город Ростов-на-Дону |
|
16 августа 2019 г. |
дело N А53-8970/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей М.Г. Величко, О.А. Ереминой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца - представители по доверенностям от 26.11.2018 N 4108 Шелухина И.В., от 10.08.2018 N 2698 Синякова Н.В.;
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2019 по делу N А53-8970/2019
по иску АО "Аксай ПМК Ростовсельхозводстрой"
к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Бирюковой В.С.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Аксай ПМК Ростовсельхозводстрой" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности по государственному контракту N 984 холодного водоснабжения и водоотведения от 11.12.2017 за период июль, август, сентябрь, в размере 11 677 865,43 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 81 389 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы.
Судебный акт мотивирован доказанностью факта сброса ответчиком загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций, в том числе запрещенных к сбросу загрязняющих веществ в систему канализации города Аксая.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указал, что не согласен с расчетом истца, поскольку в силу п. 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644 предусмотрен расчет платы за превышение допустимых сбросов возможен только в течение 3 месяцев с момента обнаружения нарушения. Таким образом, истец не вправе требовать оплату за период с 01.07.2018 по 31.09.2018, так как моментом выявления нарушений является 04.05.2017. Также ответчик ссылается на неправомерность включения в расчет платы на основании показателей загрязняющих веществ "Марганца и Жиров", поскольку для указанных веществ не предусмотрены нормативы допустимых концентраций в сточных водах абонентов, отводимых в канализацию г. Аксая.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Посредством электронной подачи документов в арбитражный апелляционный суд через систему "Мой арбитр" от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое рассмотрено судом и удовлетворено.
Также от истца поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он возражали против доводов ответчика и просил решение суда оставить без изменения. Поступившие документы приобщены судом к материалам настоящего дела.
Представитель истца в судебном возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между акционерным обществом "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации был заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 984 от 11.12.2017.
Согласно п. 1.1. государственного контракта N 984 от 11.12.2018 ОА "Аксайская ПМК РСВС" осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется абоненту через присоединенную водопроводную сеть централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом.
Место исполнения обязательств - объекты, расположенные: Ростовская область, Аксайский район, поселок Степной, улица Звездная, 1; Ростовская область, город Аксай, улица Садовая, 22, в/г N 4 (в/ч 01957), Ростовская область, Аксайский район, поселок Рассвет, улица Дорожная, 3, В/Г 5.
Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2018 (п. 2.1).
Цена контракта является твердой и определена на весь срок исполнения контракта с 01.01.2018 по 31.12.2018 (п. 3.1).
Согласно п. 3.2. расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и сброшенные сточные воды в объеме потребленной холодной воды и сброшенных сточных вод до двадцать пятого числа месяца, следующего за расчетном месяцем без предоплаты, на основании полного пакета документов, выставляемых к оплате МПК в срок не позднее третьего числа, следующего за расчетным. Оплата производиться с учетом НДС 18%. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с расчетного счета абонента.
Согласно пункту 3.7 размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 4.3.5. абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Ссылаясь на подпункты "ж" и "п" статьи 35 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением РФ N 644 от 29.07.2013 (далее - Правила 644), пункт 22 Постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области", согласованную Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу Программу контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента, результаты испытаний (измерений) проб воды, выполненные ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" (протоколы от 04.05.2018 N 333, N 334 и N 335), истец предъявил ответчику счет за июль - август 2018 года в общей сумме - 11 677 865,43 руб. за сброс загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций, в том числе за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ.
Ответчик счет за сброс загрязняющих веществ июль - август 2018 года не оплатил, нарушив договорные обязательства, в результате чего образовалась задолженность в размере 11 677 865,43 руб.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 11.02.2019 N 287 с требованием оплаты задолженности, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подп. "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента компенсировать расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
В соответствии с пунктом 123 Правил N 644, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является период от момента обнаружения превышения требований, установленных в пункте 114 Правил N 644, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более трех календарных месяцев.
Таким образом, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие за работу централизованной системы водоотведения является квартал.
Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Кроме того, пунктом 22 Постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" предусмотрена обязанность ответчика производить дополнительную оплату за нарушение норм допустимых концентраций вредных веществ и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 525).
Согласно пункту 2 Правил N 525 при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанными абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод (пункт 3 Правил N 525).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в Постановлении Главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612. Нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых Абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая, определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Загрязняющие вещества, которые не были утверждены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
Из материалов дела следует, что 03.07.2018 ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" произведен отбор сточных вод из контрольных колодцев, которые были согласованы с ответчиком.
По результатам протоколов испытаний проб сточных вод N N 580,581, 582, 583 было выявлено превышение допустимых к сбросу загрязняющих веществ в систему водоотведения, а именно: г. Аксай, ул. Садовая 22, в/ч01957 - ионы аммония превышены в 17 раз, фосфаты превышены в 19 раз, сероводород и сульфиды превышены в 325 раз; п. Рассвет - ионы аммония превышены в 25 раз, фосфаты превышены в 32 раза, сероводород и сульфиды превышены в 460 раз.; п. Степной - выпуск N 1: ионы аммония превышены в 5,7 раз, фосфаты превышены в 13 раз, сероводород и сульфиды превышены в 4,5 раза; выпуск N2: ионы аммония превышены в 1,4 раза, фосфаты превышены в 5,1 раза, сероводород и сульфиды превышены в 4 раза. Также по всем объектам было обнаружено наличие в сточных водах запрещенных к сбору загрязняющих веществ, а именно жиры и марганец.
В связи с выявленным превышением количества загрязняющих веществ в сточных водах ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" произвело начисление платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ с превышением допустимой концентрации за июль - сентябрь 2018 г. в размере 11 677 865,43 руб.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на неправомерность произведения расчета по истечении трехмесячного срока с момента обнаружения нарушения. Вместе с тем, данный довод подлежит отклонению, поскольку начисления производились на основании протоколов испытаний N N 580, 581, 582, 583 от 05.07.2018 (т. 1 л.д.67-80), что подпадает под установленный п. 123 Правил 644 трехмесячный срок.
Доводы ответчика о том, что жиры и марганец являются разрешенными к сбросу согласно Постановлению Главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку основаны на ошибочном толковании указанного постановления.
На основании Приказа N 45 от 16.03.2015 "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты", принятым Федеральным агентством водных ресурсов (Ростоводресурсы) Донским бассейновым водным управлением, Разрешения N С-15/07 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты, жиры являются веществами, запрещенными к сбросу.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации муниципальных образований Ростовской области" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка он распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов, осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Ростовской области.
Фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации муниципальных образований Ростовской области включает в себя: услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующих установленным нормативам водоотведения; прием загрязняющих веществ по временным условиям приема (льготным условиям, стимулирующим водоохранную деятельность абонентов); сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 7 -ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" Нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
Согласно Постановлению Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 нормативами водоотведения по составу являются допустимые сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов, устанавливаемые исходя из условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, разрабатываемыми организациями ВКХ и утвержденными органами местного самоуправления.
Допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов содержат перечень и допустимые концентрации (далее -ДК) загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации, а также иные ограничения по сбросу загрязняющих веществ.
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в Постановлении Главы Администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612 (далее - постановление N 612 от 03.08.2017), в которое также включены нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая. Указанные нормативы определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Таким образом, данные нормативы не являются произвольными и отражают сложившуюся нормативно - правовую ситуацию в сфере водоотведения города Аксая, изданы в пределах компетенции уполномоченных органов и направлены на решение экологических задач города Аксая.
В п. 2.3. Постановлению N 612 от 03.08.2017 указано, что жиры и нефтепродукты допускаются к сбросу только в растворенном и эмульгированном состоянии (т. 1 л.д. 113).
При этом, вода (в том числе сточная) не является растворителем жиров.
В связи с этим, ввиду того, что жиры являются запрещенными к сбросу веществами, допустимая концентрация на них не установлена.
Как указывает истец и не оспаривается ответчиком, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации не имеет локальных очистных сооружений, которые обеспечивают сброс сточных вод в пределах допустимых концентраций и приведения жиров и нефтепродуктов в растворенное и эмульгированное состояние.
В соответствии с п 2.5 Постановления N 612 от 03.08.2017 сброс загрязняющих веществ, не указанных в приложении N1, запрещены к сбросу (т. 1 л.д. 113).
Согласно Приложению N 1 в перечне допустимых к сбросу загрязняющих веществ отсутствуют жиры и марганец. Исходя из вышеизложенного, загрязняющие вещества, которые не были утверждены Постановлением Администрации Аксайского городского поселения N 612 от 03.08.2017 являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения (т. 1 л.д. 119).
На основании изложенного, ответчику был правомерно произведен расчет за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения.
Ссылка ответчика на то, что сбрасываемые им сточные воды соответствуют требованиям Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 не имеет отношения к предмету настоящего судебного разбирательства, так как Истцом заявлены требования в соответствии с Постановлениями N 348 и N 612. Требований в связи с нарушением Ответчиком требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Правилами N 644, истцом не заявлялось.
Представленный истцом расчет платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ судами проверен, признан арифметически и методологически произведенным верно.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от оплаты государственной пошлины, судебные расходы распределению не подлежат в соответствии с п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2019 по делу N А53-8970/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8970/2019
Истец: АО "АКСАЙСКАЯ ПМК РОСТОВСЕЛЬХОЗВОДСТРОЙ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9739/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9739/19
16.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13101/19
26.06.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-8970/19