г. Москва |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А40-243749/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
С.Л.Захарова, Т.Б.Красновой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Торговый дом "Перекресток"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2019 по делу N А40-243749/18 (33-2685), принятое судьей С.О. Ласкиной
по заявлению АО "Торговый дом "Перекресток"
к Управлению Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям
о признании незаконным Предписания
при участии:
от заявителя: от ответчика: |
Баляшов Н.И. по дов. от 04.07.2019; Калажоков В.Х. по дов. от 18.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" (далее также заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областях (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) об оспаривании предписания N 18-47в/2018 от 13.07.2018 г. в части требований п. 1, пп. 3, 5, 7, 8 п. 2, п. 3, п. 7, п. 11
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2019 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе заявитель указал, что оспариваемое предписание не исполнимо. Заявитель считает, что оснований для выдачи оспариваемого предписания не было, так как нарушения отсутствовали.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика решение поддержал в полном объеме, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, приходит к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 03.05.2018 г. по 29.06.2018 Управлением проведена плановая проверка деятельности АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК", в частности в магазине, расположенном по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Шараповский проезд, вл. N 2, ТЦ "Красный Кит".
В ходе проверки были обнаружены нарушения, в том числе:
В нарушение п. 3 ст. 11 (пп. 3 п. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011) не определены для обеспечения безопасности в процессе производства пищевой продукции:
- не определен перечень критических контрольных точек на производстве: по факту определены ККТ не корректно, что является недопустимым для функционирования принципов системы ХАССП на предприятии; в соответствии с выбранными вариантами ККТ невозможно определить предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках;
- порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства: не определены на производстве, контроль определяется Листами контроля не корректно, в одно и тоже время, а не в момент необходимости проконтролировать безопасность готовой продукции.
Изготовителем АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" в нарушение п. 2, п. 3 ст. 10 TP ГС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП, что выражается в следующем:
- не определены контролируемые этапы технологических операций и пищевой продукции на этапах её производства (изготовления) в программах производственного контроля (пп. 3 п. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011);
- при производстве пищевой продукции не обеспечивается документирование информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции (пп. 6 п. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011);
- нет процедуры отзыва продукции, схема не отработана в виде "тренировочного" отзыва; нет процедуры рассмотрения жалоб и претензий покупателей, нет процедуры работы с поставщиками, нет списка утвержденных поставщиков для производства.
В нарушение п. 3 ст. 13 TP ТС 021/2011, п. 18 TP ТС 034/2013 не исключается получение изготовителем не переработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения от продуктивных животных, которые подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных.
В нарушение п. 23 TP ТС 034/2013 не обеспечивается прослеживаемость продуктов убоя и мясной продукции на всех стадиях процесса производства.
В нарушение п. 2, 3 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продуктов не отправляется на экспертизу некачественная и опасная пищевая продукция в целях определения возможности её дальнейшего использования или уничтожения".
29.06.2018 года составлен акт проверки N 582-РВ/2018 выдано оспариваемое предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Полагая, что выданное предписание незаконно в части п. 1, пп. 3, 5, 7, 8 п. 2, п. 3, п. 7, п. 11, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Основы правового регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N29-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов.
Частью 2 статьи 19 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, обязаны организовать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов.
В силу п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Также, основу правового регулирования рассматриваемых правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), которым согласно п. 1 ст. 1 данного Закона регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании).
При обращении на таможенной территории Таможенного союза продукты убоя сопровождаются ветеринарным сертификатом, выдаваемым уполномоченными органами государства-члена, и товаросопроводительной документацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 TP ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points). Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции.
10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
12) прослеживаемость пищевой продукции.
В соответствии с пунктами 3 статьи 11 главы 3 TP ТС 021/2011 для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить: 1) перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 2) перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) -параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить указанные в пункте 1 настоящей части опасные факторы; 3) предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках; 4) порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления); 5) установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, указанных в пункте 3 настоящей части, от установленных предельных значений; 6) периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 7) периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции; 8) меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных.
Как усматривается из материалов дела, основные требования к системе управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП или в английской транскрипции НАССР - Hazard analysis and critical control points (Анализ рисков и критические контрольные точки) установлен ГОСТ Р 51705.1-2001 "Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов системы ХАССП. Общие требования", принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 23.01.2001 N 31 -ст (далее - ГОСТ Р 51705.1 -2001).
В соответствии с пунктом 2.11 раздела 2 вышеуказанного ГОСТа, предупреждающее действие - это действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации и направленное на устранение риска или снижение его до допустимого уровня.
Пунктом 2.14 предусмотрено, что критическая контрольная точка, это место проведения контроля для идентификации опасного фактора и (или) управления риском.
Согласно пункту 4.4.3 раздела 4.4 ГОСТ Р 51705.1-2001, с целью сокращения количества критических контрольных точек без ущерба для обеспечения безопасности к ним не следует относить точки, для которых выполняются условия 4.4.3.1 или 4.4.3.2.
При этом, пункт 4.4.3.1 раздела 4.4 ГОСТ Р 51705.1-2001 предусматривает, что предупреждающие воздействия, которые осуществляются систематически в плановом порядке и регламентированы в Санитарных правилах и нормах, в системе технического обслуживания и ремонта оборудования, в процедурах системы качества и других системах менеджмента предприятия.
Управлением установлено, что в нарушение п. 3 ст. 11, пп. 3 п. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011 не определены для обеспечения безопасности в процессе производства пищевой продукции: -не определен перечень критических контрольных точек на производстве- по факту определены ККТ не корректно, что является не допустимым для функционирования принципов системы ХАССП на предприятии; в соответствии с выбранными вариантами ККТ не возможно определить предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках (ККТ "Рост микроорганизмов биологическая, химическая" Шашлык в маринаде в таблице мониторинг указан параметр 4- 6 часов стр. 94 административного дела), вместе с тем не возможно определить верхней и нижней точке параметров температуры маринада в пределах указанного времени и как оно измеряется и каким прибором, также не указан о том, что после 4-6 часов необходимо проводить исследования на микроорганизмов согласно самой ККТ в целом, так как микробиология исследования проводятся около недели а срок годности шашлыка в маринаде около 12 часов; - порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства: не определены на производстве, контроль определяется Листами контроля не корректно, в одно и тоже время, а не в момент необходимости проконтролировать безопасность готовой продукции; - меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных.
При проведении проверки установлен факт отсутствия проведения контроля качества проведенных работ, как со стороны организации проводящей обработки, так и со стороны сотрудников АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК"", на схеме расстановки ловушек обозначено 15 ловушек, а фактически обслуживается 21 ловушка.
Обозначение на местности не актуализировано, обозначение есть - ловушки нет.
Изготовителем АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" в нарушение п. 2, п.З ст. 10 TP ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП, что выражается в следующем: - выбраны способы, установлена периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологических оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, но процедура не поддерживается в полном объеме. Нет сведений о заправки дезковриков и дезинфекции мусорной площадки; - в нарушение пп. 2 п. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011 не применяется последовательность и поточность технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции: планировка производственных помещений, их конструкция, не обеспечивает возможности перевозки (транспортировки) мясной продукции, от мест приемки продукции (погрузочноразгрузочный пандус), исключая встречные/перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря, до места хранения (холодильная камера) и переработки/изготовления (мясной цех). Перевозка (транспортировка) мясной продукции осуществляется по общему производственному коридору ("грязная зона").
Данное обстоятельство может привести к контаминации (обсеменению патогенной микрофлорой) перевозимой мясной продукции до мест ее хранения, изготовления и реализации, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Допускается перемещение сотрудников из "чистой зоны" в "грязную", вынос и выкладка полуфабрикатов на витрину без смены одежды, выход в коридор и обратно; - не определены контролируемые этапы технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля (пп. 3 п. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011); - не производится контроль за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля.
В соответствии с имеющимися журналами не возможно определить какие холодильники контролируются (мойка, контроль качества дезинфекции, лабораторные исследования, разморозка, контроль температуры), а какие нет из- за отсутствия полного списка холодильного оборудования и их условных обозначений, (пп. 4 п. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011); при производстве пищевой продукции не обеспечивается документирование информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции, (пп. 6 п. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011); - не соблюдаются при производстве пищевой продукции условия хранения: в холодильнике в мясном цехе имелись полуфабрикаты мясные с датой выработки, но без полного наименования и условий и сроков хранения. В витрине в торговом зале реализовывались: Куриный бум с сыром, Котлета Лакомка жареная, Голубцы ленивые запеченные без указания состава продукции, даты выработки, условий и сроках хранения.(пп. 7 п. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011); - нет процедуры отзыва продукции, схема не отработана в виде "тренировочного" отзыва"; нет процедуры рассмотрения жалоб и претензий покупателей, нет процедуры работы с поставщиками, нет списка утвержденных поставщиков для производства.
В нарушение пп. 12 п. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011 не обеспечена прослеживаемость пищевой продукции. Отсутствует процедура прослеживаемой пищевой продукции.
На момент проведения проверки маркировка продукции в охлаждаемых витринах не содержит информации с возможностью документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить, место происхождения (производства, изготовления) мясного сырья, из которого изготовлена продукция, что не дает возможности проследить, из какой партии входящего мясного сырья изготовлена данная продукция, дату и время изготовления.
В нарушение п. 3 ст. 13 TP ТС 021/2011, п. 18 TP ТС 034/2013 не исключается получение изготовителем не переработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения от продуктивных животных, которые подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных.
В нарушение п. 2 ст. 14 TP ТС 021/2011 не обеспечено оборудование умывальников устройствами для вытирания и (или) сушки рук, моющими- дезинфицирующими средствами, щетками.
В нарушение п. 3 ст. 18 TP ТС 021/2011 не обеспечивается учет пищевой продукции, не соответствующей требованиям Технических регламентов Таможенного союза; не обеспечивается направление пищевой продукции, не соответствующей требованиям, на хранение, условия осуществления которого исключают возможность несанкционированного доступа к ней, до проведения ее утилизации. Холодильник не запирающийся, со свободным доступом для посторонних лиц.
В нарушение п. 23 TP ТС 034/2013 не обеспечивается прослеживаемость продуктов убоя и мясной продукции на всех стадиях процесса производства.
В нарушение п. 71 TP ТС 034/2013 подготовка немясных ингредиентов, включая взвешивание и фасовку, производится в общем помещении мясного цеха.
В нарушение п. 93 TP ТС 034/2013 не обеспечивается проверяемым лицом расположение продукции в холодильниках от стен и приборов охлаждения на расстоянии не менее 30 см; не предусмотрены проходы между стелажами для обеспечения беспрепятственного доступа к продукции - проходы все заставлены.
В нарушение п. 130 TP ТС 034/2013 не осуществляется ветеринарно-санитарная экспертиза полуфабрикатов перед выпуском в обращение - мясным цехом осуществляется выработка охлажденных мясных полуфабрикатов, при этом отсутствуют (не представлены) документы, подтверждающие прохождение вырабатываемой продукции ветеринарносанитарной экспертизы, а также характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар. В связи с отсутствием прослеживаемости, определить из какого сырья приготовлены полуфабрикаты не представляется возможным.
В нарушение ст. 21 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", п. 2 Инструкции по проведению государственного контроля не проводится ветеринарно-санитарная экспертиза мяса, мясных и других продуктов убоя животных, иной продукции животного происхождения в целях определения возможности дальнейшего использования или уничтожения.
В нарушение п. 2, 3 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продуктов не отправляется на экспертизу некачественная и опасная пищевая продукция в целях определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения.
Вода в разных агрегатных состояниях, используемая в процессе производства (изготовления) пищевой продукции (в данном случае мясных кулинарных изделий, полуфабрикатов) и непосредственно контактирующая с продовольственным (пищевым) сырьем и материалами упаковки, должна соответствовать требованиям к питьевой воде, установленным законодательством государства-члена Таможенного союза.
В нарушение законодательства не проводятся регулярные лабораторные исследования воды на химико-биологический состав. Микробиологические исследования проводятся 1 раз в полгода, химические не проводятся.
В соответствии с п.2.4 Гигиенических требований к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01 (утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр Госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
Рабочая программа Обществом не разработана.
В отсутствие программы, в соответствии с п. 3.6. Приложения 1 количество исследуемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально с учетом предложений центра Госсанэпиднадзора, но не должны быть ниже установленных п. 5.3, таблица 6, п. 5.4, таблица 7 и п. 5.5, таблица настоящих Санитарных правил.
А именно, микробиологические - 1 раз в квартал, органолептические - 1 раз в квартал, радиологические - 1 раз в год, неорганические и органические вещества - 1 раз в год (нарушен п. 2 Статьи 12 Главы 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011 N 880 ред. от 10.06.2014 N 91; Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074- 01" (утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001); 13.
При проведении проверки, 18.06.2018 года, в реализации выявлена продукция с истекшим сроком годности, а именно масло сливочное, производитель ООО ПК "АйсбергЛюкс", д.в. 07.05.2018 года, срок годности 35 суток (до 12.06.2018 года.)
В соответствии со ст.7 п.1 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
По истечении срока годности продукция считается опасной и может нанести вред окружающей среде и людям, что не допустимо.
Согласно ч. 3 ст. 11 TP ТС 021/2011 для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить: перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего Технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) - параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить указанные в пункте 1 настоящей части опасные факторы; предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках; порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления); установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, указанных в пункте 3 настоящей части, от установленных предельных значений; периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего Технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции; меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных.
При этом Управлением установлено, что разработанная АО "Торговый дом Перекресток" программа производственного контроля (далее - ППК) не позволяет обеспечить безопасность выпускаемой в оборот пищевой продукции, так как не учтены все основы принципа ХАССП.
В связи с этим Управлением выдано Обществу Предписания от 13.07.2018 N 18- 47в/2018 (далее - Предписание), с целью устранения нарушений, а именно: доработать ППК, в соответствии основ принципов ХАССП.
Судом сделан правомерный вывод о законности пп. 3 п. 2 Предписания: определить контролируемые этапы технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программе производственного контроля, так как Обществом не в полном объеме определены критические контрольные точки, в том числе ККТ в целях уменьшения рисков, вызванных возможными проблемами с безопасностью пищевой продукции.
Общество в процессе производства (изготовления) пищевой продукции определило критически контрольную точку (далее - ККТ 5), которая является опасным фактором (рост микроорганизмов) при изготовлении шашлыка в маринаде и рыбных изделий в маринаде.
Для предотвращения или устранения опасного фактора (определения роста) в процессе производства (изготовления) Общество не осуществляет контроль за предельными параметрами значений, контролируемых в ККТ 5.
Так, судом установлено, что Общество при контроле ККТ 5 (опасного фактора) в процессе изготовления шашлыка в маринаде и рыбных изделий в маринаде, применят таймер и весы для измерения/определения роста микроорганизмов, которые не позволяют установит отклонения значений показателей, от установленных предельных значений.
Формально разработанный порядок контроля ККТ 5 не обеспечивает выпуск в оборот качественной и безопасной продукции животного происхождения (стр. 94 схема ККТ 5 материала дела).
В соответствии с частью 3 статьи 11 TP ТС 021/20111 Обществу для осуществления контроля ККТ 5 с целью определения наличие отклонения значений показателей необходимо установить порядок проведения лабораторного мониторинга на определение роста микроорганизмов в процессе изготовления пищевой продукции выпускаемой в оборот.
Суд первой инстанции признал законным и обоснованным пп. 5 п. 2 Предписания: при производстве пищевой продукции обеспечивать документирование информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции.
В соответствии с частью 4 статьи 11 TP ТС 021/20111 Обществу необходимо обеспечить введение и хранение всей документации подтверждающей выполнение мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции (протоколы лабораторных исследований, акты приведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, ветеринарно - сопроводительные документы по которым получает мясо сырье при бумажном носителе).
В силу пп. 7 п.2 Предписания Обществу предписано обеспечить прослеживаемость пищевой продукции.
В соответствии с частью 3. ст. 5 TP ТС 021/2011 Пищевая продукция, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должно сопровождаться товаросопроводительной документацией (на бумажных и (или) электронных носителях), с целью установления изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья, для обеспечения прослеживаемое_.
Относительно п.7 Предписания судом первой инстанции также установлена правомерность требования обеспечить прослеживаемость продуктов убоя и мясной продукции на всех стадиях процесса производства, так как в соответствии с частью 23 главы VI TP ТС 034/2013 на всех стадиях процесса производства продуктов убоя и мясной продукции должна обеспечиваться их прослеживаемость в рамках TP ТС 021/2011.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности пунктов 10 и 11 Предписания: проводить ветеринарно-санитарную экспертизу мяса, мясных и других продуктов убоя животных, иной продукции животного происхождения в целях определения возможности дальнейшего использования или уничтожения, так как согласно ч. 3 ст. 25 Закона N 29-ФЗ, на основании результатов экспертизы соответствующий орган государственного надзора и контроля обязан принять постановление об утилизации или уничтожении такой продукции.
При выявлении в обороте некачественной и опасной пищевой продукции она подлежат утилизации или уничтожению в рамках статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29 - ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон 29 - ФЗ).
В соответствии частям 1 и 3 статьи 25 некачественная и опасная пищевая продукция, изъятая из оборота, подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе проводимой органами государственного надзора, в целях определения возможности ее утилизации или уничтожения.
А также на основании результатов экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов, соответствующий орган государственного надзора принимает постановление об их утилизации или уничтожении.
Кроме того, непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии части 1 статьи 30 TP ТС 021/2011.
Предписанием от 13.07.2018 г. N 18-47в/2018 на Общество возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно в силу закона, а сами требования являются реально исполнимыми.
Следовательно, оспариваемым предписанием права Общества не нарушены.
Решение вопроса о порядке и способах исполнения предписания относится к компетенции Общества.
Управление не вправе указать хозяйствующему субъекту перечень и последовательность действий, которые тот должен совершить в целях устранения нарушения.
Таким образом, предписание вынесено уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу, о том, что оспариваемое предписание не противоречит законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются судом, так как неисполнимость предписания заявителем не доказана.
Вместе с тем решение вопроса о порядке и способах исполнения предписания относится к компетенции общества. Управление не вправе указывать хозяйствующему субъекту перечень и последовательность действий, которые тот должен совершить в целях устранения нарушения.
При этом оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, недопущение которых обязательно в силу требований технических регламентов, определяющих обязанности изготовителя продукции, а сами требования являются реально исполнимыми.
Кроме того общество могло в случае наличия такой необходимости обратиться в Управление за разъяснениями касательно порядка исполнения выданного ему предписания в части оспариваемых пунктов. Вместе с тем этим своим правом оно не воспользовалось. Обратное из материалов дела не усматривается.
Таким образом, предписание вынесено уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие установить контроль над имеющимися рисками и вовремя принимать меры по предупреждению нежелательных ситуаций.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2019 по делу N А40-243749/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-243749/2018
Истец: АО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПЕРЕКРЕСТОК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ