город Омск |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А75-1954/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7140/2019) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2019 по делу N А75-1954/2019 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Соровскнефть" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Соровскнефть" - Антипин Евгений Владимирович по доверенности от 18.12.2018 N ДОВ/5/208/18
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Соровскнефть" (далее - заявитель, ООО "Соровскнефть", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24.01.2019 N 16-ГН/З, которым ООО "Соровскнефть" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоаП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2019 по делу N А75-1954/2019 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на нарушение Обществом условий лицензионного соглашения, а именно: пункта 9.5 и раздела 10 Приложения N 1 к лицензии на право пользования недрами N ХМН 14537 HP, выразившееся в непредставлении информационного отчета о проведенных работах на предоставленном участке недр по форме, установленной совместным постановлением Главы Администрации Ханты-Мансийского автономного округа и Комитета по геологии и использованию недр Российской Федерации от 15.07.1994 N142 "Об отчетности по выполнению условий пользования недрами", что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
До начала судебного заседания от Управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции посчитал необходимым удовлетворить.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя административного органа.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
ООО "Соровскнефть" является владельцем лицензии N ХМН 14537 НР, сроком действия до 20.09.2032, на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Восточно-Вуемского участка.
19.09.2016 внесено изменение в бланк лицензии - с целевым назначением и видами работ для геологического изучения, включающая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (т.1, л.д. 125-136).
Согласно пункту 9.5 приложения N 1 к лицензии ХМН 02953 НЭ пользователь недр обязан ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, предоставлять в соответствующий территориальный орган федерального агентства по недропользованию информационный отчет о проведенных работах на предоставленном участке недр, в порядке определенном Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами.
Административный орган в ходе проведенной в отношении Общества проверки пришел к выводу о том, что Обществом допущено нарушение пункта 9.5 приложения N 1 к лицензии ХМН 02953 НЭ, поскольку не представлен информационный отчет о проведенных работах на предоставленном участке недр по установленной форме и в установленный орган. При этом административный орган исходил из того обстоятельства, что сроки и форма предоставления указанного отчета установлены совместным постановлением Главы Администрации Ханты-Мансийского автономного округа и Комитета по геологии и использованию недр Российской Федерации от 20.07.1994 N 171-142, который является действующим нормативным правовым актом.
Управлением в отношении Общества составлен протокол от 19.12.2018 N 698-ГН/3 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ (т.д. 2, л.д. 20-22).
24.01.2019 Управлением вынесено постановление N 16 ГН/3 о назначении Обществу административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 рублей (т.д. 1, л.д. 44-49).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с в арбитражный суд с соответствующим заявлением, ссылаясь на предоставление всех установленных форм отчетности по пользованию недрами Восточно-Вуемского лицензионного участка.
Удовлетворяя требования заявителя суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Управлением наличия в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения является пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту - Закон о недрах).
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), в котором указано, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктами 2 и 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Абзац девятый статьи 27 Закона о недрах предусматривает, что первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр, подлежат представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды. Геологическая информация о недрах в отношении участка недр местного значения, полученная пользователем недр, также подлежит представлению пользователем недр в фонд геологической информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот участок недр местного значения. В случае, если участок недр местного значения расположен на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, геологическая информация о недрах подлежит представлению пользователем недр в фонды геологической информации соответствующих субъектов Российской Федерации.
Оспариваемым постановлением в вину Общества вменяется нарушение условий лицензионного соглашения, а именно: пункта 9.5 и раздела 10 Приложения N 1 к лицензии на право пользования недрами N ХМН 14537 HP, выразившееся в непредставлении информационного отчета о проведенных работах на предоставленном участке недр по форме, установленной совместным постановлением Главы Администрации Ханты-Мансийского автономного округа и Комитета по геологии и использованию недр Российской Федерации от 15.07.1994 N142 "Об отчетности по выполнению условий пользования недрами".
Как следует из пункта 9.5 приложения N 1 к лицензии (т.д. 1, л.д. 134), пользователь недр обязан ежегодно не позднее 15 февраля года предоставлять отчет о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр в порядке, определенном Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами.
Вместе с тем, порядок предоставления отчетности недропользователями на участках недр федерального значения разъяснен письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.12.2018 N 07-11-47/33193, согласно которому, недропользователь обязан предоставлять отчетность по формам федерального статистического наблюдения, утвержденным приказами Росстата от 21.12.2016 N 844 и от 09.04.2013 N 140.
Таким образом, поскольку нормативно-правовое регулирование вопроса предоставления отчетности о проведенных работах на участке недр федерального значения отнесено к компетенции федерального органа власти, а не субъекта Российской Федерации, Постановление Главы Администрации Ханты-Мансийского автономного округа от 15.006.1994 N 142 "Об отчетности по выполнению условий пользования недрами" не подлежит применению.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.12.2018 N 07-11-47/33193 порядок составления и предоставления информационных отчетов о видах и результатах работ, проведенных на лицензионном участке, подлежащих представлению в соответствующие территориальные органы Федерального агентства по недропользованию, будет разработан в 1 квартале 2019 года.
Вместе с этим на момент проведения Управлением проверки, равно как и в настоящее время, форма и порядок предоставления информационного отчета о видах и результатах работ Федеральным агентством по недропользованию не утверждены.
В отсутствие установленной формы предоставления отчетности о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр, Обществом предоставлялись в Ханты-Мансийский филиал ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Уральскому округу" и Роснедра отчеты по установленным формам 1-ЛС и 6-ГР за 2017 год, с пояснительной запиской содержащей информацию о проведенных в отчетном периоде работах на участке недр.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что факт надлежащего исполнения Обществом обязанности по предоставлению данных отчетов и пояснительной записки подтвержден материалами дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
Отклоняя доводы Управления о необходимости предоставления информационного отчета о проведенных работах на предоставленном участке недр по форме, установленной совместным постановлением Главы Администрации Ханты-Мансийского автономного округа и Комитета по геологии и использованию недр Российской Федерации от 15.07.1994 N 142 "Об отчетности по выполнению условий пользования недрами", суд апелляционной инстанции исходит из того, что в разъяснениях, данных в письме от 27.12.2018 N 07-11-47/33193, Федеральное агентство по недропользованию не подтвердило обязанность недропользователя представлять отчет по форме, установленной вышеуказанным совместным постановление, а прямо указало на необходимость использования форм федерального статистического наблюдения 6-ГР и 1-ЛС, утвержденных приказами Росстата от 21.12.2016 N 844 и от 09.04.2013 N 140, и обязательное соблюдение требований к содержанию геологической информации о недрах и форме ее предоставления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.02.2016 N 54.
Таким образом, вопреки утверждению административного органа, представление информационного отчета о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр по форме, утвержденной совместным постановлением Главы Администрации Ханты-Мансийского автономного округа и Комитета по геологии и использованию недр Российской Федерации N 171-142 от 20.07.1994, не является обязательным для недропользователя.
На основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоП РФ отсутствие события правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленное Обществом требование, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2019 по делу N А75-1954/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1954/2019
Истец: ООО "СОРОВСКНЕФТЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ-ЮГРЕ