г. Саратов |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А57-9253/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузьмичева С.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова (межрайонного)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 июня 2019 года (мотивированное решение от 28 июня 2019 года) по делу N А57-9253/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Викленко Т.И.)
по исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова (межрайонного) (410038, г. Саратов, ул. Загорная, д. 13, ОГРН 1026402192816, ИНН 6450031793)
к обществу с ограниченной ответственностью "Экспресс-Сервис-Плюс" (410038, г. Саратов, ул. Загорная, д. 2, 124, ОГРН 1026402199218, ИНН 6450048388)
о взыскании финансовых санкций,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском района г. Саратова (межрайонное) (далее - Учреждение, Управление, орган пенсионного фонда) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Экспресс-Сервис-Плюс" (далее - Общество, Ответчик, ООО "Экспресс-Сервис-Плюс") финансовых санкций за представление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь 2018 года в сумме 25 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 июня 2019 года заявленные Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова (межрайонное) требования -удовлетворены в части.
С общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Сервис-Плюс" (ИНН 6450048388, ОГРН 1026402199218 в пользу Государственного учреждения -
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова (межрайонное) взысканы финансовые санкции за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь 2018 года, в сумме 5000 руб. В остальной части требований - отказано.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском района г. Саратова (межрайонное) не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных обществом требований.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на судебные акты арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Учреждением заявлено ходатайство о вызове сторон в судебное заседание для рассмотрения апелляционной жалобы.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии необходимости вызова сторон в судебное заседание.
Необходимость вызова сторон в судебное заседание по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, устанавливается судом.
Рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам по правилам статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Ходатайство Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском района г. Саратова (межрайонное) не подлежит удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Экспресс-Сервис-Плюс" зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова (межрайонное).
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова (межрайонное) проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1990 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В ходе проверки своевременности, полноты и (или) достоверности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за отчетный период - октябрь 2018 года пенсионным фондом выявлено нарушение несвоевременного представления ответчиком в установленный законом срок указанных сведений.
20 ноября 2018 г. страхователем представлена форма СЗВ-М (исходная) за октябрь 2018 г., в которой имеется сведения о 50-ти застрахованных лицах.
По результатам проведенной проверки, пенсионным фондом составлен акт камеральной проверки N 073 S18180012852 от 27.11.2018.
Рассмотрев акт о выявлении факта, свидетельствующего о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете, материалы проверки, начальник УПФР в Волжском районе г. Саратова 27.12.2018 вынес Решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 073S19180012090, в котором страхователю было предложено уплатить указанные в решении финансовые санкции в размере 25 000 рублей и которое 28.12.2018 направлено страхователю.
В связи с неуплатой финансовых санкций 05.02.2019 года страхователю выставлено требование N 073S01190001441 об уплате финансовых санкций в сумме 25 000 рублей, срок добровольной уплаты по требованию установлен 25 февраля 2019 года.
Требование направлено страхователю 06.02.2018, что подтверждается почтовым реестром и квитанцией.
До настоящего времени указанное требование об уплате финансовых санкций не исполнено, в связи с чем, пенсионный фонд обратился в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции принял во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, пришел к выводу о чрезмерности начисленной Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском района г. Саратова финансовой санкции, снизил размер подлежащей уплате финансовой санкции до 5 000 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ плательщики страховых взносов ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (далее - форма СЗВ-М).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности ответственности характеру допущенного нарушения в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 11.08.2004 N 79 разъяснил, что к правоотношениям по контролю за уплатой страховых взносов применимы положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений", устанавливающие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, при этом обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются и иные обстоятельства (помимо указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации), которые могут быть признаны судом смягчающими ответственность.
В силу положений статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации размер, до которого возможно снижение штрафа при наличии смягчающих обстоятельств, не ограничен. Право оценивать размер снижения штрафа принадлежит как органу, выносящему решение о привлечении к ответственности, так и суду в случае рассмотрения заявления об оспаривании решения такого органа.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, поскольку пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Факт совершения правонарушения в виде нарушения срока предоставления сведений о застрахованных лицах установлен органом пенсионного фонда в ходе проверки, подтвержден материалами дела и не оспаривается страхователем.
Суд апелляционной инстанции считает, что, снижая размер финансовой санкции, начисленных учреждению до 5000 руб., суд первой инстанции правомерно учел в качестве смягчающих вину заявителя обстоятельств неумышленный характер совершенного правонарушения, отсутствие негативных последствий для бюджета, признание факта нарушения пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно снизил финансовую санкцию до 5000 руб., признал решение органа пенсионного фонда в соответствующей части недействительным.
Доказательств, опровергающих правомерность выводов суда относительно установленных обстоятельств по делу о наличии смягчающих обстоятельств, Управлением в материалы дела в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Поскольку снижение размера штрафа отнесено к судейскому усмотрению, вывод суда первой инстанции в этой части основан на внутреннем убеждении, соответствует материалам дела и закону не противоречит, оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Также апелляционный суд исходит из того, что невозможность снижения размера санкции самим Управлением не может сказываться на правах страхователя, который иным образом, кроме как обратиться в суд, защитить свои права не может.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 июня 2019 года (мотивированное решение от 28 июня 2019 года) по делу N А57-9253/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9253/2019
Истец: ГУ УПФ РФ в Волжском районе г. Саратова межрайонная
Ответчик: ООО "Экспресс-Сервис-Плюс"