город Ростов-на-Дону |
|
23 августа 2019 г. |
дело N А32-26646/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: Шленских Ю.Л. по доверенности от 14.05.2018;
от ответчика: Горлов Р.Ю. по доверенности от 20.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
от 28.05.2019 по делу N А32-26646/2017
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к акционерному обществу "Транснефть - сервис"
при участии третьих лиц: акционерного общества "РЖД-логистика",
закрытого акционерного общества "РН-Транс", общества с ограниченной ответственностью "Трансойл"
о взыскании задолженности,
принятое судьёй Петруниной Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, РЖД, железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Транснефть - Сервис" (далее - ответчик, общество) о взыскании 1 573 656 руб. 26 коп. платы за нахождение вагонов в перевозочном процессе, процентов за пользование чужими денежными средствами с 20.01.2017 по дату фактического погашения задолженности исходя из ключевой ставки Банка России (уточненные требовнаия - т. 29, л.д.59-60).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2019 с ответчика в пользу истца взыскано 598 412 руб. 22 коп. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов в перевозочном процессе и 10 927 руб. 78 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объёме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что вагоны простаивали на путях общего пользования по причине занятости путей необщего пользования ранее поданными вагонами, находящимися под выгрузкой, представлены памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов, подтверждающие занятость путей необщего пользования вагонами, находящимися под выгрузкой и отсутствие задержки уборки истцом порожних вагонов с путей ответчика. Заявитель указывает, что доводы ответчика о нарушении истцом сроков уборки порожних вагонов не были проверены судом по существу в период составления спорных актов общей формы. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в периоды, указанные в актах общей формы, истец допускал задержку уборки порожних вагонов. Заявитель указывает, что им доказана занятость пути необщего пользования вагонами, находящимися под выгрузкой. Представленными доказательствами подтверждается вина ответчика в занятии путей общего пользования.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с условиями договора N 5/56/3 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО "РЖД Логистика", примыкающий к станции Никольское Юго-Восточной железной дороги (далее - договор), заключенного между ОАО "РЖД" и АО "РЖД Логистика", производится подача вагонов грузополучателю АО "Транснефть-Сервис".
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется эксплуатация арендуемого пользователем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего на продолжении железнодорожного пути N 25 станции Никольское Ю-В ж.д, через стрелку N 55 локомотивами АО "РЖД Логистика"
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению круглосуточно. В соответствии с пунктом 6 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на железнодорожные пути N N 12,13,14 станции Никольское.
Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом пользователя с расстановкой вагонов по местам погрузки, выгрузки.
На условиях договора (пункт 14 в ред. дополнительного соглашения от 2014 года, введенного в действие с 01.01.2015) вагоны подаются контрагенту ЗАО "Транснефть-Сервис" (переименовано в АО "Транснефть-Сервис").
С июля 2016 по январь 2017 на железнодорожную станцию Никольское прибывали порожние вагоны в адрес АО "Транснефть-Сервис". Прибывшие в адрес АО "Транснефть-Сервис" вагоны простаивали на железнодорожных путях N N 12,13,14 станции Никольское в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий АО "РЖД Логистика".
Факт простоя спорных вагонов на путях станции в апреле 2017 зафиксирован актами общей формы.
Как указывает истец, акты общей формы подтверждают факт простоя вагонов на путях общего пользования станции Никольское по причинам, зависящим от АО "Транснефть - Сервис".
За время задержки вагонов на путях станции Никольское истцом произведен расчет платы, сумма которой за период июль 2016 года - январь 2017 года, с учетом уменьшения размер исковых требований, составила 1 573 656 руб. 26 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию N 1486/Ю-В ТЦФТО от 30.03.2017 с требованием об оплате задолженности.
Неисполнение данного требования послужило истцу основанием обращения с настоящим иском в суд.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу пункта 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе по причине задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
В силу части 13 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Порядок оформления задержки вагонов и контейнеров в пути следования установлен Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45). Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08, плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ101331 разъяснено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 18 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта РФ "Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
- вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
- обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
- вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава ЖД РФ, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры".
Для возможности удовлетворения заявленного иска ОАО "РЖД" было обязано представить доказательства, достоверно подтверждающие факт невозможности принятия вагонов на пути необщего пользования по вине АО "Транснефть".
Как следует из материалов дела, расчёт платы, произведенный истцом, по актам общей формы:
|
|
N N |
3/666 |
от |
|||||||
06.07.2016, |
3/664 |
от |
04.07.2016, |
3/669 |
от |
10.07.2016, |
3/668 |
от |
09.07.2016, |
3/672 |
от |
11.07.2016, |
3/670 |
от |
10.07.2016, |
3/673 |
от |
11.07.2016, |
3/671 |
от |
11.07.2016, |
3/687 |
от |
22.07.2016, |
3/684 |
от |
21.07.2016, |
3/689 |
от |
23.07.2016, |
3/684 |
от |
21.07.2016, |
3/691 |
от |
23.07.2016, |
3/684 |
от |
21.07.2016, |
3/686 |
от |
22.07.2016, |
3/685 |
от |
21.07.2016, |
3/690 |
от |
23.07.2016, |
3/685 |
от |
21.07.2016, |
3/692 |
от |
24.07.2016, |
3/685 |
от |
21.07.2016, |
3/693 |
от |
24.07.2016, |
3/688 |
от |
22.07.2016, |
3/694 |
от |
30.07.2016, |
3/701 |
от |
05.08.2016, |
3/696 |
от |
01.08.2016, |
3/702 |
от |
05.08.2016, |
3/700 |
от |
04.08.2016, |
3/703 |
от |
05.08.2016, |
3/700 |
от |
04.08.2016, |
3/706 |
от |
05.08.2016, |
3/700 |
от |
04.08.2016, |
3/711 |
от |
06.08.2016, |
3/704 |
от |
05.08.2016, |
3/705 |
от |
05.08.2016, |
3/709 |
от |
06.08.2016, |
3/716 |
от |
08.08.2016, |
3/709 |
от |
06.08.2016, |
3/721 |
от |
10.08.2016, |
3/712 |
от |
07.08.2016, |
3/717 |
от |
08.08.2016, |
3/712 |
от |
07.08.2016, |
3/722 |
от |
10.08.2016, |
3/715 |
от |
08.08.2016, |
3/718 |
от |
08.08.2016, |
3/715 |
от |
08.08.2016, |
3/723 |
от |
10.08.2016, |
3/719 |
от |
09.08.2016, |
3/720 |
от |
10.08.2016, |
3/719 |
от |
09.08.2016, |
3/724 |
от |
10.08.2016, |
3/725 |
от |
12.08.2016, |
3/732 |
от |
13.08.2016, |
3/725 |
от |
12.08.2016, |
3/743 |
от |
15.08.2016, |
3/726 |
от |
12.08.2016, |
3/731 |
от |
13.08.2016, |
3/726 |
от |
12.08.2016, |
3/742 |
от |
15.08.2016, |
3/727 |
от |
12.08.2016, |
3/733 |
от |
13.08.2016, |
3/728 |
от |
12.08.2016, |
3/734 |
от |
13.08.2016, |
3/728 |
от |
12.08.2016, |
3/744 |
от |
15.08.2016, |
3/728 |
от |
12.08.2016, |
3/744 |
от |
15.08.2016, |
3/729 |
от |
13.08.2016, |
3/741 |
от |
15.08.2016, |
3/729 |
от |
13.08.2016, |
3/778 |
от |
25.08.2016, |
3/730 |
от |
13.08.2016, |
3/740 |
от |
15.08.2016, |
3/730 |
от |
13.08.2016, |
3/768 |
от |
24.08.2016, |
3/730 |
от |
13.08.2016, |
3/779 |
от |
25.08.2016, |
3/735 |
от |
14.08.2016, |
3/745 |
от |
15.08.2016, |
3/736 |
от |
14.08.2016, |
3/770 |
от |
24.08.2016, |
3/736 |
от |
14.08.2016, |
3/780 |
от |
25.08.2016, |
3/737 |
от |
15.08.2016, |
3/769 |
от |
24.08.2016, |
3/738 |
от |
15.08.2016, |
3/739 |
от |
15.08.2016, |
3/746 |
от |
15.08.2016, |
3/750 |
от |
17.08.2016, |
3/746 |
от |
15.08.2016, |
3/773 |
от |
24.08.2016, |
3/746 |
от |
15.08.2016, |
3/783 |
от |
25.08.2016, |
3/747 |
от |
16.08.2016, |
3/772 |
от |
24.08.2016, |
3/748 |
от |
16.08.2016, |
3/754 |
от |
19.08.2016, |
3/748 |
от |
16.08.2016, |
3/751 |
от |
17.08.2016, |
3/748 |
от |
16.08.2016, |
3/762 |
от |
22.08.2016, |
3/752 |
от |
18.08.2016, |
3/753 |
от |
19.08.2016, |
3/752 |
от |
18.08.2016, |
3/756 |
от |
20.08.2016, |
3/760 |
от |
21.08.2016, |
3/764 |
от |
22.08.2016, |
3/761 |
от |
22.08.2016, |
3/765 |
от |
22.08.2016, |
3/766 |
от |
23.08.2016, |
3/777 |
от |
24.08.2016, |
3/766 |
от |
23.08.2016, |
3/786 |
от |
25.08.2016, |
3/767 |
от |
23.08.2016, |
3/776 |
от |
24.08.2016, |
3/767 |
от |
23.08.2016, |
3/787 |
от |
25.08.2016, |
3/774 |
от |
24.08.2016, |
3/788 |
от |
25.08.2016, 3/847 от 17.09.2016, 3/848 от 18.09.2016, |
выполнен с нарушением порядка начисления платы за нахождение вагонов на инфраструктуре железнодорожного транспорта и не учитывает срок, по истечении которого возможно взыскание платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (не исключен период неоплачиваемого времени нахождения вагонов 5,5 часов).
В соответствии с пунктом 15 договора стороны установили, что пользователь уплачивает перевозчику (ОАО "РЖД") плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от пользователя и контрагентов в том числе, за время нахождения на железнодорожных путях N N 12,13,14 на Станции Никольское свыше 5,5 часов с момента сдачи их Пользователю, за время нахождения свыше двух часов после возврата вагонов Пользователем на железнодорожные пути NN 12,13,14 станции Никольское до приема их Перевозчиком. Пользователь уплачивает Перевозчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования с оформлением акта общей формы (ГУ-23).
Согласно п. 2.4 Распоряжения ОАО "РЖД" от 13.07.2016 N 1400р оплачиваемое время определяется как разность общего времени нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования и неоплачиваемого времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования и указывается в акте общей формы, составляемом на окончание простоя вагонов.
Представленные истцом акты общей формы:
N N 3/666 от 06.07.2016; |
3/664 |
от |
|||||||||
04.07.2016; |
3/669 |
от |
10.07.2016; |
3/668 |
от |
09.07.2016; |
3/672 |
от |
11.07.2016; |
3/670 |
от |
10.07.2016; |
3/673 |
от |
11.07.2016; |
3/671 |
от |
11.07.2016; |
3/681 |
от |
18.07.2016; |
3/680 |
от |
17.07.2016; |
3/687 |
от |
22.07.2016; |
3/684 |
от |
21.07.2016; |
3/689 |
от |
23.07.2016; |
3/684 |
от |
21.07.2016; |
3/691 |
от |
23.07.2016; |
3/684 |
от |
21.07.2016; |
3/686 |
от |
22.07.2016; |
3/685 |
от |
21.07.2016; |
3/690 |
от |
23.07.2016; |
3/685 |
от |
21.07.2016; |
3/692 |
от |
24.07.2016; |
3/685 |
от |
21.07.2016; |
3/693 |
от |
24.07.2016; |
3/688 |
от |
22.07.2016; |
3/694 |
от |
30.07.2016; |
3/701 |
от |
05.08.2016; |
3/696 |
от |
01.08.2016; |
3/702 |
от |
05.08.2016; |
3/700 |
от |
04.08.2016; |
3/703 |
от |
05.08.2016; |
3/700 |
от |
04.08.2016; |
3/706 |
от |
05.08.2016; |
3/700 |
от |
04.08.2016 |
3/711 |
от |
06.08.2016; |
3/704 |
от |
05.08.2016; |
3/705 |
от |
05.08.2016; |
3/709 |
от |
06.08.2016; |
3/713 |
от |
07.08.2016; |
3/709 |
от |
06.08.2016; |
3/716 |
от |
08.08.2016; |
3/709 |
от |
06.08.2016; |
3/721 |
от |
10.08.2016; |
3/712 |
от |
07.08.2016; |
3/717 |
от |
08.08.2016; |
3/712 |
от |
07.08.2016; |
3/722 |
от |
10.08.2016; |
3/715 |
от |
08.08.2016; |
3/718 |
от |
08.08.2016; |
3/715 |
от |
08.08.2016; |
3/723 |
от |
10.08.2016; |
3/719 |
от |
09.08.2016; |
3/720 |
от |
10.08.2016; |
3/719 |
от |
09.08.2016; |
3/724 |
от |
10.08.2016; |
3/725 |
от |
12.08.2016; |
3/732 |
от |
13.08.2016; |
3/725 |
от |
12.08.2016; |
3/743 |
от |
15.08.2016; |
3/726 |
от |
12.08.2016; |
3/731 |
от |
13.08.2016; |
3/726 |
от |
12.08.2016; |
3/742 |
от |
15.08.2016; |
3/727 |
от |
12.08.2016; |
3/733 |
от |
13.08.2016; |
3/728 |
от |
12.08.2016; |
3/734 |
от |
13.08.2016; |
3/728 |
от |
12.08.2016; |
3/744 |
от |
15.08.2016; |
3/729 |
от |
13.08.2016; |
3/741 |
от |
15.08.2016; |
3/729 |
от |
13.08.2016; |
3/778 |
от |
25.08.2016; |
3/730 |
от |
13.08.2016; |
3/740 |
от |
15.08.2016; |
3/730 |
от |
13.08.2016; |
3/768 |
от |
24.08.2016; |
3/730 |
от |
13.08.2016; |
3/779 |
от |
25.08.2016; |
3/735 |
от |
14.08.2016; |
3/745 |
от |
15.08.2016; |
3/736 |
от |
14.08.2016; |
3/770 |
от |
24.08.2016; |
3/736 |
от |
14.08.2016; |
3/780 |
от |
25.08.2016; |
3/737 |
от |
15.08.2016; |
3/769 |
от |
24.08.2016; |
3/738 |
от |
15.08.2016; |
3/739 |
от |
15.08.2016; |
3/746 |
от |
15.08.2016; |
3/750 |
от |
17.08.2016; |
3/746 |
от |
15.08.2016; |
3/773 |
от |
24.08.2016; |
3/746 |
от |
15.08.2016; |
3/783 |
от |
25.08.2016; |
3/747 |
от |
16.08.2016; |
3/772 |
от |
24.08.2016; |
3/748 |
от |
16.08.2016; |
3/754 |
от |
19.08.2016; |
3/748 |
от |
16.08.2016; |
3/751 |
от |
17.08.2016; |
3/748 |
от |
16.08.2016; |
3/762 |
от |
22.08.2016; |
3/748 |
от |
16.08.2016; |
3/781 |
от |
25.08.2016; |
3/749 |
от |
17.08.2016; |
3/755 |
от |
19.08.2016; |
3/749 |
от |
17. 08.2016; |
3/771 |
от |
24.08.2016; |
3/749 |
от |
17.08.2016; |
3/782 |
от |
25.08.2016; |
3/752 |
от |
18.08.2016; |
3/753 |
от |
19.08.2016; |
3/752 |
от |
18.08.2016; |
3/756 |
от |
20.08.2016; |
3/752 |
от |
18.08.2016; |
3/757 |
от |
20.08.2016; |
3/758 |
от |
21.08.2016; |
3/763 |
от |
22.08.2016; |
3/758 |
от |
21.08.2016; |
3/784 |
от |
25.08.2016; |
3/759 |
от |
21.08.2016; |
3/785 |
от |
25.08.2016; |
3/760 |
от |
21.08.2016; |
3/764 |
от |
22.08.2016; |
3/761 |
от |
22.08.2016; |
3/765 |
от |
22.08.2016; |
3/766 |
от |
23.08.2016; |
3/777 |
от |
24.08.2016; |
3/766 |
от |
23.08.2016; |
3/786 |
от |
25.08.2016; |
3/767 |
от |
23.08.2016; |
3/776 |
от |
24.08.2016; |
3/767 |
от |
23.08.2016; |
3/787 |
от |
25.08.2016; |
3/774 |
от |
24.08.2016; |
3/775 |
от |
24.08.2016; |
3/774 |
от |
24.08.2016; |
3/788 |
от |
25.08.2016; |
3/847 |
от |
17.09.2016; |
3/848 |
от |
18.09.2016; |
3/859 |
от |
12.10.2016; |
3/860 |
от |
13.10.2016; |
3/859 |
от |
12.10.2016; |
3/861 |
от |
14.10.2016; |
3/862 |
от |
16.10.2016; |
3/864 |
от |
16.10.2016; |
3/862 |
от |
16.10.2016; |
3/867 |
от |
17.10.2016; |
3/863 |
от |
16.10.2016; |
3/865 |
от |
17.10.2016; |
3/863 |
от |
16.10.2016; |
3/866 |
от |
17.10.2016; |
3/913 |
от |
27.11.2016; |
3/916 |
от |
29.11.2016; |
3/912 |
от |
27.11.2016; |
3/915 |
от |
29.11.2016; |
3/910 |
от |
27.11.2016; |
3/911 |
от |
27.11.2016; |
3/910 |
от |
27.11.2016; |
3/914 |
от |
29.11.2016; |
3/907 |
от |
26.11.2016; |
3/909 |
от |
26.11.2016; |
3/906 |
от |
26.11.2016; |
3/908 |
от |
26.11.2016; |
3/906 |
от |
26.11.2016; |
3/917 |
от |
29.11.2016; |
3/903 |
от |
25.11.2016; |
3/905 |
от |
25.11.2016; |
3/903 |
от |
25.11.2016; |
3/918 |
от |
29.11.2016; |
3/897 |
от |
23.11.2016; |
3/902 |
от |
25.11.2016; |
3/897 |
от |
23.11.2016; |
3/919 |
от |
29.11.2016; |
3/895 |
от |
23.11.2016; |
3/901 |
от |
25.11.2016; |
3/895 |
от |
23.11.2016; |
3/904 |
от |
25.11.2016; |
3/890 |
от |
22.11.2016; |
3/898 |
от |
23.11.2016; |
3/889 |
от |
22.11.2016; |
3/899 |
от |
23.11.2016; |
3/889 |
от |
22.11.2016; |
3/896 |
от |
23.11.2016; |
3/889 |
от |
22.11.2016; |
3/891 |
от |
22.11.2016; |
3/888 |
от |
22.11.2016; |
3/900 |
от |
25.11.2016; |
3/886 |
от |
20.11.2016; |
3/894 |
от |
22.11.2016; |
3/885 |
от |
20.11.2016; |
3/893 |
от |
22.11.2016; |
3/881 |
от |
19.11.2016; |
3/892 |
от |
22.11.2016; |
3/880 |
от |
19.11.2016; |
3/887 |
от |
21.11.2016; |
3/880 |
от |
19.11.2016; |
3/884 |
от |
19.11.2016; |
3/879 |
от |
18.11.2016; |
3/883 |
от |
19.11.2016; |
3/878 |
от |
18.11.2016; |
3/882 |
от |
19.11.2016; |
3/875 |
от |
17.11.2016; |
3/877 |
от |
18.11.2016; |
3/874 |
от |
17.11.2016; |
3/876 |
от |
18.11.2016; |
3/871 |
от |
14.11.2016; |
3/873 |
от |
15.11.2016; |
3/870 |
от |
14.11.2016; |
3/872 |
от |
15.11.2016; |
3/923 |
от |
04.12.2016; |
3/925 |
от |
05.12.2016; |
3/923 |
от |
04.12.2016; |
3/928 |
от |
05.12.2016; |
3/923 |
от |
04.12.2016; |
3/929 |
от |
05.12.2016; |
3/924 |
от |
04.12.2016; |
3/926 |
от |
05.12.2016; |
3/924 |
от |
04.12.2016; |
3/927 |
от |
05.12.2016; |
3/924 |
от |
04.12.2016; |
3/930 |
от |
05.12.2016; |
3/924 |
от |
04.12.2016; |
3/931 |
от |
05.12.2016; |
3/932 |
от |
13.12.2016; |
3/933 |
от |
14.12.2016; |
3/934 |
от |
17.12.2016; |
3/936 |
от |
18.12.2016; |
3/935 |
от |
17.12.2016; |
3/940 |
от |
18.12.2016; |
3/935 |
от |
17.12.2016; |
3/949 |
от |
20.12.2016; |
3/935 |
от |
17.12.2016; |
3/952 |
от |
21.12.2016; |
3/937 |
от |
18.12.2016; |
3/941 |
от |
19.12.2016; |
3/937 |
от |
18.12.2016; |
3/946 |
от |
20.12.2016; |
3/938 |
от |
18.12.2016; |
3/942 |
от |
19.12.2016; |
3/938 |
от |
18.12.2016; |
3/948 |
от |
20.12.2016; |
3/939 |
от |
18.12.2016; |
3/943 |
от |
19.12.2016; |
3/944 |
от |
19.12.2016; |
3/947 |
от |
20.12.2016; |
3/944 |
от |
19.12.2016; |
3/951 |
от |
- 20.12.2016; |
3/944 |
от |
19.12.2016; |
3/953 |
от |
21.12.2016; |
3/945 |
от |
19.12.2016; |
3/950 |
от |
20.12.2016; |
3/954 |
от |
22.12.2016; |
3/955 |
от |
23.12.2016; |
3/956 |
от |
29.12.2016; |
3/959 |
от |
29.12.2016; |
3/957 |
от |
29.12.2016; |
3/960 |
от |
29.12.2016; 3/961 от 31.12.2016; 3/9 от 03.01.17; 3/962 от 31.12.16; 3/4 от 02.01.17; 3/962 от 31.12.16; 3/7 от 02.01.17; 3/964 от 31.12.16; 3/5 от 02.01.17г 3/965 от 31.12.2016; 3/3 от 01.01.2017; 3/965 от 31.12.16; 3/6 от 02.01.17; 3/965 от 31.12.16; 3/10 от 04.01.17; 3/963 от 31.12.16; 3/8 от 03.01.17; 3/1 от 02.01.2017; 3/11 от 04.01.2017; 3/1 от 02.01.2017; 3/12 от 04.01.2017; 3/1 от 02.01.2017; 3/16 от 06.01.2017; 3/2 от 01.01.2017; 3/13 от 04.01.2017; 3/14 от 04.01.2017; 3/17 от 06.01.2017; 3/15 от 04.01.2017; 3/18 от 06.01.2017; 3/20 от 12.01.2017; 3/35 от 14.01.2017; 3/21 от 12.01.2017; 3/26 от 12.01.2017; 3/22 от 12.01.2017; 3/28 от 13.01.2017; 3/22 от 12.01.2017; 3/30 от 13.01.2017; 3/22 от 12.01.2017; 3/33 от 14.01.2017; 3/23 от 12.01.2017; 3/25 от 12.01.2017; 3/23 от 12.01.2017; 3/31 от 13.01.2017; 3/23 от 12.01.2017; 3/34 от 14.01.2017; 3/23 от 12.01.2017; 3/41 от 17.01.2017; 3/24 от 12.01.2017; 3/32 от 13.01.2017; 3/24 от 12.01.2017; 3/38 от 16.01.2017; 3/27 от 13.01.2017; 3/42 от 17.01.2017; 3/27 от 13.01.2017 ;3/43 от 18.01.2017; 3/29 от 13.01.2017; 3/36 от 14.01.2017; 3/37 от 15.01.2017; 3/39 от 16.01.2017; 3/40 от 17.01.2017; 3/44 от 18.01.2017 содержат не достоверную информацию о месте нахождения спорных вагонов и времени начала простоя вагонов а также окончания на станционных путях.
Поскольку содержащие в актах общей формы сведения противоречат первичным документам оформленных на станции прибытия, а именно памяткам приемосдатчика, ведомостям подачи уборки вагонов, выпискам из книги уведомлении ГУ-2 о готовности вагонов к погрузке, представленный истцом в материалы дела расчет платы оценен судом первой инстанции критически.
Представленные в материалы дела акты общей формы в период с июля 2016 по январь 2017 года, составленные по факту простоя на станции назначения, не соответствуют требованиям "Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45.
Данные акты не отражают фактические причины нахождения спорных вагонов на путях общего пользования, содержат не достоверную информацию о месте нахождения спорных вагонов и времени начала простоя вагонов на станционных путях.
Таким образом, простой вагонов произошел по причинам, не зависящим от грузополучателя, в связи с чем, вышеуказанные акты общей формы исключены судом первой инстанции из расчета платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования. Факт простоя указанных вагонов подпадает под действие ст. 29 Устава ЖТ РФ, соответственно в порядке п. 18 ст. 39 Устава ЖТ РФ ответчик освобождается от обязанности по внесению платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Нормы действующего законодательства не позволяют возлагать на ответчика обязанность по внесению истцу отыскиваемой платы в тех случаях, когда простой вагонов грузополучателя АО "Транснефть-Сервис" на путях общего пользования был вызван действиями (бездействием) самого ОАО "РЖД".
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее -УЖТ РФ), за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних вагонов либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, независящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за представление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе, ожидания погрузки, подачи, приема вагонов (ч. 11 ст. 39 УЖТ РФ).
Если в указанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Согласно части 13 статьи 39 УЖТ РФ, оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки, подачи, приема вагонов исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном УЖТ РФ и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов (1) и готовности их к подачи (2), если иное время не установлено договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей, грузоотправителей.
В силу статьи 34 УЖТ РФ:
* перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее, чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливается по соглашению сторон (ч. 1 ст. 34 УЖТ РФ);
* перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов к месту их погрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, если иное не предусмотрено соглашением сторон (часть 4 статьи 34 УЖТ РФ).
Согласно пункту 3.5 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утв. Приказом МПС России от 18.06.2013 (далее - Правила N 26), пользователь железнодорожного пути необщего пользования обязан назначить своих представителей, ответственных за прием уведомлений и письменно сообщить перевозчику их фамилии и номера телефонов.
Порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Для записи уведомлений перевозчиком ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку.
Согласно разделу 3.1 "Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р (далее - инструкция), при ведении Книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2:
в графе 5 книги указывается планируемое время подачи вагонов под погрузку;
в графе 6 - время подачи уведомления;
в графе 7 - фамилия и должность работника (грузополучателя), принявшего уведомление;
в графе 8 - номер телефона, по которому передано уведомление.
При невозможности подачи вагонов в указанные в уведомлении сроки по вине владельца путей необщего пользования в графе 9 указывается номер акта общей формы ГУ-23 на задержку вагонов, при повторной передаче уведомления делается запись "Повторно" (пункты 4.6-4.10 Инструкции).
Из представленной истцом выписки из книги уведомлений по форме ГУ-2 за период с июля 2016 по январь 2017 не следует, что перевозчик передал информацию об уведомлении грузополучателя о подаче вагонов в указанный период, что также не подтверждает обстоятельства, изложенные в актах общей формы, об уведомлении ответчика.
Обязанность по указанному уведомлению возложена на перевозчика в соответствии с абзацем 1 статьи 34 УЖТ РФ, пунктом 2 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 29 (ред. от 03.10.2011) "Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте".
Соответствующие уведомления включаются в книгу уведомлений о прибытии грузов.
Вместе с тем, уведомления о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку на пути необщего пользования подаются в соответствии с инструкцией по форме ГУ-2 в рамках обязательств, указанных в пункте 6 договора N 5/56/3 от 01.11.2013 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования.
Необходимость заблаговременного уведомления владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов (не позднее, чем за два часа) до объявленной подачи вагонов направлено на обеспечение готовности к принятию соответствующих вагонов со стороны грузополучателя.
В случае если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии (пункт 2 статьи 34 УЖТ РФ).
Таким образом, для взыскания платы за пользование путями общего пользования истец должен доказать факт своевременного уведомления владельца пути необщего пользования или грузополучателя о готовности вагонов к подаче согласно статье 34 УЖТ РФ, то есть по каждому вагону должно быть уведомление о подаче его на путь необщего пользования.
Таким образом, представленные в материалы дела акты общей формы в период с июля 2016 по январь 2017 года, составленные по факту простоя на станции назначения, не соответствуют требованиям "Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45.
Данные акты не отражают фактические причины нахождения спорных вагонов на путях общего пользования, содержат не достоверную информацию о месте нахождения спорных вагонов и времени начала простоя вагонов на станционных путях.
Определяя достаточность представленных доказательств и соблюдая принцип состязательности сторон, суд первой инстанции неоднократно предлагал истцу со ссылкой на конкретном примере одного из спорных актов общей формы доказать обоснованность начисления платы, однако истец в своих возражениях на доводы ответчика ссылался только на нормы права без документального тому подтверждения. Ответчиком были подготовлены сличительные таблицы, основанные на ведомостях подачи вагонов, ж/д накладных, из содержания которых следует, что часть путей необщего пользования в спорный период была свободна и простаивала ввиду неподачи вагонов железной дорогой, либо нарушение сроков оборота вагонов было вызвано действиями самого истца.
В материалах дела отсутствуют пересекающиеся ведомости подачи вагонов, свидетельствующие о том, что все пути необщего пользования одновременно были заняты, в связи с чем, открытое акционерное общество "РЖД" не могло поставить вагоны с конкретным товаром на конкретный путь необщего пользования. Кроме того, доставка вагонов в адрес ответчика имеет интенсивный характер. В связи с этим, любое нарушение времени доставки вагонов может непосредственно отражается на процесс их своевременной разгрузки (оборота вагонов). Так, если часть вагонов задерживалась в пути следования и в последующем одновременно поступала на станцию назначения с иными вагонами, доставляемыми без нарушения графика, то это могло являться непосредственной причиной скопления вагонов на путях общего пользования, т.к. ответчик мог не успевать проводить разгрузочные работы в отношении всех поступивших вагонов. Однако в этом случае обязанность по оплате простоя вагонов на путях общего пользования могла возлагаться на ответчика только тогда, когда бросание вагонов в пути следования, вызывавшее последующее скопление вагонов на станции назначения, было обусловлено действиями (бездействием) самого ответчика. Такие доказательства, в материалы дела не представлены.
Нормы действующего законодательства не позволяют возлагать на ответчика обязанность по внесению истцу отыскиваемой платы в тех случаях, когда простой вагонов грузополучателя АО "Транснефть - Сервис" на путях общего пользования был вызван действиями (бездействием) самого ОАО "РЖД".
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно посчитал исковые требования подлежащим удовлетворению в сумме 598 412 руб. 22 коп.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2019 по делу N А32-26646/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26646/2017
Истец: АО "РЖД ЛОГИСТИКА", АО "РН-Транс", ОАО "Российские железные дороги ", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала-Юго-Восточной железной дороги
Ответчик: АО "Транснефть Сервис"
Третье лицо: АО "РЖД ЛОГИСТИКА", ЗАО "РН-Транс", ООО Трансойл
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11635/2021
29.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12581/2021
27.05.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26646/17
07.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10882/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10882/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10882/19
23.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13004/19
28.05.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26646/17