г. Чита |
|
16 августа 2019 г. |
Дело N А19-17799/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Даровских К.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вохмяниной О.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каблучок" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 мая 2019 года по делу N А19-17799/2017 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каблучок" (ОГРН 1023801009990, ИНН 3808014514, адрес: 664011, Иркутская область, город Иркутск, улица Горького, дом 42) к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115, адрес: 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Поленова, дом 1), к обществу с ограниченной ответственностью "Независимый экспертно-консалтинговый центр" (ОГРН 1103850030965, ИНН 3808216366, адрес: 664003, Иркутская область, город Иркутск, улица Киевская, дом 7, офис 102) о признании недостоверной итоговой величины рыночной стоимости имущества, определенной в отчете N 001-517/1 от 06.04.2017 об оценке рыночной стоимости нежилого помещения, об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи объекта недвижимого имущества,
(суд первой инстанции: О.П. Сураева)
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Каблучок"" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска, к обществу с ограниченной ответственностью "Независимый экспертно-консалтинговый центр" о
ограниченной ответственностью "Независимый экспертно-консалтинговый центр":
- о признании недостоверной итоговой величины рыночной стоимости имущества, определенной в отчете N 001-517/1 от 06.04.2017 об оценке рыночной стоимости (без учета НДС) нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности города Иркутска. Объект недвижимости на 2 этаже задания Дома Быта, номера на поэтажном плане 17-29, 58, 60, 61, выполненном ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр";
- об урегулировании разногласий, возникших между КУМИ администрации г. Иркутска и ООО "Каблучок" при заключении договора купли-продажи объекта недвижимого имущества - нежилого помещения на 2 этаже задания Дома Быта, номера на поэтажном плане 17-29, 58, 60, 61, отраженные в техническом паспорте от 03.02.15г., изготовленным ОГУП "Областной центр технической инвентаризации - Областное БТИ", общей площадью 381,8 кв.м., адрес (местонахождения) объекта: Иркутская область, город Иркутск, улица Урицкого, дом 8, согласовав пункты 1.5, 1.7; 2.1; 2.3.2; 2.4; 3.1.2; 3.1.3; 3.1.4; 3.2.1; 3.2.3; 3.3.2; 3.3.3; 3.3.7; 3.3.8; 4.2; 4.3; 4.4;,4.5; 4.6; 4.7; 4.8; 5.3; 5.5 в редакции, указанной в исковом заявлении.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 мая 2019 года исковые требования удовлетворены частично: в части исковых требований о признании недостоверной итоговой величины рыночной стоимости имущества, определенной в отчете N 001-517/1 от 06.04.2017 об оценке рыночной стоимости нежилого помещения, отказано. Урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи объекта недвижимого имущества - нежилого помещения, площадью 381,8 кв.м., расположенного в 2 этаже здания Дома Быта по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, д. 8, номера на поэтажном плане 17-29, 58, 60, 61, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска и обществом с ограниченной ответственностью "Каблучок", путем заключения договора купли-продажи, предложенного КУМИ города Иркутска, согласовав пункты 1.5, 1.7., 2.1, 2.3.2, 2.4, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.2.1, 3.2.3, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.7, 3.3.8, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 5.3, 5.5 в следующей редакции:
пункт 1.5. "Имущество находится в залоге у Продавца до полной его оплаты, последующий залог Имущества не допускается";
дополнить текст Договора пунктом 1.7. следующего содержания: "Продавец гарантирует, что продаваемое Имущество свободно от прав третьих лиц, не находится под арестом, в залоге и не является предметом обеспечительных мер, может использоваться Покупателем без ограничений (за исключением условий, изложенных п. 1.5 Договора) для ведения коммерческой деятельности с момента передачи Имущества по акту приема-передачи;
пункт 2.1. "Стоимость Имущества - 17 920 000 (семнадцать миллионов девять сот двадцать тысяч) рублей без учета НДС, которая определена по состоянию на 03.02.2015 в соответствии с отчетом N 001-517/1 от 06.04.2017 об оценочной деятельности (без учета НДС) нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности города Иркутска. Объект недвижимости на 2 этаже здания Дома быта, номера на поэтажном плане 17-29, 58, 60, 61, отраженные в техническом паспорте от 03.02.2015 г., изготовленном ОГУП "Областной центр технической инвентаризации - Областное БТИ", общей площадью 381,8 кв.м, адрес (местоположение) объекта: Иркутская область, город Иркутск, улица Урицкого, дом 8, выполненным Независимый экспертно-консалтинговым центром;
пункт 2.3.2. "Первый платеж в размере 298 667 (двести девяносто восемь шестьсот шестьдесят семь) рублей без учета НДС перечисляется в течение 10 (десяти) дней с даты подписания настоящего Договора";
пункт 2.4. "На сумму денежный средств, по уплате которой предоставлена рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Россий ской Федерации, действующей на дату размещения на официальном сайте администрации города Иркутска в сети "Интернет" www.admirk.ru решения об условиях приватизации Имущества ( "24" апреля 2017 года). Проценты уплачиваются одновременно с очередным платежом согласно графику (Приложение N 1 к Договору);
пункт 3.1.2. "Передать по акту приема-передачи Имущество Покупателю в 5-тидневный срок со дня поступления платежа, предусмотренного пп.2.3.1 настоящего Договора";
пункт 3.1.3. "В течение 10 (десяти) календарных дней со дня подписания акта приема-передачи Имущества передать Покупателю документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности на Имущество в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области";
пункт 3.1.4. не включать в договор;
пункт 3.2.1. "Проверять наличие, состояние и условия использования Имущества в период действия залога, согласованного п. 1.5 настоящего Договора";
пункт 3.2.3. "Обратить взыскание на Имущество, если в момент наступления срока исполнения обязательства, обеспеченного залогом, оно не будет исполнено, либо когда в силу закона Продавец вправе осуществить взыскание ранее";
пункт 3.3.2. "Принять по акту приема-передачи Имущество в 10-дневный срок со дня подписания Сторонами настоящего Договора";
пункт 3.3.3 "В течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения от Продавца всех необходимым документов, согласно п. 3.1.3 Договора обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области для государственной регистрации перехода права собственности на имущество. Оплатить расходы по государственной регистрации перехода права собственности на имущество";
пункт 3.3.7. "В месячный срок с момента подписания Договора застраховать за свой счет Имущество на его полную рыночную стоимость, установленную п.2.1 настоящего Договора, на случай утраты, недостачи или повреждения Имущества вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Страхование Имущества осуществляется Покупателем на весь период действия рассрочки на его полную рыночную стоимость, установленную п.2.1 названного договора, до полного расчета.
Копию договора страхования в 5-дневный срок с момента заключения представить в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска. Выгодоприобретателем по договору страхования является Продавец - "комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска";
3.3.8 "Обеспечить сохранность Имущества";
4.2 "За ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств, определенных п.3.3.1 договора, покупатель уплачивает продавцу пеню в размере двойной суммы процентов, исчисленных в соответствии с правилами статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за каждый день просрочки от неисполненной суммы, начиная со дня, следующего после истечения сроков, установленных п. 3.3.1 настоящего Договора, до момента полного исполнения соответствующего обязательства.
В случае просрочки исполнения обязательств по ежемесячным выплатам за шесть месяцев подряд, продавец вправе в одностороннем порядке полностью отказаться от исполнения обязательств по договору без обращения в суд и составления дополнительного соглашения о расторжении договора";
пункт 4.3. исключить;
пункт 4.4 исключить;
пункт 4.5 "В случае нарушения Покупателем обязательств, предусмотренных п.3.3.7 настоящего Договора, Покупатель обязан уплатить Продавцу штраф в размере 1% от стоимости Имущества";
пункт 4.6 исключить;
пункт 4.7 исключить;
пункт 4.8. "За нарушение обязательств, предусмотренных п.3.1.2 и.3.1.3 настоящего Договора продавец уплачивает Покупателю неустойку в размере 0, 1 % от стоимости Имущества за каждый день неисполнения обязательства до момента его исполнения";
пункт 5.3 "Все недостатки Имущества оговорены Сторонами при заключении Договора. Покупатель не имеет претензий к указанным недостаткам. В случае выявления скрытых недостатков Имущества, которые не были оговорены Сторонами, и не могли быть обнаружены Покупателем при заключении Договора, они должны быть устранены силами и за счет Продавца в согласованный сторонами срок";
пункт 5.5. "Договор может быть расторгнут Продавцом в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных законодательством РФ и Договором. Договор может быть расторгнут досрочно по соглашению Сторон".
С ООО "КАБЛУЧОК" в пользу ООО "НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТНО-КОНСАЛТИНГОВЫЙ ЦЕНТР" взысканы судебные расходы по экспертизу в сумме 20000 руб., в федеральный бюджет РФ - госпошлина в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства. Судом не дана оценка доказательствам, представленным истцом, и доводам о том, что Отчет об оценке N 001-517/1 от 06.04.2017, выполненный ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр" не является достоверным доказательством. Истец выражает несогласие с выводом суда о том, что разница в оспариваемой оценке объекта недвижимости, и в расчете, произведенном экспертом по результатам повторной экспертизы, не является значительной, ссылаясь, что указанная разница составляет 1 195 000 рублей. Ни отчет N 001-517/1 от 06.04.2017, ни судебная экспертиза, проведенная ООО "Оценщик" не отражают текущее состояние помещения, эксперт, проводивший повторную судебную экспертизу, осмотр помещения не осуществлял. Техническое состояние здания, построенного в 1974 году, в соответствии с отчетом "оценивается как среднее, проведение ремонтных работ не требуется". Вместе с тем, состояние здания является ценообразующим фактором, его неверный учет ведет к искажению величины рыночной стоимости. Необходимого анализа на соответствие рыночным данным в отчете нет. В отчете об оценке N 001-517/1 от 06.04.2017 г. не учитывается, что объект оценки является муниципальной собственностью города Иркутска. Следовательно, при проведении оценки необходимо было проанализировать именно данный сегмент рынка, который имеет свои особенности. Содержание отчета об оценке не соответствует Федеральному закону от 29.07.1988 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки.
Представленной истцом в материалы дела рецензии на имеющиеся в деле отчеты и экспертизы судом не дана оценка.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Иркутска в отзыве на апелляционную жалобу доводы апеллянта отклонил, решение суда считает законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 2 части 8 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 159-ФЗ покупателю как субъекту малого предпринимательства предоставлено право обжалования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества.
Оспаривание достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, в силу статьи 13 Федерального закона Российской Федерации "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) и пункта 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" осуществляется заинтересованным лицом посредством подачи соответствующего иска.
Как следует из материалов дела, во исполнение Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска издано распоряжение от 21.04.2017 N 504-02-433/17 "О приватизации нежилого помещения расположенного в Кировском районе г. Иркутска, ул. Урицкого, д. 8". Данным распоряжением принято решение об условиях приватизации (приложение N 1 к распоряжению) объекта недвижимости площадью 381,8 кв.м. на 2 этаже здания Дома Быта, номера на поэтажном плане N 17-29, 58, 60, 61, отраженные в техническом паспорте от 03.02.2015, изготовленном ОГУП "Областной центр технической инвентаризации - Областное БТИ", расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, д. 8.
В соответствии с распоряжением от 21.04.2017 N 504-02-433/17 Отделом аренды и приватизации имущественного департамента Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска направлен ООО "Каблучок" проект договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Иркутск, Кировский район, ул. Урицкого, д. 8, для подписания.
По условиям проекта договора купли-продажи в качестве Продавца выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, в качестве Покупателя - ООО "Каблучок".
Согласно пункту 1.1 проекта договора купли-продажи в соответствии с договором Продавец обязуется передать в собственность объект недвижимости площадью 381,8 кв.м. на 2 этаже здания Домы Быта, номера на поэтажном плане N 17-29, 58, 60, 61, отраженные в техническом паспорте от 03.02.105, изготовленном ОГУП "Областной центр технической инвентаризации - Областное БТИ, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, д. 8 (далее - Имущество), а Покупатель обязуется оплатить и принять Имущество.
В пункте 2.1 проекта договора указано, что стоимость Имущества - 17 920 000 (семнадцать миллионов девятьсот двадцать тысяч) рублей без учета НДС, которая определена по состоянию на 03.02.2015 в соответствии с отчетом N 001-517/1 от 06.04.2017 об оценке рыночной стоимости (без учета НДС) нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, Объект недвижимости на 2 этаже здания Дома Быта, номера на поэтажном плане N 17-29, 58, 60, 61, отраженные в техническом паспорте от 03.02.2015, изготовленном ОГУП "Областной центр технической инвентаризации - Областное БТИ, общей площадью 381,8 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, город Иркутск, ул. Урицкого, дом 8, выполненным Независимым экспертно-консалтинговым центром.
Согласно материалам дела, на основании муниципального контракта N Ф.2017.74160 от 22.03.2017, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска и ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр", была проведена оценка рыночной стоимости (без учета НДС) нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
В результате выполненных работ оценщик пришел к выводу, что рыночная стоимость (без учета НДС) нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска: нежилые помещения, назначение: нежилые, общей площадью 381,80 кв.м., расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, д. 8, этаж 2, номера на поэтажном плане 17-29, 58, 60, 61, с учетом ограничительных условий и сделанных допущений по состоянию на дату оценки составляет округленно: 17 920 000 руб.
В подтверждение указанного обстоятельства в материалы дела представлен отчет N 001-517/1 от 06.04.2017 об оценке рыночной стоимости (без учета НДС) нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска: нежилые помещения, назначение: нежилые, общей площадью 381,80 кв.м., расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, д. 8, этаж 2, номера на поэтажном плане 17-29, 58, 60, 61, который содержит описание объекта оценки, собранную информацию, этапы проведенного анализа, краткое обоснование полученных результатов, а также ограничительные условия и сделанные допущения.
Посчитав отчет N 001-517/1 от 06.04.2017 недостоверным ввиду нарушения оценщиком требований Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 20.05.2015 N 299, Федеральным стандартам оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 25.09.2014 N 611, ООО "Каблучок" поручило АО "Региональное агентство оценки бизнеса" провести оценку рыночной стоимости спорного недвижимого имущества.
В соответствии с отчетом АО "Региональное агентство оценки бизнеса" об определении рыночной стоимости недвижимого имущества: Нежилого помещения общей площадью 381,8 кв.м., находящегося в здании Дома Быта, по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Урицкого, д. 8, кадастровый номер 38:36:000034:21737, оценка объекта выполнена оценщиком Павловским Ф.А., рыночная стоимость указанного имущества в ценах на 03.02.2015 с учетом допустимого округления составляет 8 030 000 руб.
В этой связи полагая, стоимость спорного недвижимого имущества, предложенная КУМИ администрации города Иркутска в проекте договора купли-продажи, завышенной, и истец в ходе судебного разбирательства по делу заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью проверки достоверности оспариваемого отчета N 001-517/1 от 06.04.2017, соответствия его Федеральному закону РФ "Об оценочной деятельности", Федеральным Стандартам Оценки и, в случае выявления факта его недостоверности, определения иной независимой оценки стоимости субъекта приватизации.
Таким образом, разногласия сторон касаются цены выкупаемого имущества.
С целью разрешения возникших между сторонами разногласий судом назначена экспертиза, проведение которой поручено ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр", по результатам которой рыночная стоимость указанного объекта на дату оценки - 03.02.2015 без учета НДС определена в сумме 11 215 000 руб.
ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр", не согласившись с заключением эксперта N 774/06/18, заявило ходатайство о признании данного заключения недопустимым доказательством.
Признавая доводы экспертного центра обоснованными, судом назначена повторная судебная экспертиза по определению соответствия оспариваемого отчета о рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Проведение повторной судебной экспертизы поручено Обществу с ограниченной ответственностью "Оценщик" (ОГРН 1023801030384, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 18), эксперту Абдуллину Аскару Васильевичу, поставив на разрешение экспертизы следующие вопросы: "1. Соответствует ли выполненный ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр" отчет N 001-517/1 от 06.04.2017 г. об оценке рыночной стоимости (без учета НДС) нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности города Иркутска -объекта недвижимости на 2 этаже здания Дома Быта, номера на поэтажном плане 17-29, 58,60, 61, общей площадью 381,8 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, город Иркутск, улица Урицкого, дом 8, Федеральному закону от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки.
В случае выявления несоответствия отчета об оценке N 001-517/1 от 06.04.2017 г. требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки указать, в чем заключается несоответствие и могло ли оно повлиять на установленную отчетом величину рыночной стоимости объекта оценки.
2. Определить величину рыночной стоимости нежилого помещения площадью 381, 8 кв.м. на 2 этаже здания Дома Быта, номера на поэтажном плане 17-29, 58, 60, 61, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, город Иркутск, улица Урицкого, дом 8, на дату оценки - 03.02.2015 г.", а также определить границы интервала, в котором может находиться указанная рыночная стоимость".
По результатам повторного исследования в материалы дела поступило заключение эксперта ООО "Оценщик" N 06-01-2019, согласно выводам которого выполненный ООО "Независимы экспертно-консалтинговый центр" отчет N 001-517/1 от 06.04.2017 об оценке рыночной стоимости (без учета НДС) нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности города Иркутска - объекта недвижимости на 2 этаже здания Дома Быта, номера на поэтажном плане 17-29, 58, 60, 61, общей площадью 381,8 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, город Иркутск, улица Урицкого, дом 8, соответствует Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, Федеральным стандартам оценки, за исключением п.5 ФСО-7 - не указана дата осмотра объекта оценки.
Выявленное несоответствие ответа об оценке N 001-517/1 от 06.04.2017 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности не могло повлиять на установленную отчетом величину рыночной стоимости объекта оценки.
При этом величина рыночной стоимости нежилого помещения площадью 381,8 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, город Иркутск, улица Урицкого, дом 8, на дату оценки - 03.02.2015, без учета НДС составляет 16 725 000 руб. Границы интервала, в котором может находиться указанная рыночная стоимость, составляют от 14 216 000 руб. до 19 234 000 руб.
Таким образом, требования истца в данной части обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Апелляционный суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения первой и повторной экспертизы в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами, соглашается с судом первой инстанции о том, что заключение является полным и обоснованным; обстоятельства, вызывающие сомнения в достоверности проведенной экспертизы с изложением выводов в заключении эксперта не усматриваются; в связи оснований не принимать данное заключение в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости спорного нежилого помещения не имеется.
Доказательства того, что заключение эксперта содержит недостоверные сведения и не соответствует Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, в материалах дела отсутствуют. Несогласие участвующих в деле лиц с выводами эксперта не свидетельствует о наличии оснований для определения иной рыночной стоимости спорного объекта.
Рецензия же представленная истцом на экспертное заключение не может быть принята во внимание, поскольку является мнением отдельного специалиста, не привлеченного к участию в данном споре.
Доводы заявителя жалобы о том, что положенное судом в основу определения рыночной стоимости объекта недвижимости экспертное заключение не может быть принято в качестве допустимого доказательства, поскольку стоимость объекта недвижимости определена экспертом без их осмотра, а также без учета технического состояния, степени износа, анализа необходимости проведения текущего, либо капитального ремонта; приведенные в заключении аналоги не соответствуют по характеристикам, местоположению, видам использования объектам недвижимости в отношении которых производится исследование, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Проведение осмотра объекта оценки в соответствии с законодательством об оценочной деятельности не является обязательным при определении рыночной стоимости объекта недвижимости. Экспертом действительно не производился осмотр предмета оценки, однако это обстоятельство не влечет за собой дефектность судебной экспертизы, поскольку ее целью являлось установление рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 03.02.2015 года, а не на текущий период, следовательно, экспертом проводилась ретроспективная оценка, для проведения которой нет необходимости исследовать объект оценки.
Поскольку каких-либо противоречий в выводах эксперта не выявлено, с учетом установления порогового значения стоимости спорного имущества в результате проведения повторной экспертизы, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о достоверности, содержащихся в представленном суду заключении сведений, в силу чего данное заключение обоснованно признано надлежащим доказательством.
С учетом изложенного, у суда не имелось оснований для удовлетворения требования истца о признании недостоверной итоговой величины рыночной стоимости имущества, определенной в отчете N 001-517/1 от 06.04.2017 об оценке рыночной стоимости нежилого помещения.
Иные обстоятельства, приведенные в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта, по приведенным в ней мотивам, не имеется. Стороны спора относительно удовлетворенной части требований доводов не приводят.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 мая 2019 года по делу N А19-17799/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17799/2017
Истец: ООО "Каблучок"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр"
Третье лицо: Управление Росреестра по Иркутской области