г. Челябинск |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А07-5132/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н..,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.05.2019 по делу N А07-5132/2019 (судья Искандаров У.С.).
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - общества ограниченной ответственностью "Жилищно-Эксплуатационный участок-84" - Кулешов Р.А. (паспорт, доверенность от 01.12.2018).
Заинтересованное лицо - Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя заинтересованного лица.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-84" (далее - заявитель, ООО "ЖЭУ-84") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет, ответчик) о признании незаконным приказа от 15.01.2019 N 48, об обязании внести изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан по управлению многоквартирным домом N 10/5 по ул. Академика Королева в г. Уфа.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.05.2019 (резолютивная часть решения объявлена 16.05.2019) заявленные требования удовлетворены. Приказ Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору N 48 от 15.01.2019 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан признан недействительным. Суд обязал Госкомитет устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "ЖЭУ-84".
Не согласившись с вынесенным решением суда, Госкомитет (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции нормам действующего законодательства. Апеллянт полагает, что учитывая несоблюдение заявителем требований подпунктов "а", "г" пункта 19 и пункта 12 Требований 937/пр, а наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям, отказ во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан является законным и не нарушает права заявителя, в связи с чем, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя и признания оспариваемого решения незаконным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "ЖЭУ-84" обратилось в Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору с письменным сообщением о включении изменений в реестр лицензий по управлению МКД N 10/5 по ул. Академика Королева в г. Уфа Республики Башкортостан.
По итогам рассмотрения заявления ООО "ЖЭУ-84" Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору вынес решение N 48 от 15.01.2019 года об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан отказано на основании нарушения требований порядка (далее по тексту - Порядок), утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 года N 938/пр.
По мнению Госкомитета, ООО "ЖЭУ-84" не выполнены требования: подпункт "в" пункта 5 Приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 N 938/пр - установлены противоречия сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям, а именно, согласно сайту dom.gosuslugi.ru МКД находится в реестре лицензий у ОАО "УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г. Уфа РБ"; подпункта "г" пункта 19 и пункта 12 Приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 N 937/пр - к заявлению о внесении изменений в реестр приложена копия листа регистрации собственников помещений, присутствующих на очной части голосования без указания полного Ф.И.О., количества голосов, которыми обладают собственники, реквизиты документа подтверждающие право собственности, не у всех присутствующих проставлены подписи; подпункта "а" пункта 19 Приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 N 937/пр в реестре собственников помещений не указан ОГРН юридического лица.
Считая приказ Госкомитета незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным оспариваемых решений является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми решениями прав и законных интересов заявителя
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
На основании части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616 утверждено Положение о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору" (далее - Положение N 616), в соответствии с которым Госкомитет является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 4.11 Положения N 616, к полномочиям Госкомитета, в том числе, отнесено ведение реестра выданных лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и внесение изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, исключение сведений о многоквартирном доме или многоквартирных домах из реестра лицензий Республики Башкортостан в соответствии с законодательством.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр, Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка в редакции от 25.12.2015 изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 Порядка N 938/пр и включает:
а) копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копию протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копию договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) копию акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 5 Порядка N 938/пр установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обращение общества ООО "ЖЭУ-84" в Госкомитет с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирным домом является исполнением лицензиатом обязанности, установленной частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой лицензиат в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru, ГИС ЖКХ), а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений от лицензиата вносит изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан в соответствии с Порядком N 938/пр (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления ООО "ЖЭУ-84").
По результатам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка).
Из материалов дела следует, что Госкомитетом осуществлена проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка 938/пр, в результате которой установлено противоречие сведений, представленных лицензиатом, сведениям, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (многоквартирным домом N 10/5 по ул. Академика Королева в г. Уфа находится в реестре лицензий Республики Башкортостан в перечне многоквартирных домов под управлением ОАО "УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г. Уфа РБ".
Кроме того, Госкомитетом выявлено несоответствие представленных документов обязательным Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД, утвержденных приказом от 25.12.2015 N 937/пр. (далее - Требования N 937/пр), а именно: в нарушение подпункта "а" пункта 19 Требований в реестре собственников помещений не указан ОГРН юридического лица; в нарушение подпункта "г" пункта 19 и пункта 12 Требований к заявлению о внесении изменений в реестр приложена копия листа регистрации собственников помещений, присутствующих на очной части голосования без указания полного Ф.И.О., количества голосов, которыми обладают собственники, реквизиты документа, подтверждающие право собственности, не у всех присутствующих проставлены подписи.
В силу пункта 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
На основании пункта 10 Порядка, в случае выявления по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления, являются основанием для приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе оборудование, обслуживающее более одного помещения в данном доме (статья 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Пунктом 3 статьи 47 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27.09.2018, в качестве управляющей организации по управлению многоквартирным домом N 10/5 по ул. Академика Королева в г. Уфа, выбрана ООО "ЖЭУ - 84", принято решение с 01.10.18 передать ООО "ЖЭУ-84" указанный дом в управление, заключить договор управления многоквартирным домом.
Частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" с 1 мая 2015 информация, указанная в статье 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ N 504, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 934/пр от 30.12.2014 определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для отказа во внесении сведений в реестр лицензий послужили выявленные противоречия между представленными ООО "ЖЭУ-84" сведениями и сведениями, уже имеющимися в реестре лицензий Республики Башкортостан.
В свою очередь указанные противоречия возникли в связи с тем, что предыдущей управляющей компанией ОАО "УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г. Уфа РБ" сведения о расторжении договора управления многоквартирным домом, в нарушение части 2 статьи 198 Жилищного кодекса, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства не размещены.
Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ фактически направлен на сохранение в реестре лицензий субъекта РФ недостоверных сведений о лицензиате, управляющим многоквартирным домом и в нарушение требований части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не обеспечивает свободный доступ к соответствующей информации.
Судом также верно установлено, что при проведении очной части общего собрания собственников помещений, лица, принявшие участи в очной части голосования были идентифицированы по документам, удостоверяющим личность (паспорт), а так же сверены с данными в реестре собственников. К копии листа регистрации собственников помещений на очной части голосования было приложено Приложение к листу регистрации, в котором указаны данные согласно требованиям приказа.
Отсутствие подписей лиц, принявших участие в очной части голосования, не может являться основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий, поскольку указанные лица, приняли участие в голосовании посредством письменного оформления принятых ими решений, в соответствии с пунктом 3 статьи 47 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие ОГРН юридического лица в реестре собственников многоквартирного дома не относится к числу основания для отказа внесения изменений в реестр лицензий, предусмотренных пунктом 9 Порядка N 938/пр. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Недостатки протокола общего собрания собственников помещений, указанные в заключении Госкомитета судом первой инстанции признаны не существенными и не влекущими признания решения собрания не действительным, на кворум собрания, волеизъявление собственников помещений не влияют.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, обоснованно удовлетворил требования заявителя о признании недействительным приказа от 15.01.2019 N 48 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан.
Доводы, изложенные в жалобе, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.05.2019 по делу N А07-5132/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-5132/2019
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО - ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ УЧАСТОК - 84", ООО "ЖЭУ-84"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: ООО "ЖИЛИЩНО - ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ УЧАСТОК - 84"
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7223/20
03.09.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8783/20
19.08.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9751/19
16.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-5132/19