город Воронеж |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А08-364/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровой О.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир": Данкония Р.В., представитель по доверенности от 06.10.2018, выдана сроком на 1 год, паспорт гражданина РФ;
от Департамента экономического развития Белгородской области: Безугленко М.П., представитель по доверенности от 10.01.2019, выдана сроком до 31.12.2019, паспорт гражданина РФ; Анучкин И.Б., представитель по доверенности от 20.05.2019, выдана сроком до 31.12.2019, паспорт гражданина РФ, Климова С.А., представитель по доверенности N 7-02-04/4231 от 09.11.2018, выдана сроком до 31.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 21.05.2019 по делу N А08-364/2019 (судья Бутылин Е.В.) по заявлению ООО "Альфа Владимир" (ИНН 3327122348, ОГРН 1143327003270) к Департаменту экономического развития Белгородской области (ИНН 3123134585, ОГРН 1063123133798) о признании незаконным решения об отказе в выдаче лицензии,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" (далее - заявитель, общество, ООО "Альфа Владимир") обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента экономического развития Белгородской области (далее - Департамент, лицензирующий орган) от 22.10.2018 N 467 об отказе ООО "Альфа Владимир" в выдаче лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией, об обязании Департамента принять решение о выдаче лицензии на осуществление розничной торговли алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 21.05.2019 по делу N А08-364/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Альфа Владимир" не согласилось с указанным судебным актом и обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Альфа Владимир" ссылается на то, что для отказа в выдачи лицензии Департаменту необходимо было установить фактическое осуществление деятельности ООО "Оздоровительный центр "Богиня".
Указывает, что ООО "Оздоровительный центр "Богиня" не осуществляет деятельность по адресу: Белгородская обл., п. Новосадовый, ул. Ягодная 2д.
Ссылается на то, что в постановлении Администрации Белгородского района Белгородской области N 82 в перечне организаций и объектов, а также схем границ прилегающих территорий отсутствует упоминание об ООО "Оздоровительный центр "Богиня".
Полагает, что на момент подачи заявления на выдачу лицензии Общество соответствовало лицензионным требованиям, в связи с чем, у Департамента отсутствовали основания для отказа в выдаче лицензии.
В судебном заседании представитель Общества просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Департамент указывает на несоответствие заявителя, требованиям, установленным статьей 16 Закона N 171-ФЗ, что является самостоятельным основанием для отказа в выдаче лицензии.
Представители Департамента в судебном заседании просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 30.07.2019 по 06.08.2019.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Из материалов дела следует, что 24.09.2018 ООО "Альфа Владимир" обратилось в Департамент экономического развития Белгородской области с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении - магазин "Красное&Белое", расположенный по адресу: Белгородская обл., п. Новосадовый, ул. Ягодная 2д.
В рамках предоставления государственной услуги "Выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Белгородской области" приказом Департамента экономического развития Белгородской области от 24.09.2018 N 987-пр была назначена внеплановая документарная проверка ООО "Альфа Владимир", приказом Департамента экономического развития Белгородской области от 24.09.2018 N 988-пр - внеплановая выездная проверка ООО "Альфа Владимир" с целью проведения обследования соискателя лицензии на соответствие установленным федеральным, региональным и муниципальным законодательством лицензионным требованиям.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки Департаментом нарушения ООО "Альфа Владимир" обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами, выявлено не было, что зафиксировано в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 449 от 17.10.2018.
19.10.2018 Департаментом была проведена внеплановая выездная проверка по указанному заявителем объекту, в ходе которой было установлено нарушение абзаца 4 подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и абзаца 5 пункта 2 постановления администрации Белгородского района Белгородской области от 30.04.2013 N 82 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", а именно: территориально обособленное подразделение- магазин "Красное&Белое", расположенный по адресу: Белгородская обл., п. Новосадовый, ул. Ягодная 2д, находится на прилегающей территории к ООО "Оздоровительный центр "Богиня", осуществляющему медицинскую деятельность. Расстояние от входа для посетителей в здание, в котором расположено ООО "Оздоровительный центр "Богиня", до входа для посетителей в магазин "Красное&Белое" составляет 20 метров.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 19.10.2018 N 349.
По результатам проверки решением от 22.10.2018 N 467 Департаментом отказано Обществу в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
ООО "Альфа Владимир", полагая, что решение Департамента экономического развития Белгородской области от 22.10.2018 N 467 является незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения Департамента экономического развития Белгородской области от 22.10.2018 N 467.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся в том числе: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
В соответствии с Положением о Департаменте экономического развития Белгородской области, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 30.07.2008 N 160-пп, Департамент экономического развития Белгородской области является органом исполнительной власти Белгородской области, обеспечивающим реализацию социально- экономической политики Правительства Белгородской области, экономических интересов области, хозяйствующих субъектов и граждан.
Согласно пункту 1.8 Положения Департамент экономического развития Белгородской области является уполномоченным органом по осуществлению выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведению государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий, приема деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, государственного контроля за их представлением, регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок выдачи, основания для отказа в выдаче, а также сроки для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции определены в ст. 19 Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.
Учитывая специфику продукции, являющейся объектом правового регулирования по данному закону, законодатель установил определенные ограничения, оправдываемые, с одной стороны, целями защиты здоровья населения, его нравственных устоев, а с другой - экономическими (финансовыми) интересами государства и потребностями граждан.
Абзацем вторым пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ установлено, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с абзацем 4 подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 статьи 16, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 16 Закона N 171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Закона, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением администрации Белгородского района Белгородской области от 30.04.2013 N 82 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (п.2 Постановления) в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" утверждено минимальное расстояние от детских, образовательных, медицинских учреждений, объектов спорта, вокзалов до предприятий розничной торговли и общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции - 50 метров по пешеходной зоне.
В соответствии со статьей 23.2. Закона N 171-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 19 и 20 настоящего закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
Основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии либо заявления о переоформлении лицензии или продлении срока действия лицензии.
Как следует из материалов дела, при проведении выездной внеплановой проверки Департаментом было установлено, что вход для покупателей в территориально обособленный объект, в котором планируется продажа алкогольной продукции расположен в 20 метрах до входа для посетителей в здание, в котором расположено ООО "Оздоровительный центр "Богиня". Данное обстоятельство Обществом не опровергнуто.
Согласно пункту 5 письма Минпромторга России от 15.02.2013 N 08-237 "О разъяснениях по наиболее часто задаваемым вопросам, связанным с применением Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425" (вместе с "Разъяснениями по типовым вопросам, касающимся применения постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425") лицензирующий орган вправе удостовериться в требуемой удаленности торгового объекта от организаций/объектов, перечисленных в пункте 2 Правил N 2, путем измерения расстояния.
Таким образом, лицензирующим органом правомерно проведено удостоверение расстояния минимального значения границ прилегающих территорий.
Органам местного самоуправления, определившим границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, необходимо отслеживать открытие новых объектов, вблизи которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, с целью изменения границ прилегающих территорий, а также направлять в лицензирующий орган обновленную информацию (со схемой) (п. 4 Письма).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что законодательно установленный запрет на реализацию алкогольной продукции вблизи медицинских организаций и установление минимального расстояния - первично. Иное позволило бы допустить ситуацию, когда вопреки законодательно установленному запрету может возникнуть торговая точка по реализации алкогольной продукции вблизи объекта, не включенного в соответствующий перечень.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.12.2018 N 310-КГ18-21675 по делу N А08-7453/2017.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что решение Департамента экономического развития Белгородской области от 22.10.2018 N 467 об отказе ООО "Альфа Владимир" в выдаче лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией соответствует Закону N 171-ФЗ и принятым в его развитие подзаконным нормативным правовым актам, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что в постановлении Администрации Белгородского района Белгородской области N 82 в перечне организаций и объектов, а также схем границ прилегающих территорий отсутствует упоминание об ООО "Оздоровительный центр "Богиня" подлежит отклонению в связи со следующим.
В материалах дела имеется письмо Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 18.10.2018 N 10-30-9/5362 на запрос от 17.10.2018, согласно которому лицензия на осуществление медицинской деятельности N ЛО-31-01-002714 была получена ООО "Оздоровительный центр "Богиня" 15.10.2018.
Отсутствие указанного объекта в утвержденной постановлением Администрации Белгородского района Белгородской области от 30.04.2013 N 82 схеме на момент проведения проверки обусловлено непродолжительным периодом с момента соответствующей регистрации.
Довод апелляционной жалобы о том, что в ООО "Оздоровительный центр "Богиня" фактически медицинская деятельность не осуществляется, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ представление в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии является основанием для проведения проверки соискателя лицензии.
В соответствии пунктом 5 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии является соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Из буквального содержания пункта 5 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ следует, что предусматривая необходимость проверки соискателя лицензии, действующее законодательство об алкогольном регулировании не предусматривает аналогичного права в отношении организации, к которой прилагает территория структурного подразделения соискателя лицензии. Достаточно факта регистрации лицензии указанного объекта и фактического нахождения организации по указанному адресу.
С целью принятия правомерного решения 17.10.2018 Департаментом был направлен запрос в Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по адресу: Белгородский р-н, п. Новосадовый, ул. Ягодная, д.2д.
Согласно ответу Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 18.10.2018 в Едином реестре лицензий на медицинскую деятельность Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по адресу: Белгородский р-н, п. Новосадовый, ул. Ягодная, д.2д, числится лицензия на осуществление медицинской деятельности N ЛО -31-01-002714 от 15.10.2018, представленная Департаментом ООО "Оздоровительный центр "Богиня" осуществляющим медицинскую деятельность по указанному адресу.
Факт нахождения ООО "Оздоровительный центр "Богиня" по адресу: Белгородский р-н, п. Новосадовый, ул. Ягодная, д.2д подтверждается приложенными к акту проверки фотоматериалами, из которых усматривается наличие на входной двери вывески с указанием режима работы лечебно-оздоровительного центра, а также наличие копии лицензии на осуществление медицинской деятельности ООО "Оздоровительный центр "Богиня".
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что на момент подачи заявления на выдачу лицензии Общество соответствовало лицензионным требованиям был предметом исследования суда первой инстанции и нашел свое отражение в обжалуемом судебном акте.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позицией Общества, не заявлено.
Апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом правильно.
Суд области всесторонне, полно и объективно исследовал представленные в дело доказательства и принял законное и обоснованное решение по делу, не допустив нарушения норм процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
В связи с тем, что Обществом при обращении в апелляционный суд по платежному поручению N 91222 от 17.05.2019 ошибочно уплачено 3 000 руб., 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 21.05.2019 по делу N А08-364/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-364/2019
Истец: ООО "АЛЬФА ВЛАДИМИР"
Ответчик: Департамент экономического развития Белгородской области