г. Санкт-Петербург |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А56-6156/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Хамаева А.Р. по доверенности от 25.06.2019
от ответчика (должника): Карлусова А.В. по доверенности от 07.08.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15002/2019) ООО "Городской супермаркет" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2019 по делу N А56-6156/2019 (судья Мильгевская Н.А.), принятое
по заявлению ООО "Городской супермаркет"
к Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городской супермаркет" (115054, г. Москва, ул. Валовая, 8/18, ОГРН: 1027705012312, ИНН: 7705466989; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявление о признании незаконным и отмене постановления Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (190000. г. Санкт-Петербург, пр-кт. Вознесенский, д. 16, ОГРН: 1127847621109, ИНН: 7838482845; далее - Комитет) от 17.01.2019 N 4 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 4/19, которым заявитель привлечен к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 07.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить, удовлетворив заявленные требования. По мнению подателя жалобы, во вмененном административном правонарушении отсутствует вина Общества, поскольку произошел технический сбой кассового программного обеспечения, который привел к тому, что запрет на продажу алкогольной продукции работал некорректно или не работал полностью. Также податель жалобы ссылается на процессуальные нарушения, допущенные административным органом.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии от 11.01.2013 N 78РПА0003565, бланк лицензии серия 78 АА N 0012517, сроком действия с 10.08.2018 до 11.01.2023, выданной на основании распоряжения Комитета от 10.08.2018 N 4553-р о переоформлении лицензии: серия 78 АА N 0010890, регистрационный N 78РПА0003565 от 11.01.2019.
Уполномоченным должностным лицом Комитета при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, проведен анализ информации, содержащейся на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка с целью выявления нарушений особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в день проведения праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса", установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12.10.2005 N 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге".
Выявлен факт осуществления Обществом розничной продажи алкогольной продукции в обособленном подразделении, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Центральный район, Загородный пр., д. 18/2, литера А, помещение 12-Н, в режиме магазина, 23.06.2018 в период с 11 час. 47 мин. по 11 час. 56 мин.
На основании изложенного, административный орган пришел к выводу о нарушении Обществом запрета на розничную продажу алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга, установленного пунктом 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 05.02.2014 N 50-5 "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 50-5).
По факту выявленного правонарушения, уполномоченным должностным лицом Комитета 26.12.2018 составлен протокол об административном правонарушении N 178, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
17.01.2019 должностным лицом Комитета вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 4/19, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого Обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения Общества к административной ответственности, не установил, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона; спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции; алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Закон Санкт-Петербурга от 10.02.2014 N 50-5 "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 50-5) определяет полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливает дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Статьей 5 Закона N 50-5 установлены ограничения розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге.
В соответствии с абзацем 7 пункта 3 статьи 5 Закона N 50-5 запрещается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания: на территории Санкт-Петербурга в день проведения установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 года N 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге" праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса".
Как следует из материалов дела, в нарушение приведенных норм, 23.06.2018 в период с 11 час. 47 мин. по 11 час. 56 мин. Обществом осуществлена розничная продажи алкогольной продукции в обособленном подразделении, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Центральный район, Загородный пр., д. 18/2, литера А, помещение 12-Н.
Обжалуя решения суда от 07.05.2019 Общество ссылается на отсутствие вины во вменяемом ему административном правонарушении, поскольку произошел технический сбой кассового программного обеспечения запрета на продажу 23.06.2018 алкогольной продукции, установленного на кассовом оборудовании, который подтвержден ООО "Кристалл Сервис Интеграция" (специализированной организацией, занимающейся настройкой и обслуживанием кассового программного обеспечения в рамках договора с ООО "Городской супермаркет"), в связи с чем у Общества не было возможности для соблюдения норм КоАП РФ.
Означенный довод рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждены правила и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила функционирования ЕГАИС).
В соответствии с пунктами 7, 16 Правил функционирования ЕГАИС организации представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему, информацию, указанную в подпунктах 1 - 3, 18, 20, 23 - 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил функционирования ЕГАИС
Организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, представляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств информацию, в том числе о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека) (подпункт 23 пункта 6 Правил функционирования ЕГАИС), а также сведения об алкогольной продукции, нанесенные на федеральную специальную марку или акцизную марку, которой маркирована реализованная алкогольная продукция (подпункт 24 пункта 6 Правил функционирования ЕГАИС).
Во исполнение Правил функционирования ЕГАИС Приказом Минфина России от 15.06.2016 N 84н утверждены формы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, представляемой организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки), которая направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию. Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о возврате алкогольной продукции представляется по месту нахождения организации (обособленных подразделений) в срок не более трех рабочих дней с даты фактического возврата продукции
В соответствии с Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19.06.2015 N 164 "О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения" с 01.01.2016 все организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной или спиртосодержащей продукции обязаны по месту осуществления деятельности заполнять журнал учета объема розничной продажи алкогольной или спиртосодержащей продукции.
Журнал заполняется не позднее следующего дня после факта розничной продажи каждой единицы потребительской тары (упаковки) алкогольной и спиртосодержащей продукции одним из следующих способов: на бумажном носителе; в электронном виде с использованием программных средств ЕГАИС.
С учетом изложенного, факт реализации 23.06.2018 Обществом алкогольной продукции установлен на основании распечатки журнала учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 23.06.2018 по 23.06.2018, по указанному времени за каждые сутки с 11:00 по 22:00.
Отсутствие последующего факта отражения в ЕГАИС возврата реализованной алкогольной продукции также свидетельствует о реализации алкогольной продукции и не подтверждает технический сбой системы.
Представитель Общества не пояснил, в чем заключается некорректность работы системы, не представил доказательств корректировки внесенных в ЕГАИС сведений.
Ссылка Общества на технический сбой как на обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии в его действиях вменяемого правонарушения, также подлежит отклонению апелляционной коллегией, поскольку Обществом не представлены надлежащие доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Как правомерно отметил суд первой инстанции в обжалуемом решении, в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск. Следовательно, при вступлении в гражданские правоотношения субъекты должны проявлять разумную осмотрительность.
Общество, самостоятельно на свой риск осуществляя предпринимательскую деятельность и являясь профессиональным участником рынка по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, приняло на себя все риски, связанные с необходимостью соблюдения соответствующих нормативных требований, устанавливающих порядок оборота этой продукции.
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из соответствующего закона, но и обеспечить их неукоснительное выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.
Осуществляя оборот алкогольной продукции, Общество несло ответственность за свои действия по продаже алкоголя 23.06.2018.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Комитетом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконными.
Статьей 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с положениями статьи 25.15 КоАП РФ Общество надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении путем вручения уведомления от 13.12.2018 N 26 представителю Общества по доверенности 27.10.2018 Донверу А.В.
При этом апелляционный суд отмечает, что протокол об административном правонарушении от 26.12.2018 составлен в присутствии законного представителя Общества, которому вручена копия указанного процессуального документа (лист дела 103-105), Хамаевой Альмиры Рафаиловны, действующей на основании специальной доверенности от 14.12.2018 N 119/2018-2, выданной для участия в конкретном деле.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает допущенных Комитетом нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции составляет один год. Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Наказание назначено административным органом в минимальном пределе санкции инкриминируемой статьи.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких основаниях суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2019 по делу N А56-6156/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-6156/2019
Истец: ООО "ГОРОДСКОЙ СУПЕРМАРКЕТ"
Ответчик: Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга