город Омск |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А70-5539/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9996/2019) Департамента имущественных отношений администрации г.Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.06.2019 по делу N А70-5539/2019 (судья Коряковцева О.В.),
принятое по заявлению Департамента имущественных отношений администрации г.Тюмени
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным решения от 14.02.2019 N КУВД-001/2018-590212/2
об отказе в регистрации перехода права на объект недвижимости с кадастровым номером 72:23:0220001:2380 площадью 33,40 кв. м по адресу г. Тюмень, ул. Республики, д. 223, кв. 54,
при участии в деле в качестве третьих лиц, - Козловой Елены Владимировны и Козлова Дмитрия Андреевича,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации г.Тюмени (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 14.02.2019 N КУВД-001/2018-590212/2 об отказе в регистрации перехода права на объект недвижимости с кадастровым номером 72:23:0220001:2380, площадью 33,40 кв.м, по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 223, кв. 54.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены граждане Козлова Елена Владимировна и Козлов Дмитрий Андреевич.
Решением от 14.06.2019 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5539/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из обоснованности действий Управления.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений администрации г.Тюмени обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что:
- в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется, в том числе, по заявлению лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права;
- Закон о регистрации не содержит требование о необходимости наличия одновременно двух заявлений: от лица, право которого возникает, и от лица, право которого прекращается;
- исходя из смысла статей 217 и 325 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), приватизация муниципального имущества является особым случаем прекращения права собственности, который прекращает право публичного собственника и становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц);
- Департамент обратился с заявлением не о регистрации права, а о прекращении своего права на объект недвижимости;
- заинтересованное лицо в соответствии пунктом 1 части 3 статьи 15 Закона о регистрации в период с 22.12.2017 по 25.05.2018 осуществило регистрацию прекращения права собственности муниципального образования и возникновения права у соответствующих лиц на 13 объектов недвижимости по заявлению одной стороны сделки (граждан), без заявления Департамента (договоры приватизации).
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не предоставлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 31.10.2018 в Управление поступило заявление Департамента о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру с кадастровым номером 72:23:0220001:2380, расположенную по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 233, кв. 54.
Вместе с заявлением был представлен договор передачи (приватизации) жилого помещения в собственности от 22.10.2018 N 2-38214, в соответствии с которым Департамент передаёт в собственность бесплатно гражданам Козловой Е.В. и Козлову Д.А. вышеуказанную квартиру.
14.11.2018 в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации принято решение о приостановлении регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учёта сроком до 14.02.2019 по инициативе государственного регистратора прав.
На основании статьи 27 Закона о регистрации в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению учётно-регистрационных действий, Управлением принято решение от 14.02.2019 N КУВД-001/2018-590212/2 об отказе в регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учёта.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило то, что от Козловой Е.В. и Козлова Д.А. либо от представителя, действующего от них по надлежаще удостоверенной доверенности, не поступало заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру с оплатой государственной пошлины в размере 2000 руб.
Полагая, что решение Управления Росреестра по Тюменской области от 14.02.2019 N КУВД-001/2018-590212/2 об отказе в регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учёта является незаконным, нарушает права и законные интересы Департамента, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
14.06.2019 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое заявителем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Положениями абзаца 1 статьи 2 Закона о приватизации определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Пунктом 2 статьи 14 Закона о регистрации установлено, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с переходом права на объект недвижимости.
На основании пункта 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 5 статьи 18 Закона о регистрации предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов: если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 15 Закона о регистрации государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как указано выше, Департамент обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации перехода прав на объект недвижимости в связи с заключением договора передачи (приватизации) объекта недвижимости в собственность третьих лиц, при этом на государственную регистрацию было представлено только заявление от Муниципального образования городской округ город Тюмень о государственной регистрации перехода права на квартиру с кадастровым номером 72:23:0220001:2380.
Заявления от Козловой Е.В. и Козлова Д.А. о государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру с оплатой государственной пошлины в размере 2000 руб. в Управление не поступали.
Из обжалуемого судебного акта следует, что суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о законности отказа Управлением в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости ввиду отсутствия заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру от Козловой Е.В. и Козлова Д.А. либо от представителя, действующего от них по надлежаще удостоверенной доверенности, а также оплаты государственной пошлины.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вышеизложенный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы подателя жалобы о том, что при разрешении спорной ситуации, возникшей в связи с приватизаций квартиры, прекращающей право муниципальной собственности на нее, следовало руководствоваться пунктом 1 части 3 статьи 15 Закона о регистрации, предусматривающим проведение государственной регистрации прав по заявлению одного лица, право которого возникает или прекращается, на основании договора о приватизации.
Вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, означенная норма применяется в случае государственной регистрации первичного возникновения или итогового прекращения соответствующего права, не влекущего переход данного права к иному лицу, в то время как в рассматриваемом случае право собственности на квартиру не прекратилось, а перешло от одного лица к другому.
Более того, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что в силу части 2 статьи 19 Закона о регистрации орган государственной власти или орган местного самоуправления, в случае если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 Закона о регистрации.
Заявление о государственной регистрации прав в данном случае в качестве заявителя должно быть заполнено, подписано и представлено в орган регистрации прав соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления), но от имени (в качестве представителя) лица, чье право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникает на основании акта данного органа государственной власти (органа местного самоуправления) либо сделки с данным органом государственной власти (органом местного самоуправления).
При подаче соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления) в случае, указанном в части 2 статьи 19 Закона о регистрации, заявления о государственной регистрации прав:
такое заявление подписывается данным органом государственной власти (органом местного самоуправления) (его представителем);
в таком заявлении заполняется реквизит 7 "Сведения о правообладателе" (в нем должны быть указаны сведения о соответствующем физическом или юридическом лице, право которого (ограничение права или обременение объекта недвижимости в пользу которого) регистрируется);
в заявлении заполняется реквизит 8.1.2 "Сведения о представителе правообладателя, стороны сделки, лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта, об ином лице, указанном в статье 15 Закона о регистрации, - юридическом лице (в том числе органе государственной власти, ином государственном органе, органе местного самоуправления)" (в нем должны быть указаны сведения о соответствующем органе государственной власти, органе местного самоуправления). При этом в качестве реквизитов документа, подтверждающего полномочия представителя, следует указывать часть 2 статьи 19 Закона о регистрации и реквизиты соответствующих акта (сделки) органа государственной власти (органа местного самоуправления), изданного (принятого, заключенной) в отношении представляемого лица.
Если в случае, указанном в части 2 статьи 19 Закона о регистрации, осуществляется государственная регистрация перехода права, то орган государственной власти (орган местного самоуправления) также должен представить от своего имени (или от имени представляемого им публичного образования) заявление о государственной регистрации перехода права.
Закон о регистрации не требует в случае, указанном в части 2 статьи 19, присутствия физического или юридического лица, право которого, ограничение права или обременение объекта недвижимости в пользу которого возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, при представлении данным органом в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации прав этого лица.
При этом норма части 2 статьи 19 Закона о регистрации направлена на реализацию пункта 2.9 плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 2236-р, предусматривающего установление в случаях, когда одной из сторон договорных отношений выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления (приватизация, договоры аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и др.), требования о представлении документов для соответствующей регистрации прав только этими органами без участия заявителей.
С учетом вышеизложенного, действующим законодательством предусмотрена в спорной ситуации необходимость подачи заявлений о государственной регистрации перехода права от имени муниципального органа и лица, чье право на объект недвижимости возникает на основании сделки с данным органом местного самоуправления (включая приватизацию имущества), в том числе от его имени органом местного самоуправления (в качестве представителя).
Поскольку от имени Козловой Е.В. и Козлова Д.А. не поступало заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру с оплатой государственной пошлины в размере 2000 руб., либо заявление Департамента от имени названных лиц, Управление правомерно приняло решение от 14.02.2019 N КУВД-001/2018-590212/2 об отказе в регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учёта.
При этом относительно уплаты государственной пошлины в случае представления заявления о государственной регистрации права на объект недвижимости, возникающего по сделке, совершенной на основании акта органа местного самоуправления, соответствующим органом местного самоуправления, даны разъяснения Минфином России в письме от 16.10.2018 N 03-05-06-03/74141, согласно которому в случае обращения органа местного самоуправления с заявлением гражданина о государственной регистрацией права собственности на жилое помещение по договору приватизации на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачиваться не должна.
При этом ссылку заявителя на то, что ранее им были зарегистрированы 13 объектов в аналогичных условиях предоставления одного заявления от имени органа местного самоуправления, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку соответствующие доказательства в материалы дела не представлены. Более того, в рамках настоящего дела оценка дается законности решения Управления от 14.02.2019 N КУВД-001/2018-590212/2 с учетом действующих норм права.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Поскольку заявитель от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.06.2019 по делу N А70-5539/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5539/2019
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Третье лицо: Козлов Дмитрий Андреевич, Козлов Дмитрий Андреевич в лице законного представителя Козловой Елены Владимировны, Козлова Елена Владимировна