г. Краснодар |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А53-8970/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Зориной А.Л. и участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Аксай ПМК Ростовсельхозводстрой" (ИНН 6102007550, ОГРН 1026100664006) - Шелухиной И.В. (доверенность от 26.11.2018), от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 027700430889) - Лазаревой Е.С. (доверенность от 29.10.2019), рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2019 по делу N А53-8970/2019, установил следующее.
АО "Аксай ПМК Ростовсельхозводстрой" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) о взыскании 11 677 865 рублей 43 копеек долга по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 11.12.2017 N 984 за июль - сентябрь 2018 года.
Решением от 26.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.08.2019, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что учреждение произвело сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и, содержащих запрещенные к сбросу загрязняющие вещества.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, по смыслу пункта 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 664), общество не вправе требовать плату за сброс загрязняющих веществ за период, превышающий 3 месяца с даты выявленного нарушения, то есть в данном случае общество необоснованно начислило плату за август и сентябрь 2018 года. В расчет спорной платы общество неправомерно включило показатели загрязняющих веществ (марганец, жиры), нормативы допустимых концентраций которых не предусмотрены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612. Названные вещества разрешены к сбросу Правилами N 644, выявленная в сочных водах учреждения концентрация этих веществ не превышает показатели, установленные данными Правилами.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, общество и учреждение (абонент) заключили государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения от 11.12.2017 N 984.
В пункте 4.3.17 контракта стороны предусмотрели, что абонент обязуется соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в центральную систему водоотведения сточных вод, требования составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на центральную систему водоотведения.
При превышении абонентом установленных нормативов водоотведения абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в центральную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (пункт 9.4 контракта).
3 июля 2018 года сотрудники ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" произвели отбор проб сточных вод из контрольных колодцев учреждения, о чем составили соответствующие протоколы N 254, 255 и 256.
Анализ отобранных проб показал, что качество сточных вод не соответствует значениям нормативных показателей свойств сточных вод (протоколы испытаний (измерений) проб от 05.07.2018 N 580 - 583).
Общество начислило учреждению плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль - сентябрь 2018 года на сумму 11 677 865 рублей 43 копейки.
Возражая против требований общества, учреждение ссылалось на несоответствие расчета спорной платы требованиям законодательства (неверно определен период начисления, неправомерно включены в расчет загрязняющие вещества (марганец, жиры), разрешенные к сбросу Правилами N 644).
При рассмотрении спора суды руководствовались положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами N 644, Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Ростовской области, установленным постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348, Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации города Аксая, утвержденными постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612 (далее - постановление N 612).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Основание и порядок внесения платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей им; далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - постановление N 1310), условиями заключенного сторонами договора, а также нормативными актами органов местного самоуправления, устанавливающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и размер платы за превышение названных нормативов.
Взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения регулируется разделами VI и VII Правил N 644 и нормативами, приведенными в приложении N 3 к Правилам N 644, установленные в соответствии с пунктом 114 названных Правил, которые применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Правоотношения, связанные с внесением платежей при сбросе веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, регулируются разделами VI и VII Правил N 644 и перечнем материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (приложение N 4 к Правилам N 644), установленным в соответствии с пунктом 113 Правил.
В рассматриваемом случае предметом исковых требований является правонарушение, связанное с негативным воздействием загрязняющих веществ в сточных водах на окружающую среду (плата за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения).
Приведенная в пункте 120 раздела VII Правил N 644 формула определяет размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и применяется в случае сброса сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, а также залпового сброса. В данном случае порядок определения размера расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства включает такие показатели, как коэффициент компенсации, тариф на водоотведение, действующий для абонента, объем сточных вод, отведенных абонентом за календарный месяц, в котором зафиксирован залповый сброс загрязняющих веществ или сброс веществ.
В случае, если абонент осуществил сброс сточных вод, состав и свойства которых не соответствуют нормативным показателям, то размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, приведенной в пункте 123 Правил N 644, и при данном порядке компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства учитываются такие показатели, как фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод; допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества или допустимый показатель свойств сточных вод, тариф на водоотведение, действующий для абонента, объем сточных вод, отведенных абонентом за определенный период.
В силу пункта 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суды признали требования общества обоснованными и удовлетворили иск. Суды исходили из того, что вменяемое учреждению нарушение документально подтверждено, расчет платы соответствует приведенным правовым нормам, сброс загрязняющих веществ (марганец, жиры) запрещен постановлением N 612.
Отклоняя довод учреждения о допустимости в соответствии с Правилами N 644 сброса марганца и жиров в систему центральной канализации, суды указали, что спорные загрязняющие вещества не поименованы в списке веществ, допустимых к сбросу в соответствии с приложением N 1 к постановлению N 612, принятому в пределах компетенции органа местного самоуправления. Данные вещества запрещены к сбросу Приказом Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 16.03.2015 N 45 "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты".
Довод учреждения о неправомерном начислении платы за август и сентябрь 2018 года противоречит материалам дела. Примененный обществом расчетный период (июль - сентябрь) по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения соответствует требованиям Правил N 644, данный период принят равным трем месяцам от момента обнаружения нарушения требований к сбрасываемым сточным водам (протоколы отбора проб от 03.07.2018).
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана правовая оценка, суды верно применили нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2019 по делу N А53-8970/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суды признали требования общества обоснованными и удовлетворили иск. Суды исходили из того, что вменяемое учреждению нарушение документально подтверждено, расчет платы соответствует приведенным правовым нормам, сброс загрязняющих веществ (марганец, жиры) запрещен постановлением N 612.
Отклоняя довод учреждения о допустимости в соответствии с Правилами N 644 сброса марганца и жиров в систему центральной канализации, суды указали, что спорные загрязняющие вещества не поименованы в списке веществ, допустимых к сбросу в соответствии с приложением N 1 к постановлению N 612, принятому в пределах компетенции органа местного самоуправления. Данные вещества запрещены к сбросу Приказом Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 16.03.2015 N 45 "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты".
Довод учреждения о неправомерном начислении платы за август и сентябрь 2018 года противоречит материалам дела. Примененный обществом расчетный период (июль - сентябрь) по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения соответствует требованиям Правил N 644, данный период принят равным трем месяцам от момента обнаружения нарушения требований к сбрасываемым сточным водам (протоколы отбора проб от 03.07.2018)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 декабря 2019 г. N Ф08-9739/19 по делу N А53-8970/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9739/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9739/19
16.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13101/19
26.06.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-8970/19