г. Красноярск |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А74-2535/2019 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Белан Н.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 мая 2019 года по делу N А74-2535/2019,
рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Курочкиной И.А.,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Хакасия" (ИНН 1901022160, ОГРН 1021900536294) (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (ИНН 1901051556, ОГРН 1021900528253) (далее - управление) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 98 202 рублей 05 копеек неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 мая 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что перечисление страховых взносов произведено на расчетный счет отделения Пенсионного фонда по Республике Хакасия; вывод суда о перечислении в бюджет управления спорной суммы противоречит имеющимся в деле доказательствам; вывод суда о перечислении спорной суммы в бюджет управления является неверным, поскольку у последнего, как у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, свой бюджет отсутствует; сам факт учета денежных средств в качестве оплаченных страховых взносов по принятому управлением постановлению не изменяет фактического получателя данных средств, поскольку такой учет производится управлением после получения соответствующей информации из отделения; перечисление денежных средств произведено в процессе исполнения судебных актов по исполнительным документам в указанных в них размерах и не может рассматриваться как неосновательное обогащение.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела истцом не представлен.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 20.06.2019, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 22.06.2019 05:55:48 МСК.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Гражданин П_проходил военную службу по контракту и являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 04.02.2012, о чем свидетельствует расчет
на пенсию за выслугу лет.
Согласно свидетельству о смерти от 11.01.2016 I-ПВ N 659838 гражданин П_ умер 17.11.2015.
На основании распоряжения учреждения от 10.07.2018 N 2ГХ/7433 в адрес ПАО Сбербанк г. Нижний Новгород разрешение на выплату пенсии серии А N 0147792 гражданину П_ отозвано с 01.12.2015 в связи со смертью пенсионера.
По пенсионному листу N 0147792 гражданина П_ установлена переплата в сумме 346 831 рубль 72 копейки.
Согласно информации, представленной Сбербанком России, выплаты с л/счета П_ прекращены с 01.12.2015 в связи со смертью.
Излишне перечисленная пенсия в сумме 248 629 рублей 67 копеек возвращена банком на счет Министерства обороны Российской Федерации.
12.05.2016 заместителем руководителя фонда вынесено постановление о взыскании с П_ страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N 014S04160007745 в размере 133 107 рублей 86 копеек.
04.06.2016 Управлением Федеральной службы судебных приставов получено заявление фонда о возбуждении исполнительного производства.
Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия, на исполнении Абаканского городского отдела судебных приставов N 1 находилось исполнительное производство N 34923/16/19018-ИП от 10.06.2016, возбужденное на основании исполнительного документа N 014S04160007745 от 12.05.2016 о взыскании с П_ страховых взносов, включая пени, в размере 133 107 рублей 86 копеек в пользу фонда, 12.10.2016 вынесено постановление об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство N 34923/16/19018-СД от 10.06.2016 на сумму 171 119 рублей 48 копеек в пользу фонда и ПАО "Росгосстрах".
По исполнительному производству N 34923/16/19018-СД с 2016 года в пользу фонда произведено списание со счета П_ и перечислено на счет фонда 115 932 рубля 84 копейки, перечисления в пользу ПАО "Росгосстрах" не производилось.
Перечисление денежных средств по исполнительному производству N 34923/16/19018-ИП подтверждено платежными поручениями от 30.06.2016 N 527043 на сумму 85 010 рублей 19 копеек, от 08.07.2016 N 559171 на сумму 8 902 рубля 71 копейка, от 13.07.2016 N 576265 на сумму 619 рублей 07 копеек, от 09.08.2016 N 676125 на сумму 10 530 рублей 85 копеек, от 14.10.2016 N 35972 на сумму 339 рублей 17 копеек, от 14.10.2016 N 36427 на сумму 10 530 рублей 85 копеек.
Поступление денежных средств отражено в информации по платежам гражданина П_, предоставленной фондом по состоянию на 03.04.2019.
Письмом от 15.01.2019 учреждение предложило фонду вернуть денежные средства, взысканные на основании постановления от 12.05.2016 N 014S04160007745.
Письмами от 16.01.2019 и 01.02.2019 фонд сообщил учреждению, что заявление в отношении возврата денежных средств П_.. направлено в Отделение Пенсионного фонда по Республике Хакасия, задолженность по страховым взносам и пеням П_.. списана фондом в полном объеме в связи со смертью, для возврата денежных средств учреждению необходимо обратиться в арбитражный суд.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия письмом от 30.01.2019 сообщило учреждению, что по отношению к умершему П_ учреждение не является страхователем, законные основания для принятия решения о возврате взысканных денежных средств отсутствуют. Также учреждению предложено обратиться с заявлением в арбитражный суд.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, учреждение обратилось с исковым заявлением (с учетом его уточнения) о взыскании с фонда неосновательного обогащения.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Хакасия" на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) и Положения о военных комиссариатах, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, является уполномоченным органом, осуществляющим социальное и пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, выполняющим функции, аналогичные функциям, выполняемым органом социальной защиты населения и Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим.
Согласно статье 56 Закона N 4468-1 суммы пенсии, перечисленные в соответствии с настоящей статьей на соответствующий счет после смерти пенсионера, подлежат возврату в федеральный бюджет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), действовавший в период возникновения спорных правоотношений и утративший силу с 01.01.2017, регулировал отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу части 1 статьи 18 Закона о страховых взносах организации обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В целях обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов в части 3 статьи 18, статьях 19 и 20 Закона о страховых взносах установлен порядок взыскания с организаций - плательщиков недоимок по страховым взносам на основании решений, принимаемых органами контроля за уплатой страховых взносов путем их направления в банк, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или при отсутствии информации о счетах последнего - путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
В силу части 1 статьи 20 Закона о страховых взносах в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Частью 14 статьи 19 Закона о страховых взносах предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 статьи 20 Закона о страховых взносах).
Согласно части 1 статьи 23 Закона о страховых взносах недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям" (далее - Порядок), применяемым к отношениям, возникшим до 01.01.2017, установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов (далее соответственно - взносы на выплату доплаты к пенсии, недоимка), и задолженность по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям, применяемым в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - задолженность), в том числе в случае смерти физического лица или решение суда об объявлении его умершим (подпункт "в").
Согласно подпункту "а" пункта 2 Порядка решение о признании безнадежными взысканию и списании недоимки и задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд РФ на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям принимается Пенсионным фондом РФ - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и взносов на выплату доплаты к пенсии, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также в отношении финансовых санкций, применяемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу подпункта "в" пункта 4 Порядка решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности, а также сумм, указанных в пункте 1(1) настоящего постановления, принимается при наличии следующих документов в случае, указанном в подпункте "в" пункта 1 настоящего постановления, - копия свидетельства о смерти физического лица или копия решения суда об объявлении физического лица умершим, или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащая сведения о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с его смертью.
Таким образом, информация, отраженная в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, является основанием для признания фондом задолженности безнадежной ко взысканию.
Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 23.06.2016 информация о прекращении деятельности предпринимателя в связи со смертью была внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 28.04.2016.
Таким образом, на дату принятия фондом постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 12.05.2016 N 014S04160007745 фонд обладал информацией о смерти гражданина П_
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы о том, что денежные средства перечислялись на счет отделения и в распоряжение управления не поступали (данные доводы также приведены в апелляционной жалобе).
Согласно информации по платежам, предоставленной фондом, денежные средства, списанные со счета гражданина П_, учтены в качестве оплаты по постановлению от 12.05.2016 N 014S04160007745 и перечислены в бюджет фонда.
Данное обстоятельство также подтверждается и документами, представленными в материалы дела Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия (материалы исполнительного производства N 34923/16/19018).
Таким образом, указание в платежных поручениях и в постановлении о взыскании в качестве получателя государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - Отделение), а также тот факт, что решение о возврате денежных средств принимает Отделение, не имеет правового значения, поскольку денежные средства перечислены в качестве уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии.
Представленными в материалы дела доказательствами подтвержден размер пенсии, перечисленный истцом после смерти гражданина П_, а также сумма переплаты, возвращенная со счета гражданина П_ Сбербанком России.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что поступившие на счет гражданина П_ и списанные в пользу фонда денежные средства являются неосновательным обогащением фонда.
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 мая 2019 года по делу N А74-2535/2019 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 мая 2019 года по делу N А74-2535/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение (определение) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2535/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ"
Ответчик: ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия, ГУ -УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ АБАКАНЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ