город Воронеж |
|
8 августа 2019 г. |
Дело N А14-1633/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Воронеже: Киреевой Ю.С. - представителя по доверенности N 01-12/4 от 09.01.2019;
от акционерного общества "Научное конструкторско-технологическое бюро "Феррит": Ильиной Н.Н. - представителя по доверенности от 02.05.2018 (сроком на 3 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2019 по делу N А14-1633/2019 (судья Козлов В.А.), по заявлению акционерного общества "Научное конструкторско-технологическое бюро "Феррит" (ОГРН 1113668056391, ИНН 3662171927) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300), о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Научное конструкторско-технологическое бюро "Феррит" (далее - заявитель, АО "НКТБ "Феррит", общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Воронеже (далее - УПФР в г. Воронеже Воронежской области, пенсионный фонд) от 29.10.2018 N 303 о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 ФЗ РФ N 212-ФЗ от 24.10.2009: взыскании штрафа 8 439 руб. 95 коп., пени 12 537 руб. 8 коп., недоимки 300 905 руб. 07 коп., обязании внести в документы бухгалтерского учета соответствующие изменения.
Определением суда от 04.02.2019 приостановлено действие решения УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 29.10.2018 N 303.
Решением от 08.04.2019 решение УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 29.10.2018 N 303 признано недействительным в части взыскания 41 223 руб. 94 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 8179 руб. 81 коп. пеней и 8429 руб. 95 коп. штрафа. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом в части удовлетворенных требований, УПФР в г. Воронеже Воронежской области, обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что страхователь был обязан начислять страховые взносы на суммы компенсации за задержку зарплаты. Считает, что страхователю правомерно начислены пени в период с 01.10.2016 в размере 3605,48 на сумму недоимки по страховым взносам, доначисленным на вознаграждение членов Совета директоров за 2015 год. Подробно доводы заявителя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве АО "НКТБ "Феррит" возражает против доводов апелляционной жалобы УПФР в г. Воронеже Воронежской области, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В соответствии со статьей 268 частью 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в апелляционном порядке обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части. Таким образом, предметом проверки апелляционной инстанцией является законность и обоснованность судебного акта в части удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, УПФР в г. Воронеже Воронежской области была проведена выездная проверка страхователя - АО "НКТБ "Феррит" за период с 01.01.2015 по 31.12.2016. По итогам указанной проверки был составлен акт от 28.09.2018 N 303.
Рассмотрев материалы выездной проверки, УПФР в г. Воронеже Воронежской области приняло решение от 29.10.2018 N 303 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 300 905 руб. 07 коп. и начислены пени в сумме 12 537 руб. 80 коп. Кроме того, общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа в размере 8429 руб. 95 коп.
Основанием для вынесения оспариваемого решения в послужили выявленные в ходе выездной документальной проверки факты не включения в базу для начисления страховых взносов следующих видов выплат:
- компенсации за задержку заработной платы на общую сумму 54 228 руб. 22 коп.;
- выплаты вознаграждения членам Совета директоров общества в размере 121 176 руб. 71 коп. за 2015 год и 146 467 руб. 89 коп. за 2016 год (после июня 2016 года), а всего - 267 644 руб. 60 коп.
Полагая, что решение не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договору.
Видами социальных страховых рисков, как это следует из статьи 7 Закона N 165-ФЗ, являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ, отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
На основании статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
В силу статьи 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 3 и главой 5 Закона N 212-ФЗ, действовавшего в проверяемые периоды, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного пенсионного страхования предоставляется страховщику, в рассматриваемом случае - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже.
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными в силу статьи 18 этого же закона своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Согласно пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Как следует из пунктов 3, 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Статьей 7 Закона N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В силу части 1 указанной статьи Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в названную норму внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов-организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного закона.
Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов по рассматриваемому виду обязательного социального страхования является осуществление организацией- страхователем в пользу физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с данной организацией, выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно подпункту "и" пункту 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что компенсация за несвоевременную выплату заработной платы, предусмотренная трудовым законодательством и выплачиваемая физическим лицам в связи с выполнением ими трудовых обязанностей, не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов в силу прямого указания подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212- ФЗ.
Соответственно, проверив расчет страховых взносов пени и штрафа, суд области верно признал неправомерным доначисление 41 223 руб. 94 коп. страховых взносов, а также причитающихся на указанную сумму страховых взносов 4 574 руб. 33 коп. пени и 8 429 руб. 95 коп. штрафа.
При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что ответственность по статье 19 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и по части 1 статьи 47 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлена за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Поскольку совершение заявителем соответствующих нарушений не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу в суде первой и апелляционной инстанции, привлечение Общества к ответственности по указанной статье является неправомерным. Также необоснованным является доначисление пени по оспариваемым основаниям.
Относительно требования о признания недействительным оспариваемого решения в части взыскания пени в сумме 3605 руб. 48 коп., приходящихся на недоимку в размере 117571 руб. 23 коп. за 2015 год судом области верно учтено следующее.
Согласно п.9 ст.25 Федерального закона N 212-ФЗ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Таким образом, освобождение от обязанности по уплате пени связывается законодателем не со сроком начала периода, за которой начисляется пени, а с обстоятельствами возникновения недоимки. Наличие соответствующих разъяснений освобождает страхователя от обязанности взыскания пени за любой период.
Как было сказано выше, применительно к спорным правоотношениям, действовали письменные разъяснения Минтруда России, изложенные в письмах от 15.06.2016 N 17-4/В-247/Ю от 30.05.2016 N 17-4/В-211, от 26.02.2016 N 17-4/ООГ-318, от 07.05.2015 N 17-3/В-234, от 02.04.2015 N 17-4/В-163, от 02.09.2014 N 17-3/В-415., в которых последовательно разъяснялось, что вознаграждение членам совета директоров не облагаются страховыми взносами.
Наличие указанных разъяснений освобождает заявителя по делу от обязанности по уплате пени в сумме 3605 руб. 48 коп., начисленную на недоимку с вознаграждения членам совета директоров за 2015 год.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 29.10.2018 N 303 в части взыскания 41 223 руб. 94 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 8179 руб. 81 коп. пеней и 8429 руб. 95 коп. штрафа,.
Арбитражный суд Воронежской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Фонда по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку Управление на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2019 по делу N А14-1633/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1633/2019
Истец: АО "Научное конструкторско-технологическое бюро Феррит"
Ответчик: УПФР в г. Воронеже Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2118/20
18.03.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3501/19
08.08.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3501/19
08.04.2019 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-1633/19