 2018).
Акт с письмом Департамента от 29.12.2018 N ДПР-30-6588/18 направлен в адрес общества (по адресу его регистрации); сведения об объекте включены в список объектов осуществления торговли на сайте Департамента в сети Интернет.
Не согласившись с актом, общество обратилось в Департамент с жалобой от 22.01.2019, которая рассмотрена на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве при Правительстве г. Москвы 15.03.2019.
По результатам ее рассмотрения Комиссией принято решение об отказе в отмене акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, что подтверждено выпиской из протокола заседания Комиссии от 15.03.2019 N 66.
Результат рассмотрения жалобы Комиссией доведен до общества письмом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 20.03.2019 N ДПР-31-5538/18.
В обоснование своей позиции общество указывает на то, что в период, указанный в обжалуемом акте, заявителем по указанному адресу не осуществлялась торговая деятельность на объекте и объект не использовался. Согласно договору аренды нежилого помещения N 05/ОПШ от 01.01.2018, заключенному между ООО "Аквилон" и ООО "Гранд" и акту приема-передачи помещение по адресу: Москва, Большая Якиманка, дом 58, сооружение 1, ком. 5 (пешеходный тоннель "Шоколадница") передано в аренду последнему во владение и пользование на срок до 30.11.2018. Из фотографий объекта, сделанных в день проведения осмотра, не следует, что торговлю в объекте осуществляло ООО "Аквилон". Какие-либо надписи на ярлыках и бирках, ценники, указывающие на ООО "Аквилон" как на продавца товаров, на фотографиях отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав и законных интересов общества.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 410 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 411 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории г. Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Согласно п. 1 ст. 412 названного Кодекса определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
В соответствии с п. 1 ст. 416 Налогового кодекса Российской Федерации, постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.
В силу п. 1 ст. 418 Кодекса органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и Законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории г. Москвы.
Согласно п. 1 ст. 418 Налогового кодекса Российской Федерации орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 418 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно ст. 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти г. Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, определено, что Департамент экономической политики и развития г. Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы.
Постановлением Правительства г. Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в г. Москве.
Пунктом 1.2. Порядка определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития г. Москвы.
В целях сбора уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли, в том числе, Государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Центр налоговых доходов" осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории г. Москвы, в уполномоченный орган в соответствии с Регламентом (п. 2.1.1. Порядка); получение сведений об объектах осуществления торговли у собственников и иных правообладателей объектов осуществления торговли (в том числе зданий, строений, сооружений и их частей, включая такие объекты, расположенные в жилых домах) (п. 2.1.2. Порядка); получение сведений в результате использования информации, размещенной физическими и юридическими лицами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в средствах массовой информации (п. 2.1.3. Порядка).
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения.
Пунктом 2.1.6. Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что при сборе сведений об объектах обложения сбором может использоваться информация от Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Центр налоговых доходов".
Согласно п. 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент экономической политики и развития г. Москвы составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения.
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном порядке.
Пунктом 3.4 Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее 3-х рабочих дней с момента его утверждения.
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, п. 3.4 которого установлено, что Список объектов публикуется на официальном департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.
В соответствии с п. 4.1 Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в Список объектов, опубликованный на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из списка объектов.
Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 14.10.2016 основной вид деятельности предпринимателя Петросовой К.Р. - торговля (л.д. 32-37).
В ходе обследования установлено, что предпринимателем не исполнена обязанность по предоставлению в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту стационарной торговой сети, имеющий торговый зал - магазин площадью торгового зала 14, 2 кв.м. по адресу: Москва, Рогожский Вал, дом 5, стр. 13 на момент включения в список объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор.
При таких обстоятельствах, выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, Департаментом правомерно включен объект в список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, используются следующие понятия: объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в п. 2 ст. 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор; торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
При этом согласно п. 1.5.2. Порядка к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, относятся расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
Согласно п. 1 ст. 416 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляется на основании уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган.
В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 416 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в срок не позднее 5 дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с положениями п. 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список объектов, опубликованный на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обратиться в уполномоченный орган с заявлением об исключении такого объекта из списка объектов.
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило заявление в срок, указанный в настоящем пункте, уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что, получив от ГБУ г. Москвы "Центр налоговых доходов" информацию об объекте осуществления торговли, а именно: информационную карту от 30.07.2018 с приложением фотографий объекта, находящемся по адресу: Москва, Большая Якиманка, дом 58, сооружение 1, комната 5, в котором заявитель осуществляет торговую деятельность, объект включен в список объектов, который опубликован на официальном сайте Департамента https://depr.mos.ru/ 05.10.2018, о чем обществу сообщено письмом от 09.10.2018 N ДПР-31-5535/18. При этом вид торговли, осуществляемой через объект определен как "торговля через объекты нестационарной торговой сети".
Общество воспользовалось правом, предусмотренным п. 4.1. Порядка и обратилось в адрес Департамента в установленный 20-дневный срок с заявлением от 18.10.2018 об исключении объекта из списка объектов, которое рассмотрено Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве.
По итогам рассмотрения вопросов, решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии, который утверждается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.
Обращение рассмотрено 11.12.2018 на заседании Комиссии, по итогам которого Комиссией принято решение об отказе в исключении объекта из списка объектов, что подтверждено выпиской из протокола N 62.
Письмом от 21.12.2018 N ДПР-31-5538/18 Департаментом заявитель уведомлен о принятом решении.
25.12.2018 Департаментом составлен оспариваемый акт N 24420 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором в отношении объекта.
Сопроводительным письмом от 29.12.2018 N ДПР-30-6588/18 указанный акт направлен в адрес заявителя.
Заявитель указывает на то, что в период, указанный в оспариваемом акте, торговая деятельность им не осуществлялась по указанному адресу.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Департаментом в ходе проведения сбора сведений об объекте установлено, что через объект, расположенный по указанному адресу, осуществляется торговля. Объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и осуществления денежных расчетов, что подтверждено фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений. На самом объекте размещено свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта от 01.01.2017 N 1400-000061, выданное заявителю на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта от 12.06.2013 N 52- 1/2013-торг с ГБУ г. Москвы "Гормост", которое действительно с 01.01.2017 по 31.12.2018. Согласно фототаблице, являющейся приложением к информационной карте, на момент осуществления сбора информации на объекте предложены к реализации сувениры, флеш-карты, наушники, колонки, аккумуляторы, зарядные устройства, канцелярские товары и прочее. Товары сопровождались ценниками с указанием в качестве продавца ООО "Ассортимент" (без указания ИНН или ОГРН организации), а на фискальном чеке, полученном сотрудниками ГБУ г. Москвы "Центр налоговых доходов" в момент осуществления сбора сведений, имелись сведения о продавце ООО "Диалог Трейд" (без указания ИНН или ОГРН организации).
Таким образом, признаки фактического осуществления торговой деятельности на объекте именно ООО "Гранд", отсутствовали.
Следовательно, обществом с привлечением иных юридических лиц (ООО "Гранд", ООО "Ассортимент", ООО "Диалог Трейд") организована схема уклонения от налогообложения: участвующие в ней лица намеренно не предоставляют достоверную информацию о продавце или же предоставляют противоречащие друг другу сведения о продавце, таким образом затрудняя выявление указанной схемы налогообложения и делая невозможным определение лица, фактически осуществляющего торговую деятельность с использованием объекта.
Исходя из данных обстоятельств, Департамент пришел к обоснованному выводу о том, что общество осуществляло торговлю через нестационарный торговый объект и является плательщиком торгового сбора.
Ссылки заявителя на договор аренды нежилого помещения от 01.01.2018 N 05/ОПШ, заключенный между ним и ООО "Гранд", составленный в соответствии с ним акт приема-передачи, согласно которым помещение по указанному адресу (пешеходный тоннель "Шоколадница") передано в аренду ООО "Гранд" на срок до 30.11.2018 отклоняется, поскольку заключение указанного договора противоречит постановлению Правительства г. Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП, договору заявителя с ГБУ г. Москвы "Гормост" на размещение нестационарного торгового объекта от 12.06.2013 N 52-1/2013-торг и не может освобождать заявителя от обязанностей, возникших у него вследствие получения во временное владение и пользование нестационарного торгового объекта.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Выводы суда первой инстанции по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2019 по делу N А40-37161/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37161/2019
Истец: ООО "АКВИЛОН"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 5 ПО Г. МОСКВЕ, ООО "ГРАНД"