г. Москва |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А41-84390/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от ООО "Орион": Аксенова О.А. по доверенности от 03.09.2018;
от Федерального агентства лесного хозяйства: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от администрации Рузского городского округа Московской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области: - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, дело N А41-84390/18,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орион"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
при участии в деле третьих лиц: Министерства имущественных отношений Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, администрации Рузского городского округа Московской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального агентство лесного хозяйства о признании недействительным решения и обязании осуществить кадастровый учет изменений в сведениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - общество, ООО "Орион") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 1 л. д. 72-75) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать недействительным решение от 12.11.2018 N МО-18/РКФ-522512 об отказе в учете изменений объекта недвижимости;
- обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить кадастровый учет изменений в сведениях о категории земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23783 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2019 года по делу N А41-84390/18 заявление удовлетворено (т. 2 л. д. 31-34).
Определением от 14 мая 2019 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-84390/18 по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции в связи со следующим.
Определением Арбитражного суда Московской области от 21 января 2019 года по делу N А41-84390/18 к участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства (т. 2 л. д. 7).
В материалах дела имеется реестр почтовых отправлений вышеназванного определения лицам, участвующим в деле, в том числе Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области и Федеральному агентству лесного хозяйства.
Согласно указанному реестру определение от 21.01.2019 направлялось вновь привлеченным лицам, участвующим в деле, регистрируемыми почтовыми отправлениями с идентификаторами 10705332072363 (Комитету лесного хозяйства Московской области), 10705332072387 (Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области) и 10705332072370 (Федеральному агентству лесного хозяйства) (т. 2 л. д. 9).
Согласно сведениям, размещенным на сайте ФГУП "Почта России", почтовые отправления с идентификатором 10705332072363 и 10705332072370 были получены адресатами лишь 13 и 14 февраля 2019 года, соответственно, а почтовое отправление с идентификатором 10705332072387 - возвращено отделением связи в суд 02 апреля 2019 года в связи с истечением срока хранения.
Таким образом, на дату судебного заседания, в котором была оглашена резолютивная часть решения по настоящему делу (11.02.2019), ни одно из указанных выше лиц, участвующих в деле, не могло считаться надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может считаться законным и подлежит отмене.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Администрации Рузского городского округа Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Орион" поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя ООО "Орион", исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, Десятый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Орион" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23783, что подтверждается сведениями выписки из ЕГРН от 03.10.2018 (т. 1 л. д. 7-15).
07 августа 2018 года ООО "Орион" обратилось к Управлению Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23783 в части изменения сведений о категории земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", приложив к заявлению копию решения Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25.01.2013 N 55/290, копию решения Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 15.08.2013 N 66/334, копию газеты Красное Знамя от 05.10.2013 N 39/2, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг (т. 1 л. д. 16).
Уведомлением от 10.08.2018 N МО-18/РКФ-396495 регистрирующий орган известил заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета, сославшись на нарушение требований части 3 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (т. 1 л. д. 126-127).
12 ноября 2018 года регистрирующим органом принято решение N МО-18/РКФ-522512 об отказе в учете изменений объекта недвижимости (т. 1 л. д. 131).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Орион" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте (часть 2 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте (часть 3 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частями 5 и 7 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, кадастровый учет не осуществлен по причине отсутствия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Непредставление такого документа в срок приостановления осуществления кадастрового учета послужило основанием для вынесения решения об отказе.
Однако материалами регистрационного дела подтверждается, что на государственную регистрацию представлены следующие документы:
- решение Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25.01.2013 N 55/290 (об утверждении генерального плана сельского поселения Старорузское);
- решение Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 15.08.2013 N 66/334 (о внесении изменений в решение Совета депутатов сельского поселения Старорузское от 25.01.2013 N 55/290 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения Старорузское");
- публикация к газете "Красное знамя" от 05.10.2013 N 39/2.
Таким образом, указанные документы подтверждают, что земельный участок заявителя с кадастровым номером 50:19:0000000:23783 включен в населенный пункт - д. Тишино сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области.
Следовательно, Управление Росреестра по Московской области необоснованно не приняло во внимание указанные документы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ, генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Генеральный план утвержден и опубликован в установленном порядке.
Спорный земельный участок на основании вышеуказанных нормативных правовых актов включен в границы населенного пункта - деревня Тишино сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области.
Таким образом, генеральный план поселения является достаточным основанием для изменения категории земельного участка, если данный земельный участок включен в границы населенного пункта. Генеральный план сельского поселения Старорузское утвержден и опубликован в установленном законом порядке.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2015 N 309-КГ15-8555 по делу N А60-22933/14.
В силу положений пункта 8 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
Частью 1 статьи 34 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между органами государственной власти, в данном случае заинтересованным лицом, и органами местного самоуправления по осуществлению своих полномочий не должно нарушать права и законные интересы физических и юридических лиц.
При изложенных обстоятельствах, требование общества о признании недействительным решения от 12.11.2018 N МО-18/РКФ-522512 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способа восстановления своего нарушенного права заявитель просил суд обязать Управление Росрееста по Московской области осуществить кадастровый учет изменений в сведениях о категории указанного выше земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Данный способ соответствует нарушенному праву с учетом обстоятельств настоящего дела.
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание требование к единообразию в применении судами законодательства (постановления Арбитражного суда Московского округа от 11.06.2019 по делам N А41-78589/18 и N А41-84389/18 со сходными обстоятельствами, вопросами правоприменения и с участием тех же лиц) и руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2019 года по делу N А41-84390/18 отменить.
Заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 12 ноября 2018 года N МО-18/РКФ-522512 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить кадастровый учет изменений в сведениях о категории земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23783 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-84390/2018
Истец: ООО "ОРИОН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 143403, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, УЛ. РЕЧНАЯ, Д. 8
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МО, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Мособлархитектура, Федеральное агенство лесного хозяйства, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ