город Ростов-на-Дону |
|
16 августа 2019 г. |
дело N А53-39727/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
паспорт;
от Государственной жилищной инспекции Ростовской области - Василькив Е.Е. по доверенности от 07.12.2018, удостоверение; Лотко А.В. по доверенности от 17.07.2019, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 13.03.2019 по делу N А53-39727/2018, принятое судьей Ерёминым Ф.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона"
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Юг"
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона" (далее - заявитель, ООО "Коммунальщик Дона", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным приказа Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 22.10.2018 N 1376/5-Л.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гарант-Юг".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2019 в удовлетворении заявленных требований ООО "Коммунальщик Дона" отказано полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением и.о. председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 29.07.2019 в связи с нахождением судьи Ефимовой О.Ю.в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Филимонову С.С., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
Представитель ООО "Коммунальщик Дона" в судебном заседании ходатайствовал о приобщении к материалам дела информации по делу N 33-12069/2019, рассмотренному в Ростовском областном суде, о признании недействительным решения общего собрания собственников, оформленного протоколом N1 от 24.06.2018.
Представители Государственной жилищной инспекции Ростовской области в судебном заседании ходатайствовали приобщении к материалам дела копии приказа от 30.07.2019 N 1191-Л о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области.
В судебном заседании представитель ООО "Коммунальщик Дона" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представители Государственной жилищной инспекции Ростовской области возражали на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 31.07.2019 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 07.08.2019 до 13:55.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ООО "Гарант-Юг", извещенного надлежащим образом.
Суд приобщил представленные сторонами документы к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение суда надлежит изменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом Госжилинспекции области N 1376/5-Л от 22.10.2018 "О внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области" внесены изменения в реестр лицензий Ростовской области в части внесения изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением ООО "Гарант-Юг" договора управления многоквартирным домом N 5/1 по ул. Думенко в г. Ростове-на-Дону.
Не согласившись с указанным приказом N 1376/5-Л от 22.10.2018 "О внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области", используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Коммунальщик Дона" обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области о признании незаконным и отмене приказа N 1376/5-Л от 22.10.2018.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно части 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом,
В силу части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
На основании части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми (на основании заключенных договоров управления) осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
Согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
На основании части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, (в рассматриваемом случае, - сведений о заключении договора управления) вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На основании части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Деятельность Госжилинспекции области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, включает в себя как непосредственно деятельность по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, так и деятельность по осуществлению лицензионного контроля.
Согласно пункту 15 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от28Л0.2014 N 1110, Госжилинспекция области, как лицензирующий орган, уполномочено на формирование и ведение реестра лицензий Ростовской области в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 04,05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов", с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В связи с этим именно Госжилинспекция области ответственна за актуальность, достоверность и полноту сведений, содержащихся в реестре лицензий Ростовской области.
Заключение договора управления с новой управляющей организацией возможно только лишь после расторжения в установленном порядке ранее заключенного договора управления со старой управляющей организацией.
Следовательно, для того чтобы установить факт заключения собственниками помещений в МКД договора управления с новой управляющей организацией Госжилинспекции области необходимо также установить и факт расторжения собственниками помещений в МКД договора управления со старой управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
На основании части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, (в рассматриваемом случае, - сведений о заключении договора управления) вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, вышеуказанным органом государственной власти является Минстрой России.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12,2015 N 938/пр (далее - Приказ N 938/пр).
Таким образом, в случае заключения или расторжения договора управления многоквартирным домом управляющая организация должна разместить сведения об этом в ГИС ЖКХ и обратиться в Госжилинспекцию области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области (далее - Реестр), оформив его в соответствии с Приказом N 938/пр.
Согласно пункту 2 Приказа N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) реквизиты договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия);
д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии;
е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:
- реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами);
- реорганизации лицензиата в форме преобразования;
- реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.
На основании пункта 3 Приказа N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 Приказа N 938/пр (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата);
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;
- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом; к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата:
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;
л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;
- копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;
- справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.
В силу пункта 5 Приказа N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Приказа N 938/пр;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Приказа N 938/пр;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 6 Приказа N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Приказа N 938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Приказа N 938/пр.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора в соответствии с пунктом 7 Приказа N 938/пр принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
На основании пункта 8 Приказа N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Приказа N 938/пр.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов в силу пункта 9 Приказа N 938/пр являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", V - V пункта 5 Приказа N 938/пр;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Приказа N 938/пр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Приказа N 938/пр.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления в порядке пункта 10 Приказа N 93 8/пр являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", V пункта 5 Приказа N 938/пр;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Приказа N 938/пр, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что 10.09.2018 ООО "Гарант-Юг" обратилось в Госжилинспекцию области с заявлением N 37/3227 о внесении изменений в Реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 5/1 по ул. Думенко в г. Ростове-на-Дону (протокол N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 24.06.2018, договор управления МКД от 01,07.2018),
В связи с наличием в реестре лицензий Ростовской области сведений об управлении спорным МКД ООО "Коммунальщик Дона" рассмотрение заявления ООО "Гарант-Юг" было приостановлено, у обоих заинтересованных лицензиатов затребованы информация и документы в обоснование права на управление спорным многоквартирным домом.
По результатам проверки, проведенной в соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Приказа N 938/пр по заявлению от 10.09.2018 N 37/3227 общества с ограниченной ответственностью ООО "Гарант-Юг (ООО "Гарант-Юг, ИНН: 6165195419, юридический адрес: 344016, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Гагринская, д. 9, ком. 50-52, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 18.12.2018 N 529), рассмотрения информации, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона" (ООО "Коммунальщик Дона", ИНН: 6166063133, юридический адрес: 344029, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Металлургическая, д. 20, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.04.2015 N 262) во исполнение запроса Госжилинспекции области от 24.04.2018 N 449/1175-Л, установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выбора общим собранием собственников помещений многоквартирного дома способа управления таким домом - управляющей организацией, подлинники решений и протокола общего собрания собственников подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано данное собрание, в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения,
С заявлением от 10.09.2018 N 37/3227 ООО "Гарант-Юг" предоставлена копия уведомления о расторжении договора управления многоквартирным домом N 5/1 по ул. Думенко в г. Ростове-на-Дону, направленное инициатором общего собрания собственников помещений в этом доме Гордеенко Н.И. в адрес ООО "Коммунальщик Дона". Приложением к указанному уведомлению являлись оригинал протокола на 6 листах и решения на 168 листах.
Вместе с тем, инспекция была проинформирована заявителем письмом N 2711 от 17.08.2018 после получения обращений от собственников данного МКД о фактическом отсутствии информации и проведении такого собрания с повесткой дня о выборе иной Управляющей компании ООО "Гарант-ЮГ". Общее собрание собственников МКД, оформленное протоколом Общего собрания от 24.06.2018 фактически не было проведено и не соответствовало Приказу N 938/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, в частности, не были извещены о проведении такого собрания Муниципальные органы власти МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Первомайского района", в ведении которого находится право распоряжения муниципальной долей имущества в данном МКД. Кроме того, в адрес инспекции направлена и информация об обращениях в Прокуратуру Первомайского района по факту недобросовестности проведения общих - собраний ООО "Гарант-Юг" на территории микрорайона "Темерник" в г. Ростове-на-Дону и в том числе в отношении спорного МКД по ул. Думенко 5/1. Также в ответ на Запрос инспекции от 24.09.2018 N 449/1175-л направлена информация о фактической фальсификации протокола и Решений (бюллетеней) собственников по МКД Думенко 5/1, и направлен протокол общего собрания собственников по установленной форме в подтверждение полномочий выбора по управлению спорным МКД ООО "Коммунальщик Дона".
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в Первомайском районном суде г. Ростова-на-Дону рассматривалось гражданское дело о признании недействительным решения общего собрания собственников МКД по ул. Думенко 5/1, оформленное протоколом от 24.06.2018 (дело 2-1620/2019) по иску Администрации Первомайского района и собственников.
Первомайским районным судом г. Ростова-на-Дону установлено, что в период с 07.06.2018 по 24.06.2018 по инициативе Гордеенко Н.И. проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома по адресу:
ул. Думенко 5/1 путем очно-заочного голосования со следующей повесткой дня:
1. выборы председателя собрания Гордеенко Н.И., секретаря собрания Севастьянову Н.А., и наделение их правом подписания протоколов;
2. избрание Совета многоквартирного дома и председателя Совета МКД;
3. принятие решения о доверии председателю Совета МКД заключить договор управления многоквартирным домом от лица всех собственников - председатель Гордеенко Н.И.;
4. расторжение договора управления многоквартирным домом с ООО "Коммунальщик Дона" в связи с ненадлежащим выполнением договора управления МКД с 31.10.2018;
5. выбор способа управления - управление управляющей компанией ООО "Гарант-ЮГ" с 01.11.2018; утверждение условий договора многоквартирным домом с ООО "Гарант-ЮГ";
6. утверждение тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 20 руб. 1 кв.м, включая вывоз ТОПП-3,14 руб. 1 кв.м. отдельной строкой;
7. о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме для размещения рекламных конструкций, вывесок, оборудования интернет-провайдеров;
8. определение лица, уполномоченного на заключение и расторжение договоров использования общего имущества, от имени собственников в многоквартирном доме;
9. выбор места для размещения решений общего собрания собственников, объявлений о проведении собраний и объявлений управляющей компании; 10. определение лица, уполномоченного на хранение, места и адреса хранения протокола общего собрания и иных, связанных с проведением настоящего собрания документов.
В протоколе внеочередного общего собрания собственников помещений N 1 от 24.06.2018 указано, что общая площадь жилых помещений 4149,5 кв.м, количество голосов, принявших в голосовании, 3312,3 кв.м, то есть 79,8% от общего количества голосов.
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону пришел к выводу о том, что процедура созыва общего собрания нарушена, поскольку стороной ответчика в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств размещения уведомления о проведении собрания в местах, доступных для всех собственников дома.
Суд принял во внимание пояснения представителя ответчиков, который не отрицал факт неизвещения о предстоящем собрании муниципального образования как собственника квартир, общей площадью 205,4 кв.м, а также ООО "Коммунальщик Дона", являющегося собственником нежилого помещения, площадью 209,9 кв.м, и нежилого помещения, площадью 21,8 кв.м.
Доказательств проведения очного голосования собственниками жилого дома 07.06.2018 материалы дела не содержат.
Проверяя доводы истцов об отсутствия кворума при проведении оспариваемого собрания, изучив реестр собственников, проголосовавших на собрании, бюллетени для голосования, Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону установил, что в голосовании приняли участие лица, чье право собственности на помещения в многоквартирном доме не зарегистрировано в ЕГРП.
Так, в реестре собственников указаны недостоверные сведения относительно квартир N 51,70,74,80,81,91,108,140, находящихся в муниципальной собственности, в связи с чем, из общего числа голосов собственников, принявших участие в общем собрании, судом исключены 205,4 кв., поскольку соответствующие бюллетени заполнены не собственниками помещений.
Кроме того, судом исключены голоса собственников квартир N 96,148,145,159,156,155,92,157,160,132,127,140,138,141,136,115,114,108,1 12,111,102,98,73,80,71,63,25,26,22,91, которые обратились в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области с заявлением об исключении их решений (бюллетеней), поскольку в общем собрании участие не принимали и не голосовали по вопросам повестки.
С учетом исключенных голосов Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону установил отсутствие кворума на общем собрании, поскольку в нем не приняли участие собственники помещений, площадью 2621,81 кв.м, что составляет 59,3% голосов. При подсчете кворума суд учитывал указанную в техническом паспорте полезную площадь равную 4170,5 кв.м, в то время как в протоколе указана общая площадь жилых помещений 4149,5 кв.м.
Учитывая изложенное, с учетом количества собственников, принявших участие в голосовании, общее собрание не правомочно было решать вопросы, поставленные на повестку дня ввиду отсутствия кворума.
Указанное решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону оставлено без изменения определением Ростовского областного суда от 22.07.2019 (дело 33-12069/2019).
В силу ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Суд первой инстанции указал, что заключение договора управления с новой управляющей компанией возможно только лишь после расторжения в установленном порядке ранее заключенного договора управления со старой управляющей организацией, однако, с учетом обстоятельств, установленных судами общей юрисдикции, собственники большинством голосов не уполномочивали гражданку Гордиенко Н.И от их лица расторгнуть договор управления с ООО "Коммунальщик Дона" и на заключение каких-либо договоров управления от их лица и не избирали председателем Совета дома, что подтверждается заявлениями собственников МКД и обращениями их в государственные органы власти и исковыми требованиями, направленными в Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону.
Суд первой инстанции указал, что поскольку прежняя Управляющая организация ООО "Коммунальщик Дона" получила уведомление о расторжении договора управления, то срок расторжения договора наступил через месяц, поскольку в соответствии с п. 8.7 договора Управления, заключенного с ООО "Коммунальщик Дона" договор управления считается досрочно расторгнутым, если Потребители в установленном порядке при принятии решения на общем собрании о прекращении договорных отношений и за один месяц до его прекращения уполномоченное собственниками лицо направило Исполнителю уведомление о досрочном расторжении договора, заверенную копию протокола общего собрания, копии бланков голосования и документы, подтверждающие факт неисполнения управляющей организацией взятых обязательств, а также расчет убытков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением управляющей организации обязательств.
Однако, таких документов не было представлено, а напротив собственниками МКД оформлен и представлен в инспекцию протокол в подтверждение полномочий управляющей компании ООО "Коммунальщик Дона" в срок до принятия инспекцией Приказа N 1376/5-л от 22.10.2018, что свидетельствует о противоречивости представленных в инспекцию сведений лицензиатом ООО "Гарант-ЮГ".
Учитывая изложенное, а также то, что в основу принятия Решения инспекции о внесении изменений в реестр лицензий (Приказ N 1376/5-л от 22.10.2018) принят протокол общего собрания собственников от 24.06.2018, в котором председатель совета МКД Гордиенко Н.И. наделялась полномочиями на заключение договоров управления с ООО "Гарант-ЮГ" от лица всех собственников, в том числе и на долю имущества, находящегося в муниципальной собственности, который Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18.04.2019 признан недействительным, у инспекции отсутствовали основания для вынесения приказа N 1376/5-л от 22.10.2018.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что фактически запись в реестр внесена на основании документа, признанного судом общей юрисдикции недействительным в установленном порядке.
При указанных обстоятельствах, приказ Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 22.10.2018 N 1376/5-Л подлежит признанию недействительным.
Поскольку обществом заявлено требование о признании незаконным и отмене приказа N 1376/5-л от 22.10.2018, суд апелляционной инстанции, учитывая, что инспекцией в судебном заседании суда апелляционной инстанции представлен приказ от 30.07.2019 N 1191-Л О внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, из которого следует, что в соответствии с частью 3.1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи со вступлением в законную силу решения Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18.04.2019 по делу N 2-1620/2019 о признании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 5/1 по ул. Думенко в г. Ростове-на-Дону, оформленного протоколом от 24.06.2018 N 1, недействительным внесены изменения в реестр лицензий Ростовской области в части исключения сведений об управлении многоквартирным домом, указанным в приложении в настоящему приказу, обществом с ограниченной ответственностью "Гарант-ЮГ" (ООО "Гарант-ЮГ", ИНН: 6165195419, юридический адрес: 344016, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Гагринская, д. 9, ком. 50-52, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 18.12.2018 N 529) и внесения сведений об управлении данным многоквартирным домом обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона" (ООО "Коммунальщик Дона", ИНН: 6166063133, юридический адрес: 344029, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Металлургическая, д. 20, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.04.2015 N262), приходит к выводу о том, что в части требования об отмене приказа надлежит отказать, поскольку обществом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Поскольку сведения об управлении многоквартирным домом по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Думенко, д. 5/1 ООО "Коммунальщик Дона" восстановлены в реестре, нарушенное право заявителя восстановлено.
При таких обстоятельствах, решение суда от 13.03.2019 подлежит изменению.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
Поскольку судебный акт принят не в пользу государственного органа - инспекции, расходы общества по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов, в связи с чем, с Государственной жилищной инспекции Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона" надлежит взыскать государственную пошлину за подачу заявления в размере 3 000 (Три тысячи) рублей, перечисленные по платежному поручению от 30.11.2018 N 1251, а также государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 11.04.2019, операция: 346.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2019 по делу N А53-39727/2018 изменить.
Признать недействительным приказ Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 22.10.2018 N 1376/5-Л, в оставшейся части решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2019 по делу N А53-39727/2018 оставить без изменения.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона" (ОГРН 1076166003792, ИНН 6166063133) государственную пошлину за подачу заявления в размере 3 000 (Три тысячи) рублей, перечисленные по платежному поручению от 30.11.2018 N 1251, а также государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 11.04.2019, операция: 346.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-39727/2018
Истец: ООО "Коммунальщик Дона"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Ростовской области
Третье лицо: ООО "ГАРАНТ-ЮГ"