г. Пермь |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А60-8858/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 мая 2019 года
по делу N А60-8858/2019,
принятое судьей Абдрахмановой Е.Ю.
по иску Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588)
третье лицо: Министерство финансов Свердловской области
о взыскании 21 816 127 руб. 54 коп.,
установил:
Администрация города Екатеринбурга (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - ответчик, МУГИСО, Министерство) с требованием о взыскании 21 816 127 руб. 54 коп., в том числе неосновательное обогащение в размере 20 225 387 руб., процентов на сумму неосновательного обогащения в размере 1 590 740 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что Администрацией города Екатеринбурга полностью выполнена работа по отселению граждан, выселяемых из занимаемых по договору социального найма жилых помещений, в связи со сносом домов, попадающих в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу (предоставлены иные жилые помещения). С момента исполнения обязательства в полном объеме и до настоящего времени какие-либо меры, необходимые для предоставления бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" из бюджета Свердловской области средств в сумме 20 225 387 руб. с целью компенсации (возмещения) ранее понесенных расходов МУГИСО не предприняты. При отсутствии правовых оснований дальнейшего удержания ответчиком денежных средств в размере 20 225 387 руб. требование Администрации о взыскании неосновательного обогащения подлежало удовлетворению на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс).
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От министерства поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Екатеринбурга во исполнение Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вынесено постановление от 05.05.2015 N1095 "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, объектов недвижимого имущества и жилых помещений в зданиях по улице Татищева и проспекту Ленина".
В связи с изъятием жилых помещений для муниципальных нужд Администрация в 2015 году предоставила физическим лицам квартиры в жилых домах по договорам социального найма (л.д.11-55 том 2).
11.04.2016 между МУГИСО и Администрацией заключено соглашение N 1 о предоставлении Министерством в 2016 году иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на обеспечение изъятия в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, попадающих в соответствии с документацией по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, для размещения объектов улично-дорожной сети (далее - Соглашение).
28.12.2016 заключено дополнительное соглашение N 1 к Соглашению, которым внесены изменения в раздел 1 "предмет Соглашения" и пункт 2.1 раздела 2 "размер иных межбюджетных трансфертов и порядок расчета".
Приказом МУГИСО от 23.12.2016 N 2924 принято решение о предоставлении бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" иных межбюджетных трансфертов в размере 20 225 387 руб. на возмещение затрат на предоставление из муниципального жилищного фонда муниципального образования "город Екатеринбург" жилых помещений.
Платежным поручением от 28.12.2016 N 774 денежные средства перечислены бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" в полном объеме.
Однако 26.01.2017 неиспользованные денежные средства в размере 20 225 387 рублей возвращены в бюджет Свердловской области.
На основании обращения Администрации от 27.02.2017 N 0131/01-17/002/1134 "О возврате иных межбюджетных трансфертов", Министерством принято решение о наличии потребности бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" в неиспользованных остатках иных межбюджетных трансфертов на обеспечение изъятия в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и иного имущества, попадающих в соответствии с документацией по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, для размещения улично-дорожной сети, на 01.01.2017 в сумме 20 225 387 рублей (приказ от 20.03.2017 N 504).
24.03.2017 денежные средства в сумме 20 225 387 рублей (иные межбюджетные трансферты) вновь перечислены бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" по заявке на возврат N 06.
26.01.2018 неиспользованные денежные средства в сумме 20 225 387 рублей повторно возвращены в бюджет Свердловской области.
Полагая, что Министерство незаконно сберегло чужое имущество - средства иных межбюджетных трансфертов в размере 20 225 387 руб., предусмотренных Законом Свердловской области "Об областном бюджете на 2016 год", и не получив удовлетворения претензии (л.д.64 том 1), Администрация обратилась с настоящим иском в суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменный отзыв на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Исходя из пункта 1 статьи 1102 ГК РФ по делам о взыскании неосновательного обогащения подлежат доказыванию три факта: 1) наличие обогащения на стороне одного лица (обогатившегося); 2) происхождение этого обогащения за счет другого лица (потерпевшего); 3) отсутствие достаточного, установленного законом или договором, основания обогащения.
Недоказанность хотя бы одного из перечисленных элементов является основанием для отказа в удовлетворении иска. Обязательства из неосновательного обогащения возникают в случаях приобретения или сбережения имущества за счет другого лица, без отсутствия правового основания такого сбережения (приобретения), отсутствия обстоятельств.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N 11524/12, основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ неосновательное обогащение можно констатировать, если у лица отсутствуют основания (юридические факты), дающие ему право на получение имущества или денежных средств (договоры, сделки, иные предусмотренные статьей 8 ГК РФ основания возникновения гражданских прав и обязанностей).
Как верно установлено судом первой инстанции, в обоснование иска Администрация ссылается на то, что поскольку она не может использовать иные межбюджетные трансферты, предоставленные Министерством из средств областного бюджета по коду бюджетной классификации "Прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам городских округов", то она возвращает денежные средства на тот же счет по коду бюджетной классификации, что привело к неосновательному обогащению Министерства.
Между МУГИСО и Администрацией заключено вышеназванное соглашение от 11.04.2016 N 1, а иные межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджету муниципального образования город Екатеринбург предусмотрены Законом "Об областном бюджете на 2016 год" в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 5 Порядка.
В целях реализации Соглашения, 16.11.2016 принято постановление Правительства Свердловской области N 819-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1264-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение эффективности управления государственной собственностью Свердловской области до 2020 года", которым утвержден в новой редакции Порядок предоставления из областного бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на обеспечение изъятия в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, попадающих в соответствии с документацией по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, для размещения объектов улично-дорожной сети (далее - Порядок).
Подпунктом 3 пункта 5 Порядка предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов на возмещение расходов на приобретение (строительство) жилых помещений или рыночной стоимости жилых помещений, предоставленных из муниципального жилищного фонда муниципального образования "город Екатеринбург", жилья, использованного для переселения выселяемых граждан.
Приказом МУГИСО от 23.12.2016 N 2924 принято решение о предоставлении бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" иных межбюджетных трансфертов в размере 20 225 387 руб. на возмещение затрат на предоставление из муниципального жилищного фонда муниципального образования "город Екатеринбург" жилых помещений.
Платежным поручением от 28.12.2016 N 774 денежные средства перечислены бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" в полном объеме.
Таким образом, в соответствии со статьей 16 Закона Свердловской области от 03.12.2015 N 138-О3 "Об областном бюджете на 2016 год" (далее - Закон "Об областном бюджете на 2016 год"), строкой 150 приложения 5 к Закону "Об областном бюджете на 2016 год", строкой 616 приложения 6 Закона "Об областном бюджете на 2016 год" и пунктом 2.1 Соглашения иные межбюджетные трансферты в рамках Соглашения предоставлены Администрации из областного бюджета по коду классификации расходов бюджетов:
код главного распорядителя бюджетных средств 010 "Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области";
раздел 0100 "Общегосударственные вопросы", подраздел 0113 "Другие общегосударственные вопросы";
целевая статья 105234860Ф "Обеспечение изъятия в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, попадающих в соответствии с документацией по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году согласно утвержденной документации по планировке территории";
вид расходов 540 "Иные межбюджетные трансферты".
Согласно пункту 2.2 Соглашения иные межбюджетные трансферты перечислены в безналичной форме по реквизитам, указанным в пункте 10 Соглашения, что соответствует Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (подстатья 151).
Согласно пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
26.01.2017 неиспользованные денежные средства в размере 20 225 387 рублей возвращены в бюджет Свердловской области.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2017 N 82-ПП "Об утверждении Порядка возврата из областного бюджета в федеральный бюджет и местные бюджеты межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году" (далее - Порядок возврата), приказом Министерства финансов Свердловской области от 17.02.2017 N43 "Об утверждении Порядка согласования с Министерством финансов Свердловской области решений главных администраторов средств областного бюджета о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году", на основании обращения Администрации от 27.02.2017 N0131/01-17/002/1134 "О возврате иных межбюджетных трансфертов", Министерством принято решение о наличии потребности бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" в неиспользованных остатках иных межбюджетных трансфертов на обеспечение изъятия в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и иного имущества, попадающих в соответствии с документацией по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, для размещения улично-дорожной сети, на 01.01.2017 в сумме 20 225 387 рублей (приказ Министерства от 20.03.2017 N 504).
24.03.2017 денежные средства в сумме 20 225 387 рублей (иные межбюджетные трансферты) вновь перечислены бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" по заявке на возврат N 06.
26.01.2018 неиспользованные денежные средства в размере 20 225 387 рублей повторно возвращены в бюджет Свердловской области.
В соответствии с Порядком возврата, для подтверждения потребности в неиспользованных остатках межбюджетных трансфертов главный администратор средств местного бюджета не позднее 3 рабочих дней со дня поступления указанных средств в областной бюджет представляет документы, указанные в пункте 4 Порядка возврата, в том числе ходатайство о наличии потребности в неиспользованных остатках межбюджетных трансфертов.
Поскольку в сроки, установленные Порядком возврата, ходатайство о наличии потребности в неиспользованных остатках межбюджетных трансфертов от Администрации не поступило, Министерством в 2018 году решение о наличии либо об отсутствии потребности в неиспользованных остатках межбюджетных трансфертов не принималось, по истечении 2018 года денежные средства возвращены в Министерство финансов Свердловской области, что подтверждается справками о перечислении поступлений в бюджеты от 30.12.2018 и от 18.03.2019.
В письме Администрации от 22.08.2018 N 0131/01-17/002/4645 предлагалось перечисление денежных средств по статье 130 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". Однако по указанному счету могут поступать доходы от оказания платных услуг (работ), компенсации затрат для целей ведения бюджетного учета государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями, кроме того перечисление иных межбюджетных трансфертов по указанному счету не предусмотрено.
Таким образом, иные межбюджетные трансферты, в том числе возврат неиспользованных межбюджетных трансфертов, могут быть предоставлены не иначе как по подстатье 151 аналитической группы подвида доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Поскольку Администрацией города Екатеринбурга не использованы доведенные до него иные межбюджетные трансферты в размере 20 225 387 рублей на возмещение затрат на предоставление из муниципального жилищного фонда муниципального образования "город Екатеринбург" жилых помещений, указанная сумма в 2018 году обоснованно возвращена в областной бюджет.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку денежные средства доведены в полном объеме до Администрации 28.12.2016 в сроки, предусмотренные Соглашением, в период действия Закона "Об областном бюджете на 2016 год" в соответствии с целями, определенными в Порядке.
Указанные денежные средства могли быть израсходованы Администрацией на цели, определенные в Порядке, в том числе на возмещение расходов на приобретение (строительство) жилых помещений или рыночной стоимости жилых помещений, предоставленных из муниципального жилищного фонда муниципального образования "город Екатеринбург", использованных для переселения выселяемых граждан, что подтверждается также позицией Министерства финансов Свердловской области, выраженной в письме от 12.12.2017 N 05-06-15/13428.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 статьи 21 БК РФ перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.
В 2019 году предоставление иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" Законом Свердловской области от 06 декабря 2018 года N 144-03 "Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" не предусмотрено.
На основании изложенного у Министерства отсутствует в настоящее возможность распоряжения указанными денежными средствами в размере 20 225 387 руб.
Основания для компенсации в 2019 году бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" расходов в сумме 20 225 387 рублей, понесенных в связи с отселением граждан, проживающих в жилых помещениях на основании договоров социального найма, расположенных в домах, подлежащих сносу в связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году, у Министерства отсутствуют, поскольку обязательства надлежащим образом исполнены в 2016 году - денежные средства перечислены бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" в полном объеме 28.12.2016.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что в данном случае отношения о предоставлении Администрации в 2016 году средств иных межбюджетных трансфертов на обеспечение изъятия в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, попадающих в соответствии с документацией по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, для размещения объектов улично-дорожной сети вытекают из договорных (Соглашение N 1 от 11.04.2016) и бюджетных правоотношений. Положения ГК РФ о неосновательном обогащении применению не подлежат.
Заявленные Администрацией требования противоречат ее же доводам. Если истец считает невозможным использование им предоставленных ранее средств по целевому назначению, у него отсутствуют и основания считать данные средства неосновательным обогащением ответчика.
В апелляционной жалобе заявитель не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, суд не рассматривает вопрос о ее распределении.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 мая 2019 года по делу N А60-8858/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8858/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство финансов по Свердловской области