г. Челябинск |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А34-1921/2019 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу Тюменской таможни на решение Арбитражного суда Курганской области от 17.05.2019 по делу N А34-1921/2019 (судья Желейко Т.Ю.).
Акционерное общество "Шадринский автоагрегатный завод" (далее- заявитель, АО "ШААЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Тюменской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10503000-53/2019 от 12.02.2019 о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.05.2019 (резолютивная часть решения объявлена 29.04.2019) требования АО "ШААЗ" удовлетворены: постановление N 10503000-53/2019 от 12.02.2019 признано незаконным и отменено.
Таможня (далее также - податель жалобы) не согласилась с вынесенным решением и обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы таможня считает, что вывод суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства. Указывает, что срок, установленный статьей 101 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза имеет специальный порядок исчисления и не переносится в случае, когда его окончание приходится на нерабочий день. Указанный срок (4 месяца) является пресекательным, возможность изменения (увеличения) предельного срока временного хранения с учетом приведенных в запросе обстоятельств ТК ЕАЭС не предусмотрена.
В суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 272(1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.11.2018 в постоянной зоне таможенного контроля Курганского таможенного поста Тюменской таможни по адресу: г. Курган, ул. Бурова - Петрова, 132, была завершена таможенная процедура таможенного транзита товара "Разбавитель WECO-РОХ". код ЕТН ВЭД ЕАЭС 3814001000. количество грузовых мест - 1, вес брутто товара 112,6 кг., стоимость 353.70 ЕВРО (EUR), прибывшего в адрес АО "ШААЗ" (далее - товар).
Указанный товар перемещался по таможенной процедуре таможенного транзита по транзитной декларации N 11209103/081118/0398321 и товаросопроводительным документам: товарно-транспортная накладная CMR от 08.11.2018 N 14896. счет-фактура (инвойс) от 11.10.2018 N 584566.
После фактического размещения товаров на СВХ АО "ШААЗ" предоставлен отчет по форме ДО-1 (в электронной форме) N 0000082 от 16.11.2018 (т.1 л.д.98).
Данный отчет составлен по транзитной декларации N 11209103/081118/0398321 и товаросопроводительным документам: товарно-транспортная накладная CMR от 08.11.2018 N 14896, счет-фактура (инвойс) от 11.10.2018 N 584566. Дата истечения срока временного хранения, указанная в ДО-1 - 18.03.2019.
В рамках вторичного контроля на Курганском таможенном посту Тюменской таможни 25.01.2019 выявлено несоответствие предельного срока временного хранения товаров (4 месяца), указанного в ДО-1 N 0000082 от 16.11.2018.
По факту выявленного нарушения 01.02.2019 административным органом в отсутствие представителя общества, был составлен протокол об административном правонарушении N 10503000-53/2019 (т.1 л.д.67-75). Копия настоящего протокола направлена 01.02.2019 в адрес АО "ШААЗ".
О дате и времени составления протокола об административном правонарушении заявитель извещен уведомлением N 05-08/00049 (т.1 л.д.93-94).
По результатам рассмотрения материалов административного дела Таможней вынесено постановление от 12.02.2019 N 10503000-53/2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым АО "ШААЗ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб. (т.1 л.д.59-66).
Полагая, что указанное постановление нарушает права и законные интересы АО "ШААЗ", заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Так, согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля.
Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в одном из предусмотренных диспозицией статьи альтернативных деяний: непредставление в таможенный орган отчетности; нарушение срока представления отчетности; представление таможенному органу отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Субъектами данного правонарушения являются лица (должностные или юридические), на которых таможенным законодательством возложена обязанность ведения учета и представления таможенному органу отчетности. Это могут быть, в частности, владельцы таможенных складов, складов временного хранения и свободных складов, магазинов беспошлинной торговли и др.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 99 ТК ЕАЭС местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 статьи 99 ТК ЕАЭС может осуществляться временное хранение товаров. Временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 100 ТК ЕАЭС для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.
Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, не позднее 1 часа с момента подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу, указанному в пункте 1 статьи 100 ТК ЕАЭС, подтверждение о регистрации документов.
Товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение (пункт 3 статьи 100 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 2 статьи 449 ТК ЕАЭС срок временного хранения товаров, находящихся на временном хранении на день вступления ТК ЕАЭС в силу, исчисляется в соответствии со статьей 101 ТК ЕАЭС.
В соответствии с частью 4 статьи 177 Федерального закона от 27.10.2011 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела или хранящие иностранные товары, обязаны представлять отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях.
Согласно части 16 статьи 177 Федерального закона от 27.10.2011 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" за представление в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения, лица, хранящие иностранные товары, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах осуществляется в соответствии с Приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" (далее - Порядок N 2688).
По правилам пункта 30 названного Порядка владелец склада временного хранения (далее - СВХ) (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам: ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение; ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения; ДО-3 - отчетность, представляемая по разовому требованию таможенного органа.
Пунктом 32 Порядка предусмотрено, что владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет таможенному посту отчетность по форме ДО-1 при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров).
При этом никаких исключений, дополнений, примечаний по заполнению графы 10 отчета по форме ДО-1 о дате истечения срока временного хранения Порядок не содержит.
Из приложения N 5 к указанному Порядку следует, что в отчете по форме ДО-1 заполняется графа N 10 "Дата истечения срока временного хранения".
Пунктом 1 статьи 101 ТК ЕАЭС установлено, что срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что срок, установленный статьей 101 ТК ЕАЭС, имеет специальный порядок исчисления и не переносится в случае, когда его окончание приходится на нерабочий день, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Так, согласно пункту 2 статьи 4 ТК ЕАЭС в случае, если международными договорами и актами не установлен специальный порядок исчисления сроков, применяются правила, предусмотренные пунктами 3 - 9 статьи 4 ТК ЕАЭС.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 4 ТК ЕАЭС срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Из материалов дела усматривается, что 16.11.2018 таможней завершена таможенная процедура таможенного транзита товара общества, перемещавшегося по ТД N 11209103/081118/0398321.
Следовательно, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 101 ТК ЕАЭС, правильно исходил из того, что в рассматриваемой ситуации СВХ указанного товара начинает исчисляться со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом представленных для помещения товаров на временное хранение документов (16.11.2018), то есть с 17.11.2018.
В свою очередь, принимая во внимание, что последний день срока приходится на нерабочий день, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с пунктом 6 статьи 4 ТК ЕАЭС днем окончания СВХ товара считается ближайший следующий за ним рабочий день - 18.03.2019.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем правильно определена дата истечения СВХ в отчете по форме ДО-1.
При таких обстоятельствах, учитывая, что таможней не доказан факт предоставления обществом отчетности, содержащей недостоверные сведения о СВХ товара, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, и, как следствие, о наличии правовых оснований для удовлетворения требования общества о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 12.02.2019 N 10503000-53/2019.
По мнению суда апелляционной инстанции, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 17.05.2019 по делу N А34-1921/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тюменской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1921/2019
Истец: ОАО "Шадринский автоагрегатный завод"
Ответчик: Тюменская таможня