г. Москва |
|
09 августа 2019 г. |
Дело N А40-58817/19 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Д.Н. Садикова,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 мая 2019 года
по делу N А40-58817/19, принятое судьей Козловским В.Э.,
в порядке упрощенного производства
по иску АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
о взыскании убытков в размере 100 756 рублей 99 копеек
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - АО "ПГК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании убытков в размере 100 756 рублей 99 копеек.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.05.2019 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения.
От ответчика в порядке ст. 81 АПК РФ поступили письменные пояснения на отзыв истца.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2019 на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30 июня 2018 года на станции Астрахань-2 Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 58303041, принадлежащий АО "ПГК" на правах собственности, по неисправности 407 (трещина запасного резервуара), 912 (претензии к качеству выполнения деповского ремонта).
Для определения причины образования дефекта вагона N 58303041 и соответствия кода браковки фактическим неисправностям вагона N 58303041, Саратовским филиалом АО "ПГК" была дана телеграмма N 566/08096 61 от 03 июля 2018 года в адрес эксплуатационного вагонного депо Астрахань ОАО "РЖД".
Проведенным 04 июля 2018 года в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного депо Астрахань-2 совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 58303041 установлено следующее:
- на одном колесе колесной пары N 029-693927-1996 имеется выщербина длиной 65 мм и глубиной 2,7 мм по светлым пятнам, ползунам, наварам (код 611).
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона. Выявленные дефекты согласно Классификатора (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
03 июля 2018 года вагон N 58303041 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо Астрахань Приволжской железной дороги.
Стоимость ремонта вагона N 58303041 по устранению неисправности колесной пары согласно акта выполненных работ N 7/2/1/9 от 03.07.2018 года и расчетно-дефектной ведомости составила 396 рублей (работа 5341 в расчетно-дефектной ведомости).
Для проведения текущего отцепочного ремонта поврежденного вагона N 58303041 был организован ремонт выкаченных из-под данного вагона поврежденной колесной пары N 029-693927-1996 в условиях эксплуатационного вагонного депо Астрахань.
Так, колесная пара N 029-693927-1996 из-под вагона N 58303041 была отремонтирована при текущем ремонте вагона N 93389898 согласно расчетно-дефектной ведомости (работа N 5170) и акта выполненных работ N 7/2/1/21 от 28.07.2018.
Расходы по уведомлению телеграфом о проведении расследования отцепки вагона N 58303041 по неисправности колесных пар составили 366,40 руб.
Таким образом, общий понесенный ущерб АО "ПГК" составляет (366,40 + 396,00 + 15 405,00) = 16 167,40 рублей.
03 июля 2018 года на станции Астрахань-2 Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 53882635, принадлежащий АО "ПГК" на правах собственности, по неисправности 106 (ползун на поверхности катания).
Для определения причины образования дефекта вагона N 53882635 и соответствия кода браковки фактическим неисправностям вагона N 53882635, Саратовским филиалом АО "ПГК" была дана телеграмма N 566/070234 60 от 04 июля 2018 года в адрес эксплуатационного вагонного депо Астрахань ОАО "РЖД".
Проведенным 05 июля 2018 года в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного депо Астрахань-2 совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 53882635 установлено следующее:
- на одном колесе колесной пары N 60-3727-1978 имеется ползун глубиной 1,4 мм длиной 80 мм по светлым пятнам, ползунам, наварам (код 212).
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона. Выявленные дефекты согласно Классификатора (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
05 июля 2018 года вагон N 53882635 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо Астрахань Приволжской железной дороги.
Стоимость ремонта вагона N 53882635 по устранению неисправности колесной пары согласно акта выполненных работ N 7/1/1/6 от 05.07.2018 года и расчетно-дефектной ведомости составила 4 365,63 рублей (за вычетом работы 5170 в расчетно-дефектной ведомости, не являющейся следствием повреждения).
Для проведения текущего отцепочного ремонта поврежденного вагона N 53882635 был организован ремонт выкаченных из-под данного вагона поврежденной колесной пары N 60-3727-1978 в условиях эксплуатационного вагонного депо Астрахань.
Так, колесная пара N 60-3727-1978 из-под вагона N 53882635 была отремонтирована при текущем ремонта вагона N 52493939 согласно расчетно-дефектной ведомости (работа N 5170) и акта выполненных работ N 8/1/1/5 от 12.08.2018.
При этом, в результате обточки поверхности катания колесная пара N 60-3727-1978 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Первоначальная стоимость колесной пары N 60-3727-1978 с толщиной обода 54-50 мм составляла 31 232 рублей, после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода составила 49-45 мм, стоимость колесной пары снизилась до 23 296 рублей (цены определены из Распоряжения АО "ПГК" о ценах оприходования запасных частей N АО-РД/ЗЭФ-10/18 от 24.01.2018 года). В результате, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникшие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары с параметрами после обточки в размере 7 936,00 руб.
Расходы по уведомлению телеграфом о проведении расследования отцепки вагона N 53882635 по неисправности колесных пар составили 181,50 руб.
Таким образом, общий понесенный ущерб АО "ПГК" составляет (181,50 + 4 365,63 + 15 405,00 + 7 936,00) = 27 888,13 рублей.
03 июля 2018 года на станции Астрахань-2 Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 52327681, принадлежащий АО "ПГК" на правах собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса).
Для определения причины образования дефекта вагона N 52327681 и соответствия кода браковки фактическим неисправностям вагона N 52327681, Саратовским филиалом АО "ПГК" была дана телеграмма N 566/070234 60 от 04 июля 2018 года в адрес эксплуатационного вагонного депо Астрахань ОАО "РЖД".
Проведенным 05 июля 2018 года в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного депо Астрахань-2 совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 52327681 установлено следующее:
- на одном колесе колесной пары N 005-269375-2008 имеется ползун глубиной 1,2 мм с дальнейшим образованием в нем выщербины (код 212).
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона. Выявленные дефекты согласно Классификатора (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
06 июля 2018 года вагон N 52327681 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо Астрахань Приволжской железной дороги.
Стоимость ремонта вагона N 52327681 согласно акта выполненных работ N 7/1/1/3 от 06.07.2018 года и расчетно-дефектной ведомости составила 4 889,63 рублей.
Для проведения текущего отцепочного ремонта поврежденного вагона N 52327681 был организован ремонт выкаченных из-под данного вагона поврежденной колесной пары N 005-269375-2008 в условиях эксплуатационного вагонного депо Астрахань.
Так, колесная пара N 005-269375-2008 из-под вагона N 52327681 была отремонтирована при текущем ремонте вагона N 55061709 согласно расчетно-дефектной ведомости (работа N 5570) и акта выполненных работ N 8/2/1/1 от 03.08.2018.
Расходы по уведомлению телеграфом о проведении расследования отцепки вагона N 52327681 по неисправности колесных пар составили 181,50 руб.
Таким образом, общий понесенный ущерб АО "ПГК" составляет (181,50 + 4 889,63 + 15 125,00) = 20 196,13 рублей.
29 мая 2018 года на станции имени Максима Горького Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 60487584, принадлежащий АО "ПГК" на правах собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса).
Для определения причины образования дефекта на поверхности катания колесных пар вагона N 60487584 и соответствия кода браковки фактическим неисправностям вагона N 60487584, Саратовским филиалом АО "ПГК" была дана телеграмма N 566/080372 59 от 30 мая 2018 года в адрес эксплуатационного вагонного депо М. Горький ОАО "РЖД", однако представитель ОАО "РЖД" на расследовании 01 июня 2018 года от подписания акта отказался, не выразив "особого мнения" о несогласии с результатами осмотра деталей вагона N 60487584.
Проведенным 01 июня 2018 года в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного депо М. Горький совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 60487584 установлено следующее:
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 005-251722-1984 имеется выщербина длиной 65 мм глубиной 1,5 мм по светлым пятнам, ползунам, наварам (код 611).
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона. Выявленные дефекты согласно Классификатора (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
03 июня 2018 года вагон N 60487584 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо М. Горький Приволжской железной дороги.
Стоимость ремонта вагона N 60487584 согласно акта выполненных работ N 6/1/2/17 от 03.06.2018 года и расчетно-дефектной ведомости составила 5 870,48 рублей.
Для проведения текущего отцепочного ремонта поврежденного вагона N 60487584 был организован ремонт выкаченной из-под данного вагона поврежденной колесной пары N 005-251722-1984 в условиях ремонтного вагонного депо Нефтяная АО "ВРК-3".
Транспортировка поврежденных деталей из-под вагона N 60487584 осуществлялась за счет собственника АО "ПГК", что подтверждается актом о выполненных работах N 275 от 08.06.2018 по договору N АО-ДД/ФСрт/ФИР-12/17 от 03.02.2018. Общая сумма затрат АО "ПГК" за транспортировку поврежденной колесной пары N 005-251722-1984 из-под вагона N 60487584 составила 2 354,25 руб.: стоимость пересылки одной детали рассчитана как общая стоимость пересылки (согласно транспортной накладной и акта выполненных работ) / количество перевезенных деталей (согласно транспортной накладной и заявки на перевозку груза) по следующему расчету: 18 834,00 руб. /8 деталей = 2 354,25 руб. за транспортировку 1 детали.
При поступлении в ремонтное вагонного депо Нефтяная АО "ВРК-3" колесная пара N 005-251722-1984 из-под вагона N 60487584 была отремонтирована согласно расчетно-дефектной ведомости и акта выполненных работ N 76 от 09.06.2018.
При этом, в результате обточки поверхности катания колесная пара N 005-251722-1984 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Первоначальная стоимость колесной пары N 005-251722-1984 с толщиной обода 54-50 мм составляла 31 232,00 руб., после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода составила 44-40 мм, стоимость колесной пары снизилась до 15 588,00 руб. (цены определены из Распоряжения АО "ПГК" о ценах оприходования запасных частей N АО-РД/ЗЭФ-10/18 от 24.01.2018 года). В результате, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникшие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары с параметрами после обточки в размере 15 744 рублей.
Расходы по уведомлению телеграфом о проведении расследования отцепки вагона N 60487584 по неисправности колесных пар составили 359 рублей 60 копеек.
Таким образом, общий понесенный ущерб АО "ПГК" составляет (359,60 + 2 354,25 + 5 870,48 + 12 177,00 + 15 744,00) = 36 505 рублей 33 копейки.
Вышеуказанные дефекты стали возможны в результате нарушения Перевозчиком пункта 5.7.3 ГОСТ 22235 - 2010 (Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно- разгрузочных и маневровых работ), где регламентируется расстояние прохождения вагона на тормозном башмаке во избежание образования односторонних ползунов (Для исключения образования односторонних ползунов на немеханизированных горках длина торможения (юза колеса) тормозным башмаком не должна превышать 20-м).
Таким образом, общая сумма убытков составила 100 756 рублей 99 копеек.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, учитывая представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие вину ответчика в возникновении убытков на стороне истца, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из нижеследующего.
По мнению ответчика выявленные неисправности вагонов являются эксплуатационными.
Однако выявленные неисправности вагонов не являются эксплуатационными, по следующим основаниям:
Согласно Классификатору неисправностей вагонных колесных пар и их элементов (1.20.001-2007), утвержденному ОАО "РЖД" 07.12.2007, а также Классификатору ИТМ1-В Министерства путей сообщения являющемуся действующим и не отмененным Минтрансом РФ, причинами такого повреждения как "ползун" и "выщербина" являются неисправность тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, торможение съемным башмаком на сортировочной горке.
Согласно разделам 5 и 6 указанного Классификатора неисправности "ползун" и "выщербина" отнесены к термомеханическим повреждениям колес.
Классификатор ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенным в действие с 01 января 1979 года среди неисправностей колесных пар выделяет износы, дефекты поверхности катания, трещины и изломы.
Ползун определяется как плоское место глубиной более допускаемой и относится не к категории износов, а к категории дефектов поверхностей катания. Ползун возникает при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона.
Основными причинами заклинивания колесных пар и образования ползунов является: неисправности тормозных приборов, нарушения правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива.
Выщербина - это термомеханическое повреждение в виде выкрашивания металла поверхности катания колеса.
Основная причина возникновения - выкрашивание участков поверхности катания, образующихся в результате закалки металла при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам.
Обнаруживают выщербины при встрече поезда сходу на слух по характерному, повторяющемуся с определенной периодичностью стуку, а после остановки поезда при осмотре колес. Измерение глубины выщербины производят абсолютным шаблоном. Глубина выщербины определяется как разность измерений проката в двух плоскостях - рядом с выщербиной и на выщербине. В случае, когда выщербина смещена от круга катания, движок абсолютного шаблона смещается по специальной прорези до совпадения его с выщербиной.
Характерные признаки: - образуются на светлых пятнах, ползунах и наварах;
- глубина не превышает 2 мм и редко достигает 3 мм;
- располагаются на обоих колесах колесной пары, реже на одном колесе. Согласно статьям 2-4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" Ответчик является единым хозяйствующим субъектом, в уставный капитал которого внесено имущество федерального железнодорожного транспорта в процессе его приватизации. Таким образом, Ответчик является владельцем инфраструктуры.
Пунктом 5.7.3 международного стандарта ГОСТ 22235-2010 предусмотрено:
- скорость наезда вагона на тормозной башмак при роспуске вагона с сортировочных горок не должны превышать 4,5 м/с (16,2 км/ч). Скорость входа вагона на парковую тормозную позицию при торможении вагонов ручными башмаками не должна превышать 3,5 м/с (12,6 км/ч). Для исключения образования односторонних ползунов на немеханизированных горках длина торможения (юза колеса) тормозным башмаком не должна превышать 20 м.
Фактически при проведении с вагонами работ с применением тормозных башмаков при торможении вагонов, тормозной башмак при движении вагона находится под одним колесом, заклинивая данную колесную пару (происходит юз всего колеса), при этом подошва тормозного башмака в этот момент разделяет поверхность катания одного колеса от соприкосновения с рельсом, а второе колесо идем юзом по рельсу, где и образуется дефект в виде ползуна.В соответствии с пунктом 4 Правил контроль соблюдения требований Правил возлагается на руководителей подразделений владельца инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов.
Уставом ответчика и статьей 6 указанного федерального закона установлено, что видами деятельности Ответчика в частности являются эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, перевозка грузов, оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги.
В силу пункта 81 Правил техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания и контрольных пунктов технического обслуживания. Выполнение работ контролирует ответственный работник (старший по смене, старший осмотрщик вагонов, руководитель смены).
Пунктом 151 Правил установлено, что управление тормозами при следовании поездом осуществляет локомотивная бригада.
Согласно приложению N 5 "Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 21 декабря 2010 г. N286 ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Истец обеспечил исправное состояние своих вагонов, что подтверждается принятием их Ответчиком к перевозке.
Таким образом, причинами возникновения ползунов и выщербин являются виновные действия перевозчика ОАО "РЖД".
Таким образом, факт приема вагонов на пути общего пользования подтверждает их техническую и коммерческую исправность.
Истцом с целью фиксации имеющихся повреждений проведено фотографирование, а также составление актов осмотра с привлечением незаинтересованных лиц (вагоноремонтных предприятий).
Предъявленные вагоны были отцеплены в ремонт не по естественному износу, а по повреждению колесных пар в результате неправильной эксплуатации вагонов перевозчиком, в связи с чем, возникла необходимость проведения контрольных и регламентных работ.
Истец понес затраты на выполненные работы по текущему отцепочному ремонту вагона и стоимости ремонта колесных пар.
Причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия.
При этом довод заявителя жалобы о том, что для определения причин и характеристик возникновения выявленных неисправностей вагона истца необходимо проведение судебной металлографической экспертизы, является несостоятельным.
С ходатайством о проведении судебной экспертизы стороны в суд первой инстанции не обращались.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2019 года по делу N А40-58817/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.Н. Садикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58817/2019
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: ОАО РЖД