город Ростов-на-Дону |
|
15 августа 2019 г. |
дело N А53-5368/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заинтересованного лица - представитель Козлов А.Г. по доверенности от 17.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом города Батайска
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.05.2019 по делу N А53-5368/2019 (судья Золотарева О.В.),
по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом города Батайска
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ростовской области,
об обязании снять с кадастрового учета земельный участок
УСТАНОВИЛ:
КУИ города Батайска обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ростовской области об обязании снять с кадастрового учета земельный участок.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.05.2019 в иске отказано.
КУИ города Батайска обратилось с апелляционной жалобой, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что земельный участок с кадастровым номером 61:46:0012302:343, площадью 33 кв.м., расположенный по адресу: Ростовская область, г.Батайск, на расстоянии 32 м восточнее от жилого дома N 176 по ул. Ленина, поставлен на кадастровый учет 17.08.2009 г. то есть является ранее учтенным и не является преобразуемым объектом недвижимости, государственная собственность на него не разграничена. К ранее учтенным земельным участкам относятся объекты недвижимости, которые прошли государственный кадастровый учет до вступления в силу ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" или в переходный период (до 1 января 2013) его применения с учетом особенностей, предусмотренных ст.43 данного Закона. В соответствии с решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области N 19.03-0031 от 05.02.2019 Комитету по управлению имуществом города Батайска отказано в снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 61:46:0012302:343 и указано, что земельный участок с кадастровым номером 61:46:0012302:343, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 26 Закона. На основании статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о государственном кадастре и Федеральным законом и государственной регистрации недвижимости". Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона N 221-ФЗ (до 01.03.2008), статус "временный" не присваивался. Из кадастровой выписки от 13.02.2019 N 61/001/001/2019-56163 следует, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 17.08.2009 и имеет статус "ранее учтенный". Согласно пункту 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", устанавливающего, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. Системный анализ положений статей 24, 25 Закона N 221-ФЗ применяемых во взаимосвязи со статьей 45 указанного закона, позволяет сделать вывод о том, что законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков. Аналогичный вывод содержится в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016. Как отмечено в указанном Обзоре Закон о регистрации, аналогично Закону о кадастре, указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 6 статьи 27 Закона о кадастре). Частью 6 статьи 13 АПК РФ предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права). В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета. Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации. Данная позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 02.10.2015 N 306- КП 5-1 1928, от 08.02.206 N 310-ЭС15-19011, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 12.11.2015 по делу N А55-27173/2014, от 12.11.2015 по делу N А55-29282/2014, от 23.11.2015 по делу N А55-23456/2014, от 16.06.2015 по делу N А65- 17906/2014, от 11.06.2015 N А55-17496/2014. С учетом изложенного, уполномоченный орган не имеет иных правовых оснований для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 61:46:0012302:343, а заявитель не имеет иных способов защиты нарушенного права кроме обращения в арбитражный суд с заявлением об обязании уполномоченного органа исключить сведения об указанном земельном участке из государственного кадастра недвижимости. Нахождение земельного участка с кадастровым номером 61:46:0012302:343 в государственном кадастре нарушает права и законные интересы заявителя.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ростовской области в отзыве на апелляционную жалобу указало, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимости, представляющем собой земельный участок с кадастровым номером 61:46:0012302:343, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Батайск, на расстоянии 32 м восточнее от жилого дома N 176 по ул. Ленина; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для установки торгового павильона, не являющегося объектом недвижимости; с уточненной площадью 33 кв.м; сведения о зарегистрированных правах или обременениях на земельный участок с кадастровым номером 61:46:0012302:343 в ЕГРН отсутствуют; сведениям о данном земельном участке присвоен статус "учтенный" (дата постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет - 17.08.2009). Сведения о земельном участке с кадастровым номером 61:46:0012302:343 были внесены в государственный кадастр недвижимости 17.08.2009 на основании заявления Карапетян А.М. от 05.08.2009 N 6146/101/09-3997 о постановке на государственный кадастровый учет. К указанному заявлению был приложен межевой план от 04.06.2009, подготовленный МП "БТИ" г. Батайск. 15.01.2010 осуществлена государственная регистрация договора аренды от 21.12.2009 о предоставлении земельного участка сроком на 5 лет Карапетяну А.Р. для установки торгового павильона. На основании соглашения о расторжении договора аренды от 03.12.2018 внесена запись N 61/005/2018-4 о прекращении договора аренды. В силу пункта 33 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и части 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 61:46:0012302:343 не является преобразуемым (статья 11.2 Земельного кодекса РФ), сведениям о земельном участке с кадастровым номером 61:46:0012302:343 не присвоен статус "временный". Следовательно, в настоящее время отсутствуют основания для снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета в административно-заявительном порядке. Комитет, как орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, ссылается на те обстоятельства, что государственный кадастровый учет заявленного земельного участка препятствует реализации утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории. Согласно доводам истца, отсутствие административной процедуры снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, сформированного из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не может нарушать права органа местного самоуправления по формированию земельного участка в соответствии с нуждами муниципального образования для целей последующего распоряжения по правилам земельного законодательства. В Управлении отсутствуют сведения о наличии прав или правопритязаний на заявленный земельный участок. В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ судебный акт является основанием для осуществления государственного кадастрового учета. Кроме того, судебный акт о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета в силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ будет являться основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 61:46:0012302:343, площадью 33 кв.м., расположенный по адресу: Ростовская область, г.Батайск, на расстоянии 32 м восточнее от жилого дома N 176 по ул. Ленина, поставлен на кадастровый учет 17.08.2009.
05.02.2019 решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области N 19.03-0031 Комитету по управлению имуществом города Батайска отказано в снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 61:46:0012302:343 с указанием на то, что земельный участок не является преобразуемым, сведения о нем не носят временный характер, следовательно, он не подлежит снятию с такого учета в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 26 Закона.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, вступившим в законную силу 01.01.2017, согласно части 1 статьи 1 которого данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных данным Законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы (часть 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
Государственным кадастром недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Законом порядке.
Положениями Закона N 221-ФЗ был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носили временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
Как следует из материалов дела, в настоящем случае процедура преобразования "учтенных" в ЕГРН земельных участков не осуществлялась.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может являться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" При этом в ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о спорных земельных участков из государственного кадастра недвижимости не является само по себе основанием для снятия их с государственного кадастрового учета.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации прав собственника (уполномоченного органа) на преобразование земельного участка в установленном действующим законодательством порядке, комитет в материалы дела не представил.
Поскольку у регистратора отсутствуют законные основания для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка, действия его в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обжаловались, а их собственник (уполномоченный орган) не лишен возможности совершения предусмотренных законом действий по преобразованию земельных участков, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что основания для удовлетворения иска, отсутствуют (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.04.2019 по делу N А53-16352/2018).
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.05.2019 по делу N А53-5368/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5368/2019
Истец: Комитет по управлению имуществом города Батайска, КУИ г. Батайска
Ответчик: РОСРЕЕСТР, Управление Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Третье лицо: Рой Наталья Юрьевна