г. Саратов |
|
08 августа 2019 г. |
Дело N А12-8733/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Е.В. Пузиной
судей М.А. Акимовой, С.Г. Веряскиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожокарём А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Царицынский комбинат" (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 181, оф. 205, ИНН 3443134256, ОГРН 1173443004965)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2019 года по делу N А12-8733/2019 (судья В.В. Репникова)
по заявлению государственного инспектора отдела ветеринарного контроля и надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республики Калмыкия
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Царицынский комбинат" (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 181, оф. 205, ИНН 3443134256, ОГРН 1173443004965) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (344037, г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я Линия, д. 43, ИНН 6163072891, ОГРН 1056163009957),
при участии:
от общества - представитель Кобцева И.В. по доверенности от 25.03.2019
от административного органа - представитель Габитова С.Ш. по доверенности от 14.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее административный орган, Управление, Россельхознадзор) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченный ответственностью "Царицынский комбинат" (ИНН 3443134256, ОГРН 1173443004965) (далее ООО "Царицынский комбинат", Общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2019 заявленные требования удовлетворены, ООО "Царицынский комбинат" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
ООО "Царицынский комбинат", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2019 отменить, производство по делу об административных правонарушениях прекратить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что у Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и республике Калмыкия отсутствуют полномочия для проведения отбора проб готовой мясной продукции на предмет выявления нарушений в части маркировки пищевой продукции не в части эпизоотического благополучия. Процедура проведения проверки и отбора проб осуществлена с существенными нарушениями. При проведении проверки не соблюдены требования Закона N 294-ФЗ.
В судебное заседание явились представители ООО "Царицынский комбинат", Россельхознадзора.
Информация о времени и месте судебного разбирательства размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждается отчетом о публикации.
Представитель ООО "Царицынский комбинат" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит обжалуемое решение суда отменить.
Представитель административного органа, считает обжалуемое решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене, по основаниям, изложенным в представленном отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения, поданной по делу апелляционной жалобы в силу следующего.
Предметом заявленных требований является привлечение ООО "Царицынской комбинат" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 17.01.2019 по адресу г. Майкоп, пер. Коммунальный, д. 1 "А", ОП магазин N 1 г. Майкоп ООО "ПВ-ЮГ", при проведении в период с 17 по 31 января 2019 г. внеплановой выездной проверки ООО "ПВ-ЮГ", на основании распоряжения заместителя Руководителя Управления Малахова А.И. N 09-09/ВГ132 от 14 января 2019 г. Госзадания N 081-00030-19-00 от 29.12.18г., поручения заместителя председателя Правительства РФ, должностными лицами Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, в присутствии администратора - товароведа магазина "Доброцен" Комиссаровой Е.И. была отобрана проба колбасы "Докторская", дата изготовления 16 декабря 2018 г., изготовителем которой является ООО "Царицынский комбинат", адрес производства 400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 181, выработана по ГОСТ Р 52196-2011.
В составе продукта указан состав: "свинина, говядина, меланж яичный, молоко сухое цельное, нитритно-посолочная смесь (соль, фиксатор окраски - нитрит натрия), стабилизатор - пирофосфат натрия, регулятор кислотности - трифосфат натрия, сахар, пряности, усилитель вкуса и аромата - глутамат натрия, антиокислитель - аскорбат натрия".
Продукция (колбасное изделие вареное, колбаса "Докторская", мясной продукт категории А, ГОСТ Р 52196-2011, ГМ "Добрый колбасник") поступила в ООО "ПВ- ЮГ" ОП магазин N 1 г. Майкоп (385000, Р. Адыгея, г. Майкоп, Коммунальный переулок, д. 1 "А") от ООО "Царицынский поставщик", в сопровождении ветеринарного свидетельства N 1213369219 от 17 декабря 2018 г., счет-фактуры N 500379 от 17 декабря 2018 г., декларация соответствия ЕАЭС NRU D-RU.AE37.B.01761.
Составлен акт отбора проб N 1109616 от 17 января 2019 г., продукция направлена на исследования в ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория".
При проведении исследований в ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория", согласно протоколу испытаний ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория" N 76 г от 8 февраля 2019 г., в колбасном изделии вареном Колбаса "Докторская" мясной продукт категории "А", охлажденный, обнаружены компоненты - крахмал, каррагинан Е407, камедь Е412, изолированный соевый белок, которые производителем в составе продукта не заявлены.
Таким образом, административным органом установлено, что ООО "Царицынский комбинат" выпустило в оборот пищевой продукт, нe соответствующий требованиям Технических регламентов (ТР ТС 021/2011, ТР ТС 034/2013, ТР ТС 022/2011).
По факту выявленных нарушений 13.03.2019 в отношении ООО "Царицынский комбинат", в отсутствие представителя, составлен протокол N 02/0-02-164/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
О времени и месте составления вышеуказанного протокола ООО "Царицынский комбинат" извещен путем направления извещения исх. N 02/2-1291 от 27.02.2019. Указанное извещение направлено почтовым отправлением за N ШК 40000530201807 и согласно сведениям, размещенным на сайте Почты России, получено адресатом 04.03.2019.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Царицынский комбинат" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения, вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с примечанием к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье, статьях 14.46.2 и 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объектом правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и защиты окружающей среды решением Комиссией Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Согласно статье 3 ТР ТС 021/2011 объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются: пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
В соответствии со статьей 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
При этом, под выпуском в обращение понимается купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера (статья 4 ТР ТС 021/2011).
Таким образом, производитель продукции, хранитель, перевозчик и продавец имеют право выпускать в обращение, то есть предлагать к купле-продаже и иным способам передавать только такую пищевую продукцию, которая соответствует, в том числе, требованиям Технических регламентов к данной продукции.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
Согласно пункту 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011 показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту.
Согласно пункту 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней названным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Статьей 11 ТР ТС 021/2011 установлены требования к обеспечению безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления).
Статьей 39 ТР ТС 021/2011 установлено, что маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пункт 1 Приказа МСХ РФ от 17.10.2016 N 744 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору) и порядка его ведения" содержит перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении ветеринарного надзора, в том числе Решение Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011 в части ст. ст. 4.1. 4.2. 4.6. 4.7. 4.8.
По результатам исследований ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория" N 76 г от 8 февраля 2019 г., в колбасном изделии вареном Колбаса "Докторская" мясной продукт категории "А", охлажденный, обнаружены компоненты - крахмал, каррагинан, камедь, изолированный соевый белок, которые производителем в составе продукта не заявлены.
Общество осуществляет производство колбасы вареной "Докторская" в соответствии с ГОСТ Р 52196-2011 "Изделия колбасные вареные. Технические условия" (декларация о соответствии ЕАЭС NRU D- RU.AE37.B.01761 от 19 июня 2017 г.). В нарушение п. 4.3.4. вышеуказанного ГОСТа, производителем применялись ингредиенты, не предусмотренные стандартом, а именно: камедь - Е412, карраг инан - Е407, изолят соевого белка.
Таким образом, ООО "Царицынский комбинат" выпустило в оборот пищевой продукт, нe соответствующий требованиям Технических регламентов (ТР ТС 021/2011, ТР ТС 034/2013, ТР ТС 022/2011), что подтверждается протоколом испытаний N 76 от 08.02.2019 г.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "Царицынский комбинат" ссылается на ненадлежащие исследование, а именно отсутствие результатов исследования повторного отбора проб.
Указанные доводы апелляционной коллегией не принимаются в силу следующего.
Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" принято понятие, что пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу.
Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мяса и мясной продукции, принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - TP ТС 034/2013) устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются: продукты убоя и мясная продукция (в том числе мясные и мясосодержащие колбасные изделия), а также процессы производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации продуктов убоя и мясной продукции (п.п "а, б" п.2 TP ТС 034/2013).
Из материалов дела следует, что исследования поводились административным органом по ГОСТ 9792-73 "Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц. Правила приемки и методы отбора проб", который распространяется на фаршированные, варено-копченые, полукопченые, вареные, сырокопченые, сырые, ливерные и кровяные колбасы, мясные хлеба, сосиски, сардельки, продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц (вареные, варено-копченые, копчено- запеченные, запеченные, жареные и сырокопченые), бекон соленый в полутушах, а также зельцы, студни, холодец и паштеты и устанавливает правила приемки н методы отбора проб для определения основных показателей.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), а также Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, где непосредственно в п. 77 и п. 426 вышеуказанных Перечней включен ГОСТ 9792-73 в соответствии с которым и был выполнен отбор пробы колбасы варено- копченая "Докторская".
Кроме того, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 81 утвержден Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) и осуществления оценки соответствия продукции, где в пункте 114 обозначен ГОСТ 9792-73.
Проба направлена в ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория".
Таким образом, исследования мясной продукции Общества проведены лабораторией в полном соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза и иных нормативных актов в установленной сфере деятельности.
Основания предполагать, что результаты испытаний являются не достоверными ввиду не проведения исследования повторного отбора проб, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доказательств подтверждающих такую недостоверность проб, отобранных 17.01.2019, не представлено.
Доводы общества об отсутствии у Россельхознадзора надзора полномочий для осуществления контроля качества готовой продукции являются несостоятельными в виду следующего.
Пунктом "б" Постановления Правительства РФ от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" установлено, что нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора: продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках; деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта.
Из материалов дела усматривается и ответчиком не оспаривается, что ООО "Царицынский комбинат" осуществляет деятельность по переработке продукции животного происхождения.
Пункт 1 Приказа МСХ РФ от 17.10.2016 N 744 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору) и порядка его ведения" утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении ветеринарного надзора, (Приложение N 1), в котором включены Решение Комиссии "Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 в части статьей 5, 6 главы I, главы 3, 4, 6; а также Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" ТР ТС 034/2013 в части главы I, II, IV - XI, XIV.
Кроме того, п. п. "а" п. 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 предусмотрено, что Федеральный государственный надзор осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы: в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, предметом которой являются предназначенные для вывоза, ввезенные и перемещаемые транзитом через таможенную территорию Таможенного союза товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" (далее - Решение Таможенного союза, подконтрольные товары); в отношении подконтрольных товаров при осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления; в отношении подконтрольных товаров при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно Единому перечню товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" под кодом 1601 00 включены "Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе".
Таким образом, федеральный государственный надзор осуществляет федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и территориальные органы в отношении подконтрольных товаров (товаров под кодом "1601 00") при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Согласно п. 8.1.3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527 (Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2013 N 26921) определено, что Управление на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, осуществляет государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов", федеральный государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется органами Россельхознадзора в отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства).
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" пунктами 3, 4, 6 определено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" в соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определено, что Министерству сельского хозяйства Российской Федерации необходимо обеспечить организацию и ведение мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов (далее именуется - мониторинг).
При этом под мониторингом понимается система наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов (п. 2 Положения о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883).
Из изложенного следует, что за Россельхознадзором закреплены полномочия по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Пункт 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" устанавливает общие принципы обеспечения безопасности животных и продукции животного происхождения, которые включены в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 (далее - Единый перечень товаров), ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза с территорий третьих стран, перемещаются с территории одного государства - члена Таможенного союза (далее - государство- член) на территорию другого государства-члена, при их изготовлении (производстве), переработке, транспортировке и (или) хранении, а также организации аудита официальных систем надзора третьих стран и совместных проверок (инспекций) организаций и лиц, участвующих в Изготовлении (производстве), переработке, транспортировке и (или) хранении Подконтрольных товаров (продукции), и принятия гарантий.
В единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317, включены:
колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе.
Таким образом, проверенная продукция входит в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317, в связи с чем, довод общества об отсутствии у Управления полномочий на проведение отбора проб подлежат отклонению.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2017 N 308-АД17-4613 по делу N А53-16306/2016.
Довод ООО "Царицынский продукт" о нарушениях Управлением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Федеральный закон N 294-ФЗ), Приказа Россельхознадзора от 31.10.2018 N 1235 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного ветеринарного надзора", апелляционной коллегией отклоняется.
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Статьей 8.3 Закона N 294-ФЗ предусмотрены случаи организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
По смыслу приведенной нормы в случае выявления в ходе проведении мероприятий по контролю нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) вправе, но не обязаны, проводить внеплановую проверку.
В рассматриваемом случае проверочное мероприятие было проведено Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в порядке, предусмотренном статьей 8.3 Закона N 294-ФЗ, без взаимодействия с юридическим лицом, в связи с чем, наличие при проведении названного мероприятия представителя юридического лица, понятых, согласования с органами прокуратуры, не требовалось. Проверка в отношении деятельности самого общества в смысле Закона N 294-ФЗ не проводилась. Каких-либо грубых нарушений порядка проведения мероприятий по контролю со стороны административного органа из материалов дела не усматривается.
Отбор проб проводился не в рамках процедуры, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Основанием к возбуждению дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ - составлению протокола N 02/2-02-164/2019 от 13.03.2019 в соответствии с п.2 ч.1 ст.28.2 КоАП РФ стал результат исследования пробы в Испытательном центре ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория" по протоколу испытаний N 76г от 08.02.2019, где в продукции общества колбасе "Докторская" обнаружено наличие компонентов не заявленных в составе продукта.
Данные, полученные в ходе указанных мероприятий, являются достаточными для возбуждения на основании положений статьи 28.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении.
Порядок привлечения ООО "Царицынский комбинат" к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
При определении меры наказания судом первой инстанции учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2019 года по делу N А12-8733/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8733/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РОСТОВСКОЙ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТЯМ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (СТАРШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР-ПУДАК АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ), Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республики Калмыкия
Ответчик: ООО "ЦАРИЦЫНСКИЙ КОМБИНАТ"
Третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РОСТОВСКОЙ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТЯМ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ