г. Самара |
|
7 августа 2019 г. |
Дело N А55-22935/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Бросовой Н.В., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хуриной В.А.,
при участии:
от истца - представитель Завалишин М.С., доверенность от 26.07.2019;
от ответчика - представитель Осипова Л.В., доверенность от 07.05.2019 (до перерыва); представитель Комарова Ю.В., доверенность от 18.06.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июля - 1 августа 2019 года апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 апреля 2019 года по делу N А55-22935/2018 (судья Рысаева С.Г.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунальных услуг и С" (ИНН 6321290207, ОГРН 1126320007461) к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) о взыскании 5 786 393 руб. 27 коп.,
третьи лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Государственная жилищная инспекция Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "РКЦ - Консалтинг Сервис", акционерное общество "Энергосбыт Плюс", Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунальных услуг и С" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к публичному акционерному обществу "Т Плюс" филиал "Самарский" (далее - ответчик) о взыскании 5 786 393 руб. 27 коп. неосновательного обогащения в результате излишнего перечисления денежных средств ответчику в течение периода с 01.01.2016 по 31.03.2018 по договорам теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжения тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) N 36642к, N 36641к, N 35245к, N 35244к от 24.12.2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Государственная жилищная инспекция Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "РКЦ - Консалтинг Сервис", акционерное общество "Энергосбыт Плюс".
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, суд принял уменьшение размера исковых требований до 5 433 503 руб. 11 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2019 по делу N А55-22935/2018 с публичного акционерного общества "Т Плюс" филиал "Самарский" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунальных услуг и С" взыскано 5 433 503 руб. 11 коп. неосновательного обогащения, а также расходы по госпошлине в сумме 51 931 руб. 97 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 30.07.2019 на 10 час. 00 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании 30.07.2019 объявлялся перерыв до 10 час. 40 мин. 01.08.2019, после перерыва судебное заседание продолжено.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу, а представитель истца просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения истца в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение не подлежащим по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.12.2015 между ответчиком (теплоснабжающая организация) и истцом (потребитель) были заключены договоры теплоснабжения и поставке горячей воды (снабжения тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) N 36642к, N 36641к, N 35245к, N 35244к (далее - договоры), по условиям которых теплоснабжающая организация обязалсяся подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе и горячую воду на нужды горячего водоснабжения (совместно именуемые "энергетические ресурсы") многоквартирных жилых домов, обслуживаемых потребителем как управляющей компанией, а именно: по договору N 36642к в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Степана Разина, д. 35; по договору N 36641к в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, проспект Ленинский, д. 14; по договору N 35245к в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, улица Автостроителей, д. 100; по договору N 35245к в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, улица Дзержинского, д. 31.
В свою очередь потребитель обязался принять и оплатить поставленные энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договорами режим их потребления.
Общество с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунальных услуг и С" является управляющей организацией в отношении вышеуказанных многоквартирных домов, что подтверждается приложенной к материалам дела лицензией N 56 от 16.04.2016.
Условиями договоров установлено, что оплата поставленных энергетических ресурсов в отношении горячей воды, производится на основании двухкомпонентного тарифа. При этом двухкомпонентный тариф состоит из компонента на теплоноситель (холодную воду) и компонента на тепловую энергию, необходимую для подогрева холодной воды.
В период действия договоров с 01.01.2016 по 31.03.2018 теплоснабжающая организация производила расчет количества и стоимости потребленных энергетических ресурсов, в отношении горячей воды, исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирных жилых домах.
Основанием для расчетов являлись акты поданных - принятых тепловой энергии и горячей воды, а также счета-фактуры, тепловые отчеты, выставляемые теплоснабжающей организацией (т. 1, л.д. 106-150; т. т. 2, 6).
Поверка счётчиков подтверждена актами периодической проверки общедомового узла учёта тепловой энергии (т. 5, л.д. 13-124).
В обоснование исковых требований истец указал, что теплоснабжающей организацией не было учтено, что в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 стастьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Поскольку ответчиком производились начисления не по установленным нормативам, а по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, в результате не правомерного применения порядка расчета количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, по показаниям приборов учета, на стороне теплоснабжающей организации, по мнению истца, возникло неосновательное обогащение.
За период с 01.01.2016 по 31.03.2018 потребителем в адрес теплоснабжающей организации были излишне перечислены денежные средства в общей сумме 5 786 393 руб. 27 коп., что подтверждается приложенными к материалам дела расчетами и документами (т. 3, т. 4 л.д. 1- 86), а именно: в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 переплата составила 3 577 236,89 руб.; в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 переплата составила 1 856 266,23 руб.; в период с 01.01.2018 по 31.03.2018 переплата составила 352 890,16 руб.
31.05.2018, 03.06.2018 в адрес ответчика были отправлены претензии о выплате вышеуказанных денежных средств.
Данные претензии были получены ответчиком и оставлены без ответа.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
В процессе рассмотрения дела ответчик 24.12.208 возвратил истцу 352 890,16 руб., в связи с чем, истец уменьшил размер исковых требований до 5 433 503 руб. 11 коп.
Ответчик исковые требования не признал, в обоснование своих возражений сослался на то, что в спорный период 2016-2017 г.г. отсутствовали акты устанавливающие нормативы на подогрев в период на территории г.о. Тольятти.
Поскольку норматив не утвержден, при этом в МКД установлены ОДПУ, измеряющие объём тепловой энергии на горячее водоснабжение, то при центральной ГВС показания такого ОДПУ учитываются для целей определения стоимости горячей воде в части компонента "тепловая энергия", в связи с чем, на стороне ответчика отсутствует неосновательное обогащеник.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Так, в соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi(п) - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение Qi(одн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, положениями Правил N 354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
По мнению ответчика, указанный порядок не противоречит части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi(п) и Qi(одн) служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. Изложенная правовая позиция сформирована Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601), содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
В связи с этим, по мнению ответчика, истцом ошибочно при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, использовались показания общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению. Соответственно объём тепловой энергии должен, определяется расчётным способом как произведение количества потреблённой горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. (Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2018 N 305-ЭС17-20562).
Пункты 2.2.1 - 2.2.2 Приложения N 3 к Постановлению Мэрии городского округа Тольятти от 28.11.2007 N 3815-п/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения городского округа Тольятти", которые устанавливали ранее действующие нормативы, отменены 01.01.2009 Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 30.10.2008 N 2688-п/1.
При этом новые нормативы расходы тепловой энергии на подогрев, установленные Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 119 "Об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях" вводятся в действие по г.о. Тольятти с 01.01.2018 (в соответствии с Приказом Минэнергетики и ЖКХ Самарской области от 12.12.2017 N 732).
Ответчик считал, что при отсутствии утвержденного в установленном порядке норматива, для расчёта стоимости объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды, должен быть использован общедомовой прибор учёта, который позволяет определить указанный объём по компоненту "тепловая энергия".
Согласно части 1 статьи 64 и статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Исследовав по правилам названных норм процессуального права, представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
В силу положений подпункта 7 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе и вследствие неосновательного обогащения.
Глава 60 ГК РФ регулирует обязательства вследствие неосновательного обогащения.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Кодекса).
Поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (пункт 3 статьи 1103 ГК РФ).
В данном случае, поскольку подача потребителю через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией, содержащейся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232 (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi(п) - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qi(одн)) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
В соответствии с положением о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 337, министерство является органом исполнительной власти, к полномочиям которого относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг населением Самарской области и осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в сфере энергетики и коммунальной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1670) органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020.
Федеральным законодательством не определена величина нормативов, применяемая до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне. При этом в соответствии с пунктом 2(2) приложения N 2 к Правилам N 354 до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне, сохранено действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012. По аналогии с коммунальной услугой по отоплению до вступления в силу новых нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению Министерством рекомендуется использование соответствующих нормативов, применяемых по состоянию на 30.06.2012.
Кроме того, установление срока утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не может рассматриваться как исключение применения до указанной в нем даты ранее установленных нормативов.
Нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 119. Указанные нормативы в г.о.Тольятти введены в действие с 01.01.2018 по согласованию с Администрацией г.о.Тольятти (исх. от 05.12.2017 N 9456/4).
До введения в действие указанных нормативов по состоянию на 30.06.2012 на территории г.о. Тольятти применялись нормативы, утвержденные Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-1/п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения г.о. Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета", величина которых для 4 категории жилых домов установлена в размере 0,0672 Гкал/м3, для 5 категории жилых домов в размере 0,0660 Гкал/м3.
Применение ранее действовавших нормативов является правомерным, поскольку иное нарушало бы баланс интересов сторон и ставило бы управляющие компании, действующие на территории различных субъектов Российской Федерации в неравное положение (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601).
Соответственно при расчете стоимости объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению подлежат применению нормативы, утвержденные Постановлением Мэрии г.о.Тольятти от 28.11.2007 N 3815-1/п.
Указанный порядок не противоречит Правилам, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающих определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, только при их отсутствии допускающих применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 5 433 503 руб. 11 коп. в качестве неосновательного обогащения.
Возражения ответчика о том, что истец не представил доказательств оплаты тепловой энергии за счет собственных средств, проверены судом и отклонены обоснованно, поскольку в платёжных поручениях в графе плательщик значится "ООО "Департамент ЖКУ и С" (т. 4 л.д. 1-86).
Между ответчиком и АО "Энергосбыт Плюс" заключены агентские договоры от 30.05.2016, от 09.01.2019, в соответствии с которыми все действия по начислению оплат, выставлению платежных документов и выставлению претензий и актов сверок, проверку готовности внутридомовых систем абонента в интересах ПАО "Т Плюс" осуществляет АО "ЭнергосбытПлюс".
В материалы дела истцом представлены уточненные сведения о выставленных счетах-фактурах и платежных поручениях (т. 7 л.д. 178-182).
Повторно рассмотрев дело, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, фактически повторяют возражения ответчика, заявленные в суде первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25 апреля 2019 года по делу N А55-22935/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
Н.В. Бросова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22935/2018
Истец: ООО "Департамент жилищно-коммунальных услуг и С"
Ответчик: ПАО "Т Плюс", ПАО "Т Плюс" Самарский филиал, ПАО "Т Плюс" филиал "Самарский"
Третье лицо: АО "ЭнергосбыТ Плюс", Государственная жилищная инспекция Самарской области, Государственная жилищная испекция Самарской области, Департамент ценового и тарифного регулирования Самаркой области, Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, Минестерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Минетсерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, ООО "РКЦ Консалтинг Сервис", ООО "РКЦ-Консалтинг Сервис"
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-66356/20
25.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4820/20
18.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54667/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54667/19
19.08.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-49523/19
07.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9402/19
25.04.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-22935/18
15.04.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4957/19
01.03.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-22935/18