город Омск |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А75-5788/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1578/2019) регистрационный номер 08АП-1578/2019) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2018 по делу N А75-5788/2018 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "СВЯЗЬ-безопасность" (ОГРН 1027700495151, ИНН 7724232168) к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании пунктов 1.1 и 3 предписания от 01.03.2018,
при участии в деле в качестве третьих лиц, общества с ограниченной ответственностью "Тюменская геофизическая компания", акционерного общества "БашВзрывТехнология", закрытого акционерного общества "Северная геофизическая экспедиция", общества с ограниченной ответственностью "Газпомнефть - Ноябрьскнефтегазгеофизика", акционерного общества "Башнефтегеофизика", публичного акционерного общества "Самаранефтегеофизика",
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре -Канина Светлана Олеговна по доверенности от 01.03.2019 N 30;
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "СВЯЗЬ-безопасность" (далее - заявитель, ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Управление Росгвардии) о признании незаконными и отмене пунктов 1.1 и 3 предписания от 01.03.2018 N ВО/1-2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Тюменская геофизическая компания" (далее - ООО "Тюменская геофизическая компания"), акционерное общество "БашВзрывТехнология" (далее - АО "БашВзрывТехнология"), закрытое акционерное общество "Северная геофизическая экспедиция", (далее - ЗАО "Северная геофизическая экспедиция"), общество с ограниченной ответственностью "Газпомнефть - Ноябрьскнефтегазгеофизика" (далее - ООО "Газпомнефть - ННГГФ"), акционерное общество "Башнефтегеофизика" (далее - АО "Башнефтегеофизика"), публичное акционерное общество "Самаранефтегеофизика" (далее - ПАО "Самаранефтегеофизика").
Решением от 14.11.2018 по делу N А75-5788/2018 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росгвардии обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на следующее:
- сотрудники Управления Росгвардии действовали в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", выданное предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя, оспариваемые пункты предписания основаны на нормах закона;
- создание ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" в организационно- правовой форме, позволяющей отнести данное юридическое лицо к коммерческим организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не предоставляет ему право осуществлять охрану объектов с нарушением требований Федерального закона от 14.04.1997 N 77-ФЗ "О вневедомственной охране", а также изданных в целях реализации его положений подзаконных нормативных правовых актов;
- наличие в административном здании, оказание услуг по охране которого является объектом закупки, линий и средств связи, средств телекоммуникаций, оказание в нем государственных услуг в сфере информационных технологий, или формирование государственных информационных ресурсов не придает ему статуса сооружения связи, в связи с чем оно не может рассматриваться как объект, находящийся в сфере ведения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;
- объекты, указанные в подпункте 1.1 предписания, не относятся к сфере ведения Минкомсвязи России и не являются государственной собственностью, поскольку не включены Перечень объектов организаций и предприятий " Связь", охраняемых ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденный Министром связи и массовых коммуникаций 01.07.2010;
- поскольку объекты, указанные в подпункте 1.1 предписания не находятся в ведении в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, ФГУП "СВЯЗЬ-Безопасность" не обладает полномочиями на охрану указанных объектов;
ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", ООО "Газпомнефть - ННГГФ" представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых заявитель и третье лицо не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В ходе подготовки к судебному разбирательству судом апелляционной инстанции установлено, что в целях совершенствования организации охраны объектов и имущества Президентом Российской Федерации издан Указ от 25.10.2018 N 606 "О реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", которым принято предложение Правительства Российской Федерации о реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее ФГУП "Охрана"). в форме присоединения к нему ФГУП "Связь-безопасность".
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации распоряжением Правительством Российской Федерации от 20.11.2018 N 2514-р принято решение о реорганизации указанных предприятий и возложении на Росимущество совместно с Росгвардией и Минкомсвязью Российской Федерации обязанности по осуществлению соответствующих мероприятий до 01.04.2019.
В свою очередь, во исполнение вышеуказанного распоряжения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве издано распоряжение от 30.11.2018 N 1542; в отношении ФГУП "Охрана" и ФГУП "Связь-безопасность" начата процедура реорганизации с внесением соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принимая во внимание факт нахождения лиц, участвующих в деле, в процессе реорганизации и исходя из характера спорных правоотношений и обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции определением от 12.03.2019 приостановил производство по делу N А75-5788/2018 до завершения реорганизации. ФГУП "Охрана" и ФГУП "Связь-безопасность".
От ФГУП "Охрана" поступили документы, из которых усматривается, что ФГУП "Связь-безопасность" прекратило свою деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к ФГУП "Охрана".
Определением от 13.08.2019 апелляционное производство по делу N А75-5788/2018 возобновлено.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
На основании статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В силу части 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 48 АПК РФ и с учетом сведений, внесенных ЕГРЮЛ, считает необходимым произвести процессуальное правопреемство заявителя: заменить ФГУП "Связь-безопасность" на его правопреемника - ФГУП "Охрана".
ФГУП "Охраны", ООО "Тюменская геофизическая компания", АО "БашВзрывТехнология", ЗАО "Северная геофизическая экспедиция", ООО "Газпомнефть - ННГГФ", АО "Башнефтегеофизика", ПАО "Самаранефтегеофизика", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От ЗАО "Северная геофизическая экспедиция" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции посчитал возможным удовлетворить.
В связи с изложенным апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных выше лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управление Росгвардии поддержал доводы апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав представителя заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.
Сотрудниками Управления Росгвардии на основании приказов от 23.01.2018 N 15, от 26.01.2018 N 20 в период с 05.02.2018 по 01.03.2018 проведена плановая выездная проверка деятельности подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны в отношении филиала ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 01.03.2018 N ВО/1-2018 с указанием выявленных нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и ведомственными правовыми актами (т. 2 л. д. 5-17).
По итогам проверки предприятию выдано предписание от 01.03.2018 N ВО/1-2018 об устранении выявленных нарушений в срок до 02.05.2018 (т. 2 л. д. 18-22).
В предписании указано, что в процессе проверки были выявлены, в том числе, нарушения Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране", постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.200 N 514 "Об организации ведомственной охраны"; Положения о ведомственной охране Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 775; постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.1999 N1436 "О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной", Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии".
В частности пунктом 1.1 предписания предприятию необходимо устранить нарушение, заключающееся в осуществлении филиалом ФГУП "Связь-безопасность" охраны объектов:
"охраны 13 объектов, не находящихся в сфере ведения Минкомсвязи России (кратковременный склад ВМ и РВ ООО "Тюменская геофизическая компания", с.Каменное, Октябрьский район, ХМАО-Югра. Договор от 01.03.2017 N УР-ХМ-13/2017- ВУ-01; кратковременный расходный склад ВМ Нефтеюганского филиала АО "БашВзрывТехнология", Приобское месторождение в районе 265 разведки, Ханты- Мансийский район, ХМАО-Югра и кратковременный расходный склад ВМ Нефтеюганского филиала АО "БашВзрывТехнология" Приразломное месторождение в районе куста N 92, Нефтеюганский район, ХМАО-Югра. Договор от 25.12.2014 N 01-04/2014; временный расходный склад ВМ ЗАО "Северная геофизическая экспедиция", район Устъ-Балыкского месторождения, Нефтеюганский район, ХМАО- Югра. Договор от 01.01.2017 N 02-ПД/17; Постоянный расходный склад ВМ ООО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика", 16 километр автодороги Ноябрьск- Холмогорское месторождение, г. Ноябрьск, ЯНАО. Договор от 29.11.2017. N 11/3519; Временный склад ВМ ООО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика", куст N 2, Покачевское месторождение, Нижневартовский район, ХМАО - Югра. Договор от 29.11.2017 N 11/3521; Удаленный склад ВМ ООО "Газпромнефть- Ноябрьскнефтегазгеофизика", Южно-Приобское месторождение, Ханты-Мансийский район, ХМАО-Югра. Договор от 29.11.2017, N11/3522; Склад BМ ООО "Горизонт", п. Горноправдинск, Ханты-Мансийский район, ХМАО - Югра. Договор от 01.09.2017 N УР-ХМ-51/2017-ВУ-01; Временный склад ВМ АО "Башнефтьгеофизика" (СП-16, в/п "Даниловка" Советский район, XМАО - Югра), Временный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика" (СП-14, карьер 1Г, куст 440, Повховское месторождение, Сургутский район, ХМАО - Югра), Bpеменный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика" (СП-19. 200 километр автодороги Лянтор-Рогожниковское месторождение, Ханты-Мансийский район, ХМАО-Югра), Bpеменный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика" (СП-17. Когалымскос месторождение, Сургутский район, ХМАО - Югра); Временный склад ВМ ПАО "Самаранефтегеофизика", СП-2, Салымский л/у, Нефтеюганский район, ХМАО - Югра. Договор от 01.01.2018 N СБс-ВОХР-СП9/18)".
Пунктом 3 предписания предприятию необходимо устранить нарушение, выразившееся в "использовании отдельных типов боевого ручного стрелкового оружия для физической вооруженной охраны 13 объектов, не находящихся в сфере ведения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в том числе не включенных в перечень видов объектов перечисленных в статьи 12 ФЗ "Об оружии": Кратковременный склад ВМ и РВ ООО "Тюменская Геофизическая компания", с. Каменное. Октябрьский район. ХМ АО - Югра. Приказ Филиала "Об организации вооруженной охраны объекта - кратковременный склад ВМ и РВ ООО "Тюменская Геофизическая компания", Тюменская область, ХМАО - Югра, Октябрьский район, с. Каменное" от 28.03.2017 N 34-01. Откомандирован боевой ПМ ВО N4770 (2003 г.в.) - 1 единица и патроны ППО 9 мм - 16 шт. На основании приказа Филиала "Об откомандировании боевого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, специальных средств на пост охраны - кратковременный склад ВМ и РВ ООО "Тюменская Геофизическая компания", Тюменская область, ХМАО - Югра, Октябрьский район, с. Каменное" от 28.03.2017 N 37-01; Кратковременный расходный склад ВМ Нефтеюганского филиала АО "БашВзрывТехнологии", Приобское месторождение в районе 265 разведки, Ханты- Мансийский район, ХМАО Югра. Приказ Филиала "Об организации вооруженной охраны объекта - кратковременный расходный склад ВМ Нефтеюганского филиала АО "БашВзрывТехнологии", Приобское месторождение в районе 265 разведки, Ханты-Мансийского района, ХМАО - Югра" от 29.12.2017 N 102-01. Откомандирован боевой автомат АКМС N654835 (1997 г.в.) - 1 единица и патроны к АКМС 7,62 711-1980 - 120 шт. На основании приказа Филиала "Об откомандировании боевого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, специальных средств на пост охраны - кратковременный расходный склад ВМ Нефтеюганского филиала АО "БашВзрывТехнологии", Приобское месторождение в районе 265 разведки, Ханты-Мансийского района, ХМАО-Югра от 29.12.2017 N 105-01. Кратковременный расходный склад ВМ Нефтеюганского филиала АО "БашВзрывТехнологии", Приразломное месторождение в районе куста N 92, Нефтеюганский район, ХМАО-Югра. Приказ Филиала "Об организации вооруженной охраны объекта - кратковременный расходный склад ВМ Нефтеюганского филиала АО "БашВзрывТехнологии", на территории куста N 92. Приразломного месторождения, Нефтеюганский район, ХМАО-Югра" от 29.12.2017 N109-01. Откомандирован боевой автомат АКМС N654971 (1977 г.в.) - 1 единица и патроны к АКМС 7,62 711-1980 - 120 шт. На основании приказа Филиала "Об откомандировании боевого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, специальных средств на пост охраны - кратковременный расходный склад ВМ Нефтеюганского филиала АО "БашВзрывТехнологии", на территории куста N 92. Приразломного месторождения, Нефтеюганский район, ХМАО-Югра от 29.12.2017 N 112-01. Временный расходный склад ВМ ЗАО "Северная геофизическая экспедиция", район Усть-Балыкского месторождения, Нефтеюганский район, ХМАО - Югра. Приказ Филиала "Об организации вооруженной охраны объекта - временный расходный склад ВМ ЗАО "Северная геофизическая экспедиция", Тюменская область, ХМАО-Югра, Нефтеюганский район, Усть-Балыкское месторождение" от 31.01.2017 N08-01. Откомандирован боевой пистолет ПМ ВН N2337 (1953 г.в) - 1 единица и патроны к нему ППО 9 мм - 16 шт. На основании приказа Филиала "Об откомандировании боевого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, специальных средств на пост охраны - временный расходный склад ВМ ЗАО "Северная геофизическая экспедиция", Тюменская область, ХМАО - Югра, Нефтеюганский район, Усть-Балыкское месторождение" от 31.01.2017 N11-01; Постоянный расходный склад ВМ ООО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегазгеофизика", 16 километр автодороги Ноябрьск-Холмогорское месторождение, г. Ноябрьск. ЯНАО. Приказ Филиала "Об организации вооруженной охраны объекта склада ВМ ООО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегазгеофизика", г. Ноябрьск" от 23.07.2013 N 63-01. Откомандированы на основании приказа Филиала "Об откомандировании боевого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, специальных средств на пост охраны объекта склада ВМ ООО "Газпромнефть-Ноябрьскнефгегазгеофизика", г. Ноябрьск" от 25.07.2013 N 64-01: боевой автомат АКМС TP N 6074 (1971 г.в.) - 1 единица и патроны к нему 7.62 мм 711-1980 - 120 шт., боевой автомат АКМС АВ N2304 (1971 г.в.) - 1 единица и патроны к нему 7.62 мм 711-1980 - 120 шт. боевой автомат АКМС АВ N391432 (1974 г.в.) - 1 единица и патроны к нему 7,62 мм 711-1980 - 120 шт., боевой пистолет ПМ ВО N 4589 (2003 г.в.) - 1 единица и патроны к нему ППО 9 мм 539-2005 - 16 шт., боевой пистолет ПМ ВО N4627 (2003 г.в.) - 1 единица и патроны к нему ПГЮ 9 мм 539-2005 - 16 шт. Временный склад ВМ ООО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика", куст N 2, Покачевское месторождение, Нижневартовский район, ХМАО - Югра. Приказ Филиала "Об организации вооруженной охраны объекта: временный склад ВМ ТП "Покачи" ООО "ГазпромпефтьНоябрьскнефтегазгеофизика", Тюменская область, ХМАО-Югра, Нижневартовский район, Покачевское м/р куст N 2" от 28.12.2017 N 154-01. Откомандирован боевой пистолет ПМ МК N 4239 (1933 г.в.) - 1 единица и патроны к нему ППО 9 мм - 16 шт. На основании приказа Филиала "Об откомандировании боевого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, специальных средств на пост охраны объекта: временный склад ВМ ТП "Покачи" ООО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегазгеофизика", Тюменская область, ХМАО-Югра, Нижневартовский район, Покачевское м/р куст N 2" от 28.12.2017 N 157-01; Удаленный склад ВМ ООО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегазгеофизика", Южно-Приобское месторождение, Ханты-Мансийский район, Приказ Филиала "Об организации вооруженной охраны объекта кратковременного расходного склада ВМ, принадлежащего ООО "Газпромнефть-ННГГФ" от 13.07.2010 N 72-01. Откомандированы на основании приказа Филиала "Об откомандировании боевого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, специальных средств на пост охраны" от 13.07.2010 N 74-01: боевой пистолет ПМ ВО N 4431 (2003 г.в.) - 1 единица и патроны к ПМ 9 мм - 16 шт.. боевой автомат АКМС N339693 (1977 г.в.) - 1 единица и патроны к нему 7,62 мм - 30 шт.; Склад ВМ ООО "Горизонт", п. Горноправдинск, Ханты-Мансийский район, ХМАО - Югра. Откомандирован боевой пистолет ПM ВО N4450 (2003 г.в.) - 1 единица и патроны к ПМ 9 мм - 16 шт. На основании приказа Филиала "Об откомандировании боевого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, специальных средств на пост охраны объекта склад ВМ ООО "Горизонт", п. Горноправдинск, Ханты-Мансийский район, ХМАО - Югра" от 31.08.2017 N76/2-01. Временный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика", СП-16, в/п "Даниловка" Советский район, ХМАО-Югра. Приказ Филиала "Об организации вооруженной охраны объекта: Временный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика", (Тюменская область, ХМАО - Югра, Советский район, в/п "Даниловка" СП-16" от 23.11.2017 N111-01. Откомандирован боевой пистолет - пулемет ПП - 91 "Кедр" Г N615 (1995 г.в.) - 1 единица и патроны к нему ППО 9 мм - 50 шт. На основании приказа Филиала "Об откомандировании боевого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, специальных средств на пост охраны объекта: временный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика", Тюменская область, ХМАО - Югра, Советский район, в/п "Даниловка", СП-16" от 23.11.2017 N114-01; Временный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика", Тюменская область, ХМАО - Югра, Сургутский район, Повховское месторождение, куст 440, карьер 1Г, СП-14. Приказ Филиала "Об организации вооруженной охраны объекта - временный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика", Тюменская область, ХМАО - Югра, Сургутский район, Повховское месторождение, куст 440, карьер 1 Г, СП-14" от 29 ноября 2017 года N120-01. Откомандирован боевой пистолет ПМ ВО N4773 (2003 г.в.) - 1 единица и патроны к нему ППО 9 мм - 16 шт. На основании приказа Филиала "Об откомандировании боевого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, специальных средств на пост охраны объекта: временный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика", Тюменская область. ХМАО - Югра, Сургутский район, Повховское месторождение, куст 440, карьер 1Г, СП-14" от 29.11.2017 N123-01: Временный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика" СП-19, 200 километр автодороги Лянтор-Рогожниковскос месторождение. Ханты-Мансийский район, ХМАО - Югра). Приказ Филиала "Об организации вооруженной охраны объекта: временный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика", Тюменская область, ХМАО - Югра, Ханты-Мансийский район, 200 километр автодороги Лянтор-Рогожниковское м/р, СП-19" от 03.12.2017 N 132-01. Откомандирован боевой пистолет - пулемет ПП - 91 "Кедр" Б N3942 (1994 г.в.) - 1 единица и патроны к нему ППО 9 мм - 50 шт. На основании приказа Филиала "Об откомандировании боевого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему специальных средств на пост охраны объекта: временный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика", Тюменская область, ХМАО - Югра, Ханты-Мансийский район, 200 километр автодороги Лянтор-Рогожниковское м/р, СП-19" от 03.12.2017 N 131-01; Временный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика", СП-17, Когалымское месторождение, Сургутский район, ХМАО Югра. Приказ Филиала "Об организации вооруженной охраны объекта: временный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика", Тюменская область, ХМАО Югра, Сургутский район, Когалымское месторождение, СП-17" от 01.12.2017 N126-01. Откомандирован боевой пистолет - пулемет ПП - 91 "Кедр" Б N3936 (1994 г.в.) - 1 единица и патроны к нему ППО 9 мм - 50 шт. На основании приказа Филиала "Об откомандировании боевого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, специальных средств на пост охраны объекта: временный склад ВМ АО "Башнефтегеофизика", Тюменская область, ХМАО - Югра, Сургутский район, Когалымское месторождение, СП-17" от 01.12.2017; Временный склад ВМ ПAO "Самаранефтегеофизика", СП-2. Салымскнй л/у, Нефтеюганский район, ХМАО-Югра. Приказ Филиала "Об организации вооруженной охраны объекта: временный склад ВМ ПАО "Самаранефтегеофизика", Тюменская область, Нефтеюганский район, Салымскнй л/у. СП-2" от 08.12.2017 N 137-01. Откомандирован боевой пистолет - пулемет ПП-91 "Кедр" Б N4621 (1994 г.в.) - 1 единица и патроны к нему ППО 9 мм - 50 шт. На основании приказа Филиала "Об откомандировании огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, специальных средств па пост охраны объекта временный склад ВМ ПАО "Самаранефтегеофизика", Тюменская область, ХМАО-Югра, Нефтеюганский район, Салымский л/у, СП-2 от 08.12.2017 N 140-01".
В материалы дела представлены договоры предприятия с вышеуказанными организациями на осуществление охраны и документы, обосновывающие использование оружия на охраняемых объектах.
ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" полагая, что данные пункты предписания не соответствуют закону, ограничивают его права и законные интересы в сфере предпринимательской охранной деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание от 01.03.2018 в оспариваемой части не соответствует законодательству Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в основу оспариваемых требований предписания положены выводы Управления Росгвардии об отсутствии у ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" (в настоящее время ФГУП "Охрана") предусмотренных законом полномочий по охране указанных в нем объектов, и, как следствие, отсутствие полномочий по использованию при охране объектов огнестрельного оружия.
Вместе с тем оспариваемых пунктах предписания отсутствует указание на наличие в действиях предприятия нарушений именно требований обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Законодательство, регламентирующее порядок осуществления ведомственной охраны, и устав предприятия не содержат условий, ограничивающих деятельность предприятия задачами в отношении только подведомственных Минкомсвязи России объектов.
Статья 2 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ), определяющая правовые основы государственной охраны, предусматривает, что государственная охрана осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации.
К таким правовым актам относятся Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охраны и негосударственной (частной) сыскной деятельности" (далее - Постановление N 587), Федеральный закон от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Федеральный закон N 77-ФЗ) и другие нормативные акты, регулирующие государственную охрану, понятие которой дано в статье 1 Федерального закона N 57-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 77-ФЗ под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Согласно статье 8 Федерального закона N 77-ФЗ ведомственная охрана осуществляет защиту, в том числе охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов. Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правовое регулирование деятельности ведомственной охраны осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 4 Федерального закона N 77-ФЗ). Согласно статье 5 Федерального закона N 77-ФЗ имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, организации.
В силу статьи 8 Федерального закона N 77-ФЗ ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами. Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны" к числу федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, отнесено Минкомсвязи России.
В соответствии с пунктом 2 Положения о ведомственной охране Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 775) ведомственная охрана создается Минкомсвязи России и предназначается для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения министерства и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.
ФГУП "Охрана" создано Минкомсвязи в соответствии с вышеуказанными нормами как предприятие ведомственной охраны.
Доводы Управления Росгвардии о том, что охраняемые предприятием объекты, указанные в подпункте 1.1 предписания, не относятся к сфере ведения Минкомсвязи России и не являются государственной собственностью, поскольку не включены Перечень объектов организаций и предприятий "Связь", охраняемых ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденный Министром связи и массовых коммуникаций 01.07.2010 и согласованный в установленном порядке МВД России 06.10.2011, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку условия об утверждении Минкомсвязи России перечня охраняемых объектов (статья 8 Федерального закона N 77-ФЗ, пункт 2 положения N 775) не ставят возможность оказания подведомственным ему предприятием услуг по охране в зависимость от факта утверждения соответствующего перечня.
Нормы Закона о ведомственной охране позволяют сделать вывод о том, что организации ведомственной охраны не ограничены в объектах охраны исключительно теми объектами, которые находятся в ведении создавших эти организации государственных органов.
Основной целью деятельности ФГУП "Охрана" является извлечение прибыли, в том числе, путем осуществления охранной деятельности (пункт 2.1 Устава). Для достижения цели, указанной в пункте 2.1 Устава, предприятие осуществляет защиту охраняемых объектов (в том числе объектов, подлежащих государственной охране), являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, печати издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, а также охраняемых объектов иных форм собственности, в соответствии с заключёнными договорами.
В соответствии с пунктом 2.2.33 Устава предприятие оказывает охранные услуги юридическим и физическим лицам.
Таким образом, ФГУП "охрана" является унитарным предприятием, которое имеет право осуществлять государственную охрану объектов, оказывая при этом охранные услуги юридическим лицам.
Постановлением N 587 утверждён Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Пунктом 10 приложения N 1 к Постановлению N 587 предусмотрено, что объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия, и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов и отходов их производства, входят в Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Законом, иными нормативными правовыми актами не определены конкретные органы, в непосредственном и исключительном ведении которых находится охрана объектов по производству, хранению, распространению и утилизации взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в то же время установлено, что на них не допустимо осуществление частной охранной деятельности.
Из абзаца 2 статьи 26 Федерального закона N 77-ФЗ следует, что перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания федеральными государственными органами ведомственной охраны, а также порядок определения тарифов на оказываемые услуги по охране указанных объектов утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 77-ФЗ Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 10.02.2017 N 239-р "Об утверждении перечня объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания ведомственной охраны федеральными государственными органами" (далее - распоряжение).
Вышеуказанное распоряжение не относит охрану объектов, поименованных в предписании, к исключительной компетенции военизированных и сторожевых подразделений организаций, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или иных федеральных органов.
Таким образом, объекты, поименованные в пунктах 1.1, 3 предписания отнесены к категории объектов, на которых не может осуществляться частная охранная деятельность, между тем, какой-либо специальный орган, который может осуществлять ведомственную охрану данного объекта, законодательством об охранной деятельности не предусмотрен, то есть охранная деятельность на объектах может осуществляться любой организацией, осуществляющей ведомственную охрану, в том числе ФГУП "Охрана".
Таким образом, осуществление предприятием ведомственной охраны на спорных объектах не противоречит действующему законодательству.
Из смысла статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" следует, что иные юридические лица с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по охране объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, других особо важных объектов, а также при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, боевой техники, денежных средств и ценностей, дипломатической почты, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне. Субъекты топливно-энергетического комплекса, указанные в статье 9.1 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право приобретать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для юридических лиц с особыми уставными задачами, отдельные типы и модели гражданского и служебного оружия и специальных средств для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, связанных с обеспечением охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.
Отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия используются в качестве служебного юридическими лицами с особыми уставными задачами. Использование указанного оружия в иных не предусмотренных федеральным законом целях запрещается.
Согласно статье 9 Федерального закона N 77-ФЗ предусмотрено, что работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия.
Имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации могут получать во временное пользование на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них обязанностей по защите охраняемых объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации об оружии.
Ведомственная охрана в государственных военизированных организациях использует боевое ручное стрелковое оружие, находящееся на вооружении указанных организаций, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.12.1999 N 1436 "О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной" определено, что боевое ручное стрелковое оружие, получаемое в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации во временное пользование федеральными государственными органами и организациями, имеющими право на создание ведомственной охраны, для обеспечения работников ведомственной охраны (далее именуется - боевое оружие), используется указанными работниками ведомственной охраны для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов и организаций.
Поскольку охраняемые предприятием объекты отнесены к сфере ведения государственной охранной деятельности, а ФГУП "Охрана" является органом, осуществляющим ведомственную охрану, для осуществления целей, определенных Постановлением N 1436, заявитель имеет право использовать боевое ручное стрелковое оружие в территориальных органах Росгвардии.
При таких обстоятельствах выводы Управления Росгвардии о наличии в действиях предприятия нарушений требования законодательства, отраженные в пунктах 1.1 и 3 предписания, правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными.
Таким образом, удовлетворив заявленные предприятием требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы заинтересованного лица в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате Управлением Росгвардии, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 48, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре удовлетворить.
Произвести процессуальную замену Федерального государственного унитарного предприятия "Связь-безопасность" на Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2018 по делу N А75-5788/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5788/2018
Истец: ФГУП "СВЯЗЬ - БЕЗОПАСНОСТЬ", ФГУП "Связь-безопасность"
Ответчик: Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ХМАО-Югре, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ"
Третье лицо: АО "БашВзрывТехнология", АО "Башнефтьгеофизика", ЗАО "Северная геофизическая экспедиция", ООО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика", ООО "Тюменская Геофизическая Компания", ПАО "Самарнефтегеофизика", ПАО "Самаранефтегеофизика"