г. Вологда |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А52-636/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 августа 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Тарасовой О.А. и Фирсова А.Д. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от ответчика Самойлова Е.И. по доверенности от 13.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 23 мая 2019 года по делу N А52-636/2019,
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН 1075321000105; ИНН 5321114249; адрес: 173002, Новгородская область, город Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13а; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "ПИНДСТРУП" (ОГРН 1166027060825; ИНН 6016005407; адрес: 181013, Псковская область, Плюсский район, поселок Заплюсье; далее - Общество) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 21.03.2018 N 689/с (далее - договор).
Решением суда от 23 мая 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Министерство с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что неправомерное применение понижающего коэффициента привело к неправильному исчислению арендной платы, которая является существенным условием договора, в целях недополученного дохода в бюджет Российской Федерации требуется внесение изменений в договор в части расчета арендной платы.
Министерство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу, а также его представитель в заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы не признали.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) на основании приказа Министерства от 19.03.2018 N 386 "О предоставлении в аренду лесного участка для разработки месторождения полезных ископаемых" (далее - приказ N 386) заключен договор, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора (далее - лесной участок).
Согласно пункту 2 договора лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 91,75 га, местоположение: Новгородская область, Шимский муниципальный район, Шимское лесничество, Уторгошское участковое лесничество, в квартале 22 части выделов 7, 24, состоящий из земельного участка с кадастровым номером 53:21:0112201:115 площадью 917500 кв.м, адрес (местоположение): Российская Федерация, Новгородская область, Шимский район, Шимское лесничество, Уторгошское участковое лесничество, часть лесного квартала N 22. Номер учетной записи в государственном лесном реестре - 71400-2018-03/.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях 1 и 2 к договору.
Лесной участок передается арендатору в целях использования лесов для разработки месторождений полезных ископаемых - разведка и добыча торфа на участке недр "Новгородский" месторождения "Заплюсские Мхи" (пункт 4 договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 21.03.2018 (приложение 6 к договору).
Срок действия договора установлен с момента государственной регистрации по 31.12.2025 (пункт 22 договора).
В силу пункта 5 договора стоимость арендной платы составляет: за 2018 год - 52 124 руб. 76 коп., в том числе вносимая в федеральный бюджет - 52 124 руб. 76 коп.; за 2019 год - 80 081 руб. 67 коп., в том числе вносимая в федеральный бюджет - 80 081 руб. 67 коп.; за 2020 год и последующие годы (ежегодно) - 95 759 руб. 03 коп., в том числе вносимая в федеральный бюджет - 95 759 руб. 03 коп.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ, приводится в приложении 3 к настоящему договору.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Начисление арендной платы осуществляется со дня государственной регистрации настоящего договора (пункт 6 договора).
Договор с приложениями, являющимися неотъемлемой его частью, зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Псковской области 03.04.2018 за N 53:21: 0112201:115-53/041/2018-2.
Впоследствии (12.12.2018) Прокуратурой Новгородской области в адрес истца вынесено представление "Об устранении нарушений лесного законодательства", согласно которому в ходе прокурорской проверки выявлен недополученный доход федерального бюджета в сумме 185 344 руб. 34 коп. по договору, заключенному в соответствии со статьей 43 ЛК РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки полезных ископаемых - торф. Недополученный доход сложился ввиду исчисления Министерством арендной платы по договору по виду использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки полезных ископаемых с применением понижающего коэффициента 0,1 к торфоразработкам, что не соответствует требованиям постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310). Согласно действующим материалам лесоустройства по договору характеристика квартала 22 выдела 7 - торфоразработки, в связи с чем применение вышеуказанного понижающего коэффициента для данной категории лесного участка не предусмотрено. По результатам рассмотрения данного представления прокуратуры истцом произведен перерасчет арендной платы по договору.
В целях обеспечения взыскания недополученного дохода 21.12.2018 истцом подготовлено и направлено в адрес ответчика соглашение от 20.12.2018 о внесении изменений в договор (далее - соглашение).
Ответом от 28.01.2019 N 12 на письмо истца ответчик вернул соглашение без подписи и сообщил, что в соответствии с данными лесоустройства 1998 года лесной участок, переданный в пользование по договору, относится к верховым болотам и передавался арендатору для разведки и добычи торфа, в связи с чем применение понижающего коэффициента - 0.1, установленного для расчета арендной платы по аренде лесных участков, является обоснованным.
Впоследствии (31.01.2019) истец направил в адрес ответчика письмо о проведении претензионно-исковой работы, которое оставлено ответчиком без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Как установлено пунктом 8 примечаний к таблице 14 Постановления N 310, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых болотами, для разработки месторождений торфа применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,1.
Министерство, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, исходило из того, что условие о применении коэффициента 0,1 при расчете арендной платы включено в договор ошибочно и исправление данной ошибки возможно путем внесения соответствующих изменений в договор.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" судам разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с соблюдением правил статей 9, 64, 65, 67, 71 АПК РФ, в том числе приказ Комитета лесного хозяйства Новгородской области от 21.12.2017 N 104 "Об утверждении проектной документации лесного участка", проектную документацию лесного участка, приказ N 386, лицензию на пользование недрами от 07.02.2017 серии НВГ N 53590 вида ТР, письменные консультации специалистов Мисникова О.С. и Артемьева А.П., учитывая положения статьи 69.1 ЛК РФ, пункта 65 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", суд первой инстанции установил, что лесной участок, переданный по договору, относится к болотам, целью его предоставления является разведка и добыча торфа на участке недр "Новгородский" месторождения "Заплюсские Мхи".
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что Министерством не представлены допустимые доказательства иного качественного состояния участка лесного фонда, его изменения с момента заключения договора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сторонами обоснованно применен коэффициент - 0,1 согласно абзацу пятому примечания к таблице 14 Постановления N 310.
Поскольку основания для внесения изменений в договор отсутствуют, в удовлетворения иска отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Так как нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, не допущено, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 23 мая 2019 года по делу N А52-636/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-636/2019
Истец: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Ответчик: ООО "Пиндструп"