г. Чита |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А78-7717/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым И.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) на определение Арбитражного суда Забайкальского края об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа от 1 июля 2019 года по делу N А78-7717/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097527000845, ИНН 7527008569; место нахождения: Забайкальский край, Шилкинский район, г. Шилка, ул. Богомягкова, д. 2) о выдаче судебного приказа на взыскание с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли (ОГРН 1027500783155, ИНН 7521002730; место нахождения: Забайкальский край, Тунгокоченский район, с. Верх-Усугли, ул. Советская, д. 2) штрафных санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2018 года в размере 30 000 рублей
(суд первой инстанции: Горкин Д.С.),
без вызова сторон (часть 5 статьи 3 и часть 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62),
и установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (далее - Управление Пенсионного фонда в г. Шилке, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли (далее - детский сад, дошкольное учреждение) о выдаче судебного приказа на штрафных санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2018 года в размере 30 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 1 июля 2019 года в принятии заявления Пенсионного фонда о выдаче судебного приказа отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из заявления Пенсионного фонда о выдаче судебного приказа и представленных с ним документов усматривается наличие спора о праве, в связи с чем отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК Российской Федерации.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта и направлении вопроса на новое рассмотрение. В обоснование своей позиции заявитель апелляционной жалобы указывает, что обстоятельства, на которые ссылается Учреждение в качестве смягчающих ответственность и исключающих его вину в совершении правонарушения, не могут быть учтены, поскольку Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) подобные нормоположения не предусмотрены. При этом Пенсионный фонд обращает внимание суда апелляционной инстанции на то обстоятельство, что решение о привлечении к ответственности дошкольным учреждением не обжаловалось, но в то же время требование об уплате финансовых санкций страхователем не исполнено; следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии спора о праве несостоятелен.
Детским садом представлено письменное возражение от 5 августа 2019 года на апелляционную жалобу, в котором он указывает на отсутствие его вины в несвоевременном представлении сведений, поскольку в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией в период с 8 по 16 июля 2018 года отсутствовала связь, в подтверждение чего представлена справка ПАО "Ростелеком" от 10 октября 2018 года об отсутствии интернета и постановление Администрации муниципального района "Тунгокоченкий район" Забайкальского края от 8 июля 2018 года N 271 о введении на территории данного муниципального района режима чрезвычайной ситуации.
О принятии апелляционной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается отчетом о публикации 30 июля 2019 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также отчетами об отслеживании почтовых отправлений N 67200237311275 и N 67200237311268.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 62) указано, что исходя из особенностей приказного производства как одной из форм упрощенного производства жалобы на определения о возвращении заявления о выдаче судебного приказа, определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа рассматриваются судом апелляционной инстанции единолично без вызова взыскателя и должника (часть 1 статьи 272.1, часть 5 статьи 3 АПК Российской Федерации).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и дошкольного учреждения на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением от 13 июня 2019 года N 54 о выдаче судебного приказа на взыскание с МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования (несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за июнь 2018 года) в размере 30 000 рублей, послужило решение Управления Пенсионного фонда в г. Шилке от 12 ноября 2018 года N 207S19180002897, принятое по результатам проведенной проверки представленных Учреждением сведений о застрахованных лицах в форме СЗВ-М за июнь 2018 года (л.д. 28-29) (акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28 сентября 2018 года N 207S18180002073, л.д. 27).
Решением Управления Пенсионного фонда в г. Шилке от 12 ноября 2018 года N 207S19180002897 дошкольное учреждение привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 30 000 рублей.
На основании указанного решения Пенсионным фондом выставлено требование от 12 декабря 2018 года N 207S01180024660, которым дошкольному учреждению предложено уплатить указанную сумму в срок до 9 января 2019 года (т.д. 34).
В связи с истечением срока для добровольного исполнения требования от 12 декабря 2018 года N 207S01180024660 Пенсионный фонд в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с детского сада финансовых санкций в размере 30 000 рублей.
На основании части 3 статьи 127.1 и пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК Российской Федерации определением Арбитражного суда Забайкальского края 1 июля 2019 года в принятии заявления Управления Пенсионного фонда в г. Шилке о выдаче судебного приказа отказано.
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о наличии в данном конкретном случае оснований для отказа в принятии заявления Пенсионного фонда о выдаче судебного приказа, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 229.1 АПК Российской Федерации судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя, предусмотренным статьей 229.2 настоящего Кодекса.
Судебный приказ выдается, в частности, по делам, в которых заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 62 указано, что требования, рассматриваемые в порядке приказного производства, должны быть бесспорными. Бесспорными являются требования, подтвержденные письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваемые должником.
На основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК Российской Федерации арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа в случае, если из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается наличие спора о праве.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 года N 785-О-О, наличие признаков спора о праве в каждом конкретном деле устанавливается судьей, рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа, который при наличии сомнений в бесспорном характере заявленных требований в целях защиты прав и интересов ответчика отказывает в принятии заявления, что не лишает заявителя права предъявить данное требование в порядке искового производства.
Как отмечалось выше, в рассматриваемом случае основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования (несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за июнь 2018 года) в размере 30 000 рублей, послужило решение Управления Пенсионного фонда в г. Шилке от 12 ноября 2018 года N 207S19180002897, принятое по результатам проведенной проверки представленных Учреждением сведений о застрахованных лицах в форме СЗВ-М за июнь 2018 года.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, сведения по форме СЗВ-М - "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, по типу исходная в отношении 60 застрахованных лиц за отчетный период июнь 2018 года представлены страхователем по телекоммуникационным каналам связи 17 июля 2018 года, то есть с нарушением установленного срока на один день.
Данное обстоятельство (как основание для привлечения дошкольного учреждения к финансовой ответственности) зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28 сентября 2018 года N 207S18180002073.
Решением Управления Пенсионного фонда в г. Шилке от 12 ноября 2018 года N 207S19180002897 детский сад привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 30 000 рублей.
В названном решении отражено, что в представленных возражениях страхователь в обоснование просрочки представления сведений по форме СЗВ-М по типу "исходная" за отчетный период июнь 2018 года (17 июля 2018 года) ссылается на отсутствие интернета, что подтверждается справкой ПАО "Ростелеком". В приложенном письме ПАО "Ростелеком" от 10 октября 2018 года сообщается, что в период чрезвычайной ситуации в связи с наводнением в Тунгокоченском районе с 8 июля 2018 года по 16 июля 2018 года отсутствовала междугородняя и внутризоновая связь, также не работали услуги широкополосного доступа в Интернет по причине обрыва кабеля ВОЛС в районе реки Жарча.
Приведенные дошкольным учреждением обстоятельства Управлением Пенсионного фонда в г. Шилке в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность или исключающих вину в совершении правонарушения, не приняты, поскольку (как указал Пенсионный фонд в решении от 12 ноября 2018 года) Законом N 27-ФЗ подобные положения не предусмотрены.
При этом Управление Пенсионного фонда в г. Шилке со ссылкой на статью 18 Закона N 27-ФЗ указало, что споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
Учитывая, что из представленных с заявлением документов не следует, что требования носят бесспорный характер, либо они должником признаются, но не исполняются, суд первой инстанции пришел к верному итоговому выводу о наличии в данном случае спора о праве.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 62 указано, что если по результатам налоговой проверки состоялось решение налогового органа, то представлявшиеся до его принятия возражения в порядке пункта 6 статьи 100, пунктов 1 - 6.1 статьи 101, пунктов 5 - 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации сами по себе не свидетельствуют о невозможности рассмотрения требований, заявленных налоговым органом на основании указанного решения, в порядке приказного производства.
Таким образом, действительно сама по себе подача возражений на акт налоговой проверки (равно как и проверки, проводимой в рамках Закона N 27-ФЗ) не является достаточным поводом для постановки вывода о наличии спора о праве. Вместе с тем в таких возражениях могут содержаться доводы, сведения и информации, по результатам оценки и анализа которых арбитражный суд может заключить, что имеется спор о праве.
Иными словами, определяющим при разрешении вопроса о возможности рассмотрения требования в порядке приказного производства является не собственно факт подачи возражений на акт проверки (как действие), а наличие обстоятельств, свидетельствующих о спорности требования налогового (иного) органа, о которых заявлено в таких возражениях.
В настоящем случае в представленных в Управление Пенсионного фонда в г. Шилке возражениях дошкольное учреждение, ссылаясь на отсутствие Интернета, что подтверждается справкой провайдера (ПАО "Ростелеком"), сообщило, что сведения по форме СЗВ-М по типу "исходная" за отчетный период июнь 2018 года были отправлены 17 июля 2018 года. По мнению детского сада, подобные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии его вины в совершении правонарушения.
Вопреки доводам Управления Пенсионного фонда в г. Шилке, приведенным в решении от 12 ноября 2018 года и апелляционной жалобе, такие доводы (об отсутствии вины в совершении вмененного правонарушения), несомненно, свидетельствую о наличии спора о праве.
Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (часть 1); обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (часть 2); неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (часть 3).
В пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 934-О-О указано, что несмотря на то что названные конституционные положения по своему буквальному смыслу направлены на закрепление презумпции невиновности в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления, их значение выходит за рамки уголовного преследования. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
По сути, аналогичная правовая позиция выражена также и в других решениях Конституционного Суда Российской Федерации (например, Постановления от 7 июня 2000 года N 10-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 17 июля 2002 года N 13-П, Определение от 9 апреля 2003 года N 172-О).
В соответствии с правовыми позициями, выраженными в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 30 июля 2001 года N 13-П, от 24 июня 2009 года N 11-П и от 17 ноября 2016 года N 25-П, в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем; федеральный законодатель, устанавливая меры взыскания штрафного характера, может предусматривать - с учетом особенностей предмета регулирования - различные формы вины и распределение бремени ее доказывания.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 2003 года N 12-П, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям (привлечение к публичной ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ) в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2019 года N 308-ЭС19-975 и от 22 июля 2019 года N 305-ЭС19-2960 указано, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В этой связи, с учетом приведенных дошкольным учреждением возражений об отсутствии его вины в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, и необходимости выяснения данного обстоятельства, невозможно сделать однозначный вывод о бесспорности заявленного Пенсионным фондом требования.
Более того, о наличии спора явно свидетельствует представленное детским садом возражение на апелляционную жалобу от 5 августа 2019 года, в котором он настаивает на отсутствии вины в несвоевременном представлении сведений.
Следовательно, заявление о выдаче судебного приказа подано с нарушением требований, установленных пунктом 3 части 3 статьи 229.4 АПК Российской Федерации, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
При этом необоснованное (применительно к обстоятельствам настоящего дела) суждение суда первой инстанции о том, что наличие спора о праве усматривается по той причине, что "требуется установление наличия оснований для восстановления срока на подачу заявления о выдаче судебного приказа" (страница 4 обжалуемого определения), не привело к принятию ошибочного судебного акта.
Отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей, арбитражным судом по основаниям, указанным в части 3 статьи 229.4 АПК Российской Федерации, препятствует повторному обращению с таким же заявлением о выдаче судебного приказа. В этих случаях лицо вправе обратиться в суд в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с указанием на то, что в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 62).
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Рассмотрев апелляционную жалобу на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 1 июля 2019 года об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа по делу N А78-7717/2019, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 271-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Забайкальского края от 1 июля 2019 года об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа по делу N А78-7717/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7717/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ШИЛКЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с.Верх-Усугли"