город Москва |
|
15 августа 2019 г. |
дело N А40-117004/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Просис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2019
по делу N А40-117004/18, принятое судьей Суставовой О.Ю.
по заявлению ООО "Просис" (ОГРН 1087746778173)
к 1. ИФНС России N 18 по г. Москве, 2. ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области
о признании незаконными действий (бездействий);
при участии:
от заявителя - Гусев В.В. по доверенности от 05.12.2017;
от заинтересованных лиц - 1. Антонец А.А. по доверенности от 17.01.2019, Давыдов Р.Х. по доверенности от 28.02.2019; 2. Малков Р.В. по доверенности от 09.01.2019;
установил: ООО "Просис" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 18 по г. Москве и ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области о признании незаконным действия (бездействия) ИФНС России N 18 по г. Москве и ее должностных лиц, выразившегося в неисполнении обязательств налогового органа по сообщению в установленном Законом порядке налогоплательщику ООО "Просис" о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога налогоплательщиком и сумме излишне уплаченного налога (в том числе, в отношении плательщиков страховых взносов) в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта и о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения; о признании незаконным действия (бездействия) ИФНС России N 18 по г. Москве и ее должностных лиц, выразившегося в неисполнении обязательств налогового органа (с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 N 73) по взысканию (возмещению) из бюджета денежных средств в размере 923.308, 24 руб., не выплачиваемых заявителю ответчиком путем самостоятельного зачета или зачета на основании заявления общества или возврата суммы излишне уплаченного заявителем налога, страховых взносов; об обязании ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области принять в отношении заявителя решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года и направить его в соответствующий налоговый орган (п.1, п.4 ст.21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ); о признании незаконным действия (бездействия) Инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве и ее должностных лиц, выразившегося в принудительном изъятии имущества заявителя в виде сумм фискальных платежей, осуществленном в ненадлежащей процедуре при нарушении существенных условий процедуры рассмотрения материалов и мероприятий налогового контроля, процедуры, порядка и правил (в частности, в части требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов N 87431 от 09.08.2017, в отношении которого исковые требования предъявляются заявителем исключительно в части нарушения ответчиком существенных условий процедуры рассмотрения материалов и мероприятий налогового контроля, процедуры, порядка и правил, предусмотренных Законом) (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2019 в удовлетворении заявленных требований, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, ИФНС России N 18 по г. Москве в адрес ООО "Просис" направлено требование N 87431 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) от 09.08.2017 на общую сумму 281.675, 35 руб. (в том числе недоимка по налогам и сборам 266.625 руб., пени 15.050, 35 руб.). Сумма указанной недоимки образовалась в связи с невыполнением обязанности по уплате налогов в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок.
Данное требование направлено 11.08.2017 по ТКС и получено заявителем 04.09.2017.
Поскольку в срок, указанный в требовании, обязанность по уплате не исполнена (до 30.08.2017), ИФНС России N 18 по г. Москве вынесено решение N 39720 от 13.10.2017 о взыскании на сумму 281.675, 35 руб., и решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика от 13.10.2017, указанные решения направленны в банк. Операции по счетам заявителя приостановлены в пределах сумм, указанных в инкассовых поручениях.
Заявитель, не согласившись с требованием N 7431 об уплате налога, сбора страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09.08.2017, решение о взыскании N 39720 от 13.10.2017 и решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика от 13.10.2017 обратился в порядке досудебного урегулирования спора в УФНС России по г. Москве с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по г. Москве от 25.04.2018 N 21-19/087679 апелляционная жалоба, оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Отклоняя довод заявителя о незаконных действиях должностных лиц, выразившихся в не направлении в адрес налогоплательщика требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов и в вынесении незаконных решений о приостановлении операций по счетам, а также о не направлении указанных решений в адрес общества, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога
налогоплательщиком (подп. 1 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения о перечислении в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В силу подп. 1, 8 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога (сбора, пеней, штрафов) признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога (пеней, штрафов), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пеней, штрафов). Требование направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.п. 2, 3 ст. 69 НК РФ).
Если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п.1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование направляется налогоплательщику для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов). Согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Направление требования налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, является обязанностью налогового органа, что прямо следует, в том числе из подп. 9 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации
В соответствии с п. 1 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Согласно п. 2 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения (п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из п. 2 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
Из материалов дела следует, в адрес заявителя выставлено требование N 87431 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09.08.2017.
Данное требование направлено заявителю по ТКС 11.08.2017 и получено обществом 04.09.2017, что подтверждается квитанцией о приеме и подтверждением даты отправки, а также извещением о получении электронного письма. Общая сумма недоимки по требованию 285.675, 35 руб. (недоимка 266. 625 руб., пени 15.050, 50 руб.), также по состоянию на 09.08.2017 за обществом числится общая задолженность в сумме 423.894, 77 руб. Основание взимания налогов (сборов) - невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством.
Обязанность налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить указанные налоги (сборы) установлена п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Основание взимания пени: ст. 75 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что срок исполнения обязанности по уплате (перечислению, возврату) сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленный в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа) истек 29.08.2017, ИФНС России N 18 по г. Москве, в отношении заявителя, вынесено решение N 39720 от 13.10.2017 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) банках, а также электронных денежных средств. Данное решение отправлено в адрес общества 19.10.2017, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений N8/18-10 от 19.10.2017.
Для признания ненормативного правового акта, решения (действия) недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Действия ИФНС России N 18 по г. Москве по выставлению спорных инкассовых поручений не нарушили права и законные интересы налогоплательщика, поскольку обществу было известно об имеющейся у него задолженности, отраженной в требовании N 87431.
Таким образом, отправленное налоговым органом решение в адрес заявителя полностью правомерно и не противоречит действующим нормам права.
Кроме того, обществом получено письмо от оператора электронного документооборота ООО "Такском" в котором указано, что инспекций 11.08.2017 выгружен файл и 04.09.2017 получена квитанция о его приеме, которая имеет различное имя, формат и идентификационные признаки не соответствующие названиям файлов указанных инспекцией в качестве доказательства направления требования в адрес налогоплательщика.
Также заявитель указывает, что представленная инспекцией квитанция о приеме обществом электронного документооборота не может являться относимым, допустимым и достоверным доказательством направления требования в связи с тем, что инспекцией не представлены в материалы дела подписанное оператором электронного документооборота подтверждение подписания файла квалифицированной электронной подписью, что не позволяет подтвердить отсутствие искажения информации, содержащейся в указанном требовании.
Указанные доводы заявителя подлежат отклонению, поскольку налоговым органом в материалы дела представлена квитанция о получении обществом электронного документооборота (том 4 л. 19), из содержания которой следует, что имя полученного файла совпадает и именем указанного оператором электронного документооборота ООО "Такском" в ответ на запрос общества (том 3 л. 103). Кроме того, ООО "Такском" подтверждено, что в период с 01.08.2017 по 30.09.2017 из ИФНС России N 18 по г. Москве на почтовый ящик ООО "Просис" были направлены в установленном формате требования.
При этом, налогоплательщиком не представлены в материалы дела иные документы направленные указанным письмом.
Таким образом, оператор электронного документооборота подтверждает факт направления инспекцией в адрес общества требования N 87431 от 09.08.2017 в установленном формате.
В части довода заявителя о незачете сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный Фонд России на выплату страхования пенсии до 01.01.2017, суд апелляционной иснтанции отмечает следующее.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика поэтому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При этом заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
26.02.2018 заявитель обратился в инспекцию с заявлением, в котором, в том числе просил произвести зачет переплаты в счет уплаты начислений за период с 01.01.2017 по 11.02.2018. По результатам рассмотрения указанного заявления инспекцией вынесено решение об отказе в зачете суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 27.03.2018 N 1707, которым заявителю сообщено, что в соответствии согласно ст. 21 Федерального закона N 250-ФЗ переплату за периоды до 2017 года можно вернуть, ее зачет в счет предстоящих платежей не предусмотрен. Для возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов необходимо обратится в отделение Фонда.
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации переданы налоговым органам.
В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", с 01.01.2017 между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 01.01.2017 отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ срок исчисляется со дня завершения органами ПФР, ФСС РФ камеральной проверки указанного расчета.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов органами ПФР, ФСС РФ направляют его в соответствующий налоговый орган, то есть по месту нахождения организаций (их обособленных подразделений).
В соответствии с п. 1.1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 14 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
На основании изложенного, Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ не предусмотрен зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом N212-ФЗ по отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, в счет предстоящих платежей по страховым взносам, установленных главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 21 от 03.07.2016 N 250-ФЗ предусмотрен возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 и по решению органов ПФР и ФСС РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно позиции, изложенной в Письме Минфина России от 03.07.2017 N 03-15-05/41754 в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, с 01.01.2017 между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 1 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор дохода бюджета в пределах своих бюджетных полномочий принимает решения о зачете (уточнении) сумм излишне уплаченных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет соответствующие уведомления в орган Федерального казначейства. Бюджетные полномочия осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, налоговые органы не вправе производить зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов между разными бюджетами.
26.02.2018 обществом в инспекцию представлено заявление о зачете сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей в размере 923.308, 24 руб., образовавшуюся в период до 01.01.2017.
Таким образом, общество в случае установления Пенсионным фондом Российской Федерации переплаты по страховым взносам, имело право вернуть сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая образовалась в период с 26.02.2015 по 26.02.2018, то есть в размере 478.655 руб., уплаченная по платежным поручениям N 436 от 17.04.2015 на сумму 300.000 руб., N 1560 от 05.10.2015 на сумму 136.724, 80 руб., N 225 от 17.04.2015 на сумму 41.930, 20 руб., посредством подачи заявления о возврате в ПФР, ФСС РФ.
Вместе с тем, согласно данным ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области переплату по страховым взносам ООО "Просис" за период до 01.01.2017 установить не представляется возможным, так как обществом не представлены соответствующие расчеты в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Согласно данным инспекции, платежей за период с 01.01.2017 обществом не производилось. Взыскание недоимки ООО "Просис" производилось в принудительном порядке по ст.ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается реестром платежных документов.
Таким образом, отказ налогового органа в осуществлении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей в размере 923.308, 24 руб., а также применение мер принудительного взыскания являются обоснованными.
Общество ссылается на то, что оно узнало о наличии у общества излишне уплаченного налога из акта совместной сверки, после чего оно обратилось с заявлением в инспекцию, то есть в пределах трехлетнего срока, установленного п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Также ООО "Просис" считает, что переплата подтверждается выписками из лицевого счета по состоянию 25.01.2018, справками N 187411 и 217924 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам и пеням.
Указанные доводы правомерно отклонены арбитражным судом, исходя из следующего.
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.08.2012 N ВАС-6402/12, право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Из положений подп. 5 п. 1 ст. 21, п. 7 ст. 78 и п. 3 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться сам по себе момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации. При этом вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности надлежит установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган или орган Пенсионного фонда РФ, и на основании которого составляются справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и акты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов, и только регистрирует данные, которые были представлены налогоплательщиком либо выявлены налоговым органом. Наличие или отсутствие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, переплате, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и не порождает никаких правовых последствий.
При этом, акт совместной сверки расчетов, на который ссылается заявитель, не является достаточным доказательством, устанавливающим наличие переплаты у общества по налогам и сборам, взносам, поскольку налоговое законодательство не рассматривает акты сверки в качестве документов, которыми оформляется обнаружение факта переплаты.
Поскольку с требованием о составлении акта сверки расчетов налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган в любой период времени (в том числе, заведомо за пределами трехлетнего срока, установленного ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации), а налоговый орган обязан в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации акт сверки подписать, то, по убеждению суда, сам по себе факт составление акта сверки не опровергает того обстоятельства, что налогоплательщик до момента его составления мог и должен был знать о наличии у него переплаты.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку осуществление возврата обществу суммы излишне уплаченного налога при отсутствии доказательства факта его излишней уплаты и размере противоречит номам законодательства; применение мер принудительного взыскания задолженности осуществлено при наличии доказанной (и не оспоренной заявителем по существу задолженности), существенных нарушений процедуры взыскания, допущенных налоговым органом, судом не установлено.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2019 по делу N А40-117004/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117004/2018
Истец: ООО "ПРОСИС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 18 ПО Г.МОСКВЕ
Третье лицо: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 7 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19285/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19285/19
15.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23401/19
13.03.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-117004/18