г. Челябинск |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А76-6142/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Ермолаевой Л.П., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2019 по делу N А76-6142/2019 (судья В.В. Худякова).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Сапин С.С. (доверенность от 08.05.2019, служебное удостоверение), Симоненко А.В. (доверенность от 10.01.2019, служебное удостоверение), Ковалев Р.Р. (доверенность от 10.01.2019, служебное удостоверение);
общества с ограниченной ответственностью "ЮжУралСпец МВ" - Димитров М.А. (доверенность от 14.01.2019, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "ЮжУралСпец МВ" (далее - заявитель, общество, ООО "ЮУС МВ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - ответчик, министерство) о признании недействительным решения в части отказа в предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, связанных с осуществлением теплоснабжения населения по льготным тарифам, за январь-декабрь 2018 года", выраженного в выписке из протокола заседания правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.12.2018 N 86 и обязании в десятидневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу произвести выплату ООО "ЮУС МВ" субсидии в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию для населения Челябинской области за период май-декабрь 2018 года, в сумме 2 251 555 руб. 31 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Челябинской области (далее - третье лицо).
Решением суда от 29.05.2019 (резолютивная часть объявлена 22.05.2019) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение судом норм материального и процессуального права. Апеллянт не согласен с выводом суда, что отказ ответчика в предоставлении субсидий основан только на формальном подходе, закрепленного нормами действующего законодательства.
Податель жалобы указывает, что истцом не представлена в министерство справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов и т.д., в котором планируется получение субсидий. Представленная копия данной справки не может служить надлежащим доказательством по делу, поскольку в ней отсутствует подпись руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печать.
Вывод суда об отсутствии задолженности также неправомерен, поскольку сделан на основании справки N 30989 по состоянию на 09.12.2018, которая не является надлежащим доказательством, поскольку Порядком предусмотрено предоставление справки по состоянию на 01.11.2018.
Также податель жалобы считает, что судом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, который противоречит особенностям бюджетного финансирования в течении финансового года.
К дате судебного заседания истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, и их фактическим и правовым обоснованием согласен. Данный документ приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке ч. 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам ст. 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" - представители третьего лица в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей сторон, в соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
В судебном заседании представители министерства поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении и отмене судебного акта Арбитражного суда Челябинской области, а представитель общества просил его оставить без изменения по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "ЮжУралСпец МВ" зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска за основным государственным регистрационным номером 1087447011410.
В соответствии с Уставом ООО "ЮжУралСпец МВ" осуществляет деятельность по производству, передаче и распределении пара и горячей воды (тепловой энергия). Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность на территории г. Кыштыма Челябинской области.
24 мая 2018 года между министерством и ООО "ЮжУралСпец МВ" заключено соглашение о предоставлении субсидии, которое наделяет теплоснабжающую организацию правом обратиться в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области с заявкой на получение субсидии.
12 декабря 2018 года сопроводительным письмом N 186 ООО "ЮжУралСпец МВ" министру тарифного регулирования и энергетики по Челябинской области предоставлен пакет документов для предоставления субсидии на компенсацию выпадающих доходов в 2018 году, в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию: по котельной ул. Боровая, д. 5; по котельной Гузынина, 15; по котельной п. Коммуны 2.
В приложении к сопроводительному письму значатся:
1. Заявки на предоставление субсидии за период с мая по декабрь 2018 N 165-183.
2. Реестры сведений об объемах потребленного коммунального ресурса и расчет суммы субсидии, необходимой для возмещения расходов, возникающих в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию за период с мая по декабрь 2018 года на 22 листах в 2-х экз.
3. Гарантийное письмо N 184 от 12.12.2018 в соответствии с требованиями, установленными ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
4. Уведомление об исполнении обязанности по уплате налогов N 185 от 12.12.2018 на 6 листах.
5. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц N 5207481В/2018 от 05.12.2018.
Согласно выписке из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.12.2018 N 86 (перечень организацией, которым отказано в заключении соглашения и предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, связанных с осуществлением теплоснабжения населения по льготным тарифам в ноябре 2018 года) ООО "ЮжУралСпецМВ" отказано в заключении соглашения и предоставлении субсидий за расчетные периоды с мая по декабрь 2018 года:
- гарантийное письмо от 12.12.2018 N 184 не подписано главным бухгалтером организации;
- представлены: незаверенная организацией копия справки из ИФНС N 30647 по форме N ММВ-7-8/20@ о неисполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 01.11.2018 справка из ИФНС N 30989 по форме N ММВ-7-8/20@ по состоянию на 09.12.2018.
В качестве оснований для отказа в предоставлении субсидий в перечне указаны (п. 1,2 12 Порядка):
- несоответствие получателя субсидии требованиям п. 7 настоящего Порядка;
- несоответствие предоставленных получателем субсидии документов требованиям п. 8 Порядка.
Считая отказ необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
Удовлетворяя заявленные требования общества, арбитражный суд первой инстанции счел их законными и обоснованными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании ч. 1 ст. 198 и ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 названного кодекса).
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ), основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования соответственно) и иными нормативными правовыми актами.
В силу ст. 4-7 Закона N 190-ФЗ поставка тепловой энергии потребителям относится к регулируемому виду деятельности, где правоотношения складываются между органами государственной власти и частными субъектами гражданского оборота.
Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
На территории Челябинской области государственным органом, уполномоченным устанавливать тарифы на тепловую энергию, является Министерство тарифного регулирования Челябинской области.
В соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу ч. 14 ст. 10 Закона о теплоснабжении льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
На основании ст. 2 Закона Челябинской области от 27.06.2013 N 503-30 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области" (далее - Закон N 503-30) право на льготные тарифы имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области.
Согласно ст. 3 названного закона основанием для предоставления льгот являются принятые в соответствии с настоящим Законом решения органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования тарифов об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения.
Возмещение выпадающих доходов, возникающих у теплоснабжающих организаций в связи с начислением платы населению за услуги теплоснабжения по льготным тарифам на тепловую энергию осуществляется за счет средств бюджета Челябинской области.
В соответствии с Законом N 503-30 порядок предоставления субсидий в целях возмещения выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, устанавливается ежегодно нормативными правовыми актами Челябинской области.
Выплата субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям в 2018 году осуществлялась на основании Порядка предоставления в 2018 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2018 N 151-П (далее - Порядок).
Так, п. 4 Порядка предусматривает, что субсидии предоставляются организациям, осуществляющим теплоснабжение населения по льготным тарифам за период с января по декабрь 2018 года, а также за период с января по декабрь 2017 года в случаях, предусмотренных разделами V и VI настоящего Порядка.
На основании п. 5, 6 Порядка субсидии предоставляются за счет средств, предусмотренных от 26.12.2017 N 636-30 "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, определенных исходя из объемов годового отпуска тепловой энергии (теплоносителя) населению, учтенных при регулировании тарифов на соответствующий финансовый год, на основании соглашения, заключенного МТРиЭ с получателем субсидии (далее - соглашение).
Типовая форма соглашения утверждена приказом Министерства финансов Челябинской области от 17.10.2016 N 01/5-212 "Об утверждении Типовой формы договора (соглашения) между главным распорядителем средств областного бюджета и юридическим лицом (за исключением областных государственных учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из областного бюджета".
В силу п. 3 ст. 78 БК РФ предусмотрена необходимость соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления субсидий юридическим лицам, общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. "е" п. 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.2016 N 887, в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам, должны указываться требования, которым получатели субсидии должны соответствовать на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения с получателем субсидии либо принятие решения о предоставлении субсидии, в том числе требование об отсутствии у получателя субсидии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@.
Пунктами 8, 9 Порядка предусмотрено, в том числе, представление получателем субсидии:
- справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 20.01.2017 г. N ММВ-7-8/20@, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется получение субсидий);
- гарантийного письма, подписанного руководителем получателя субсидии (либо уполномоченным представителем получателя субсидии при условии представления соответствующей доверенности) и главным бухгалтером получателя субсидии, а также заверенное печатью (при наличии), содержащего сведения:
о том, что получатель субсидии не находится в процессе реорганизации, в отношении получателя субсидии не проводятся процедуры банкротства и (или) ликвидации, приостановления осуществления финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством (по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения, а в случае если данное гарантийное письмо представляется в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка - по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется получение субсидий);
об отсутствии у получателя субсидии просроченной задолженности по возврату в бюджет Челябинской области субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом Челябинской области, а также о том, что получатель субсидии не получает средства из областного бюджета на цели возмещения выпадающих доходов, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, в соответствии с иными нормативными правовыми актами Челябинской области, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения (в случае если данное гарантийное письмо представляется в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка - по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется получение субсидий).
Как установлено судом первой инстанции, ООО "ЮжУралСпец МВ" 12.12.2018, то есть в установленный срок - до 15.12.2018, обратилось в министерство для получения субсидии за период с мая по декабрь 2018 года.
Заявителем представлены документы в соответствии с перечнем, установленным п. 8 и 9 Порядка.
Согласно подп. 1 и 2 п. 12 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии являются:
- несоответствие получателя субсидии требованиям, предусмотренным п. 7 настоящего Порядка;
- несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям п. 8 настоящего Порядка (в случае, если документы представлялись получателем субсидии в соответствии с п. 9 настоящего Порядка - требованиям п. 8 и 9 настоящего Порядка) или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов.
В суде первой инстанции установлено, что в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.11.2018 указано на наличии у общества задолженности по пени в сумме 5,75 руб. по страховым взносам.
Однако, при подаче заявления о получении субсидии им также представлено платежное поручение N 817 от 31.10.2018 на сумму 5,75 руб. о перечислении пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено.
Также представлен приказ N 1/1 от 18.07.2018, согласно которому в связи с отсутствием в штатном расписании главного бухгалтера, обязанности по ведению бухгалтерского учета возложены на директора, подпись которого имеется в гарантийном письме.
В силу изложенного, арбитражным судом первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в рассматриваемом случае налоговый орган подтвердил отсутствие у ООО "ЮжУралСпец МВ" задолженности по страховым взносам на момент обращения о предоставлении испрашиваемых субсидий и отсутствие главного бухгалтера, отклонив доводы министерства.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2019 по делу N А76-6142/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6142/2019
Истец: ООО "ЮЖУРАЛСПЕЦ МВ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство финансов по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5783/20
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-6142/19
04.10.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13578/19
13.08.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9733/19
29.05.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-6142/19