город Москва |
|
13 августа 2019 г. |
дело N А40-53387/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Мухин С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Тэма"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2019
по делу N А40-53387/19, принятое судьей Ласкиной С.О.
по заявлению ООО "Тэма" (ОГРН 1068602057864)
к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования)
третье лицо: Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
о признании незаконным и отмене решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Королева И.Б. по доверенности от 24.12.2018;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2019 в удовлетворении ООО "Тэма" о признании незаконным решения Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования) N Р-217/11-01 от 28.01.2019, об обязании Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Тэма", отказано.
В качестве третьего лица в деле принимает участие Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель заявителя и третьего лица в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 31.07.2006 ООО "Тэма" выдана лицензия N 86РПА0001759 от 31.07.2006 (номер лицензии согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по адресам: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, поселок Нижнесортымский, ул. Сортымская, дом 8, магазин "Дилшот"; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, набережная Ивана Кайдалова, дом 28, магазин "Кит", сроком действия по 14.07.2019.
28.01.2019 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка принято решение N Р-217/11-01 об аннулировании лицензии ООО "Тэма" во внесудебном порядке в соответствии с п. 3.2 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Правоотношения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно данных Государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции общество имеет лицензию N 86РПА0001759 от 31.07.2006, бланк лицензии серии 86 АА N 003586, выданной Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на право розничной продажи алкогольной продукции.
Пунктом 3.3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлено, что аннулирование лицензии по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 N 824 "Об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке" утверждено Положение об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке, а также установлено, что Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензий на розничную продажу алкогольной продукции) во внесудебном порядке.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Согласно п. 3.2 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и подп. "б" п. 2 Положения определено, что одним из оснований для аннулирования лицензий во внесудебном порядке является нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных абз. 1 п. 9 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
В соответствии с абз. 1 п. 9 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени.
В соответствии с п. 3 Положения розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, должна быть подтверждена вступившими в законную силу постановлениями или судебными актами по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенными в отношении лицензиата.
Пунктом 4 Положения установлено, что копии постановлений, судебных актов направляются (представляются) в Службу по истечении 30 рабочих дней после вступления в силу постановления, судебного акта.
20.12.2018 Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в Росалкогольрегулирование направлена копия вступившего в законную силупостановления Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2018 по делу об административном правонарушении N 228/2018, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществу вменено нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, а именно: осуществление в период с 26.05.2018 по 31.05.2018 в магазине "Дилшот" по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, поселок Нижнесортымский, ул. Сортымская, д. 8, розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени.
Постановление N 228/2018 от 14.08.2018 по делу об административном правонарушении с отметкой о вступлении в законную силу 05.10.2018 направлено в адрес Росалкогольрегулирования по истечении 30 рабочих дней после вступления его в силу.
Указанное постановление направлено в адрес общества и получено последним 24.09.2018 (л.д. 93-98).
Поскольку основания для отказа в принятии решения об аннулировании лицензии во внесудебном порядке отсутствовали, служба в соответствии с п. 5 Положения в течение 10 рабочих дней со дня получения копии постановления, а именно 28.01.2019 приняла решение N Р-217/11-01 об аннулировании лицензии общества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10, аннулирование лицензии не считается административным наказанием, а представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в случаях, когда это вызывает необходимость защиты конституционных прав и свобод, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 47 при рассмотрении дел об аннулировании лицензии или об оспаривании решений административных органов о приостановлении действия или аннулировании лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, судам необходимо учитывать, что приостановление действия (аннулирование) лицензии является мерой административного воздействия, не предусмотренной Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая решение об аннулировании лицензии или оценивая законность решения административного органа о приостановлении действия или аннулировании лицензии, судам необходимо руководствоваться не только нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 171-ФЗ, но и учитывать положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок привлечения лица к административной ответственности, в том числе обеспечивающие гарантии защиты прав такого лица.
Довод заявителя о несоразмерности примененной меры ответственности в виде аннулирования лицензии совершенному административному правонарушению, со ссылкой на разъяснения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона N 171-ФЗ" судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку установленные законодательно ограничения в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции продиктованы необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации.
Мера принуждения в виде аннулирования лицензии отвечает требованиям справедливости и является соразмерной характеру допущенного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции находит обоснованным выводы суда первой инстанции о том, что решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка N Р-217/11-01 от 28.01.2019 об аннулировании лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции N 86РПА0001759 от 31.07.2006, бланк лицензии серии 86АА N 003586, выданной ООО "Тэма" принято в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оснований для признания решения недействительным заявителем в материалы дела не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2019 по делу N А40-53387/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53387/2019
Истец: ООО "ТЭМА"
Ответчик: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования)
Третье лицо: Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры