город Омск |
|
20 августа 2019 г. |
Дело N А70-19111/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6727/2019) акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2019 по делу N А70-19111/2018 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным предписания от 17.08.2018 N 58/4675-П/6,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
акционерное общество "РН-Няганьнефтегаз" (далее - заявитель, АО "РН-Няганьнефтегаз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее- заинтересованное лицо, Северо-Уральское управление Ростехнадзора, Управление) о признании недействительным предписания от 17.08.2018 N 58/4675-П/6.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2019 по делу N А70-19111/2018 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО "РН-Няганьнефтегаз" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель с учетом письменных пояснений указал на то, что АО "РН-Няганьнефтегаз" не входит в перечень заявителей по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре объекта "Участок геофизических работ". Согласно пункту 2 административного регламента заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов являются юридические лица, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности и ином основании. При этом Общество не является лицом, эксплуатирующим опасный производственный объект "Участок геологоразведочных (геофизических) работ" при проведении прострелочно-взрывных работ. Объект строительства и (или) эксплуатации скважины в границах опасной зоны для производства прострелочно - взрывных работ передается заказчиком (Обществом) подрядным сервисным организациям, имеющим лицензию на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения. Прострелочно-взрывные работы проводятся на этапе освоения строящихся скважин для перфорации эксплуатационной колонны, являются неотъемлемой частью цикла строительства и проводятся до начала эксплуатации скважин, в связи с чем строящиеся скважины до момента передачи их в эксплуатацию, оформления правоустанавливающих документов и проведения процедуры регистрации не входят в состав опасного производственного объекта "Фонд скважин Ем-Ёговского + Пальяновского лицензионного участка"; участок геологоразведочных (геофизических) работ приобретает признак опасного производственного объекта в момент использования взрывчатых материалов на местах производства взрывных работ, т.е. в тот момент, когда скважина находится в границах опасной зоны - в зоне ответственности подрядной организации, в связи с чем на момент передачи Заказчиком - АО "РН-Няганьнефтегаз" участка геологоразведочных (геофизических) работ для проведения прострелочно-взрывных работ данный участок не обладает признаками ОПО, соответственно, у АО "РН-Няганьнефтегаз" отсутствует возможность произвести идентификацию участка геологофизических работ на предмет выявления признаков опасности объекта, и, соответственно, обязанность по регистрации такого ОПО.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, письменные пояснения к жалобе, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 29.05.2018 N 58/4675 проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО), в ходе которой выявлено, что заявитель не зарегистрировал в государственном реестре ОПО опасный объект "Участок геофизических работ", обладающий признаком опасности "использование взрывчатых материалов на местах производства взрывных работ".
Выявленное является нарушением пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ, Закон о промышленной безопасности ) и пункта 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495.
Результаты проверки оформлены актом от 17.08.2018 N 58/4675-А и Обществу выдано оспариваемое предписание от 17.08.2018 N 58/4675-П/6, в соответствии с которым на заявителя возложена обязанность в срок до 01.07.2019 зарегистрировать в государственном реестре ОПО опасный объект "Участок геофизических работ", обладающий признаком опасности "использование взрывчатых материалов на местах производства взрывных работ".
Полагая, что указанное предписание является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд первой инстанции исходил из наличия у Управления правовых оснований для выдачи Обществу оспариваемого предписания и пришел к выводу о не доказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого предписания, законодательству и нарушении этим предписанием прав и законных интересов Общества.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
В оспариваемом предписании, выданном АО "РН-Няганьнефтегаз", констатировано нарушение заявителем части 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ, пункта 14 Требований регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495.
Согласно предписанию от 17.08.2018 N 58/4675-П/6 в целях устранения нарушения законодательства в области промышленной безопасности на Общество возложена обязанность зарегистрировать в государственном реестре ОПО опасный объект "Участок геофизических работ", обладающий признаком опасности "использование взрывчатых материалов на местах производства взрывных работ".
Согласно части 2 статьи 2 Законом N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.
На основании части 1 статьи 9 Законом N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в том числе обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Таким образом, лицо, эксплуатирующее опасный производственный объект, обязано соблюдать требования Закона о промышленной безопасности о регистрации такого объекта в государственном реестре.
Порядок регистрации опасных производственных объектов урегулирован Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.1 1.2016 N 494 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре ОПО являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию ОПО на праве собственности или ином законном основании.
Приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 N 495 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22.02.2017 N 45760) (далее - Требования N 495), обязательные для выполнения всеми юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).
Для целей регистрации опасных производственных объектов необходимо проведение идентификации объекта, обязанность которой возложена на эксплуатирующую организацию (пункт 6 Требований N 495), в ходе проведения которой необходимо выявить все признаки опасности на объекте и учесть их количественные и качественные характеристики, осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести объект к категории опасных производственных объектов (абзац первый пункта 7 указанных Требований).
Таким образом, идентификацию опасных производственных объектов осуществляет организация, эксплуатирующая эти объекты.
Согласно пункту 6 приложения N 1 к Требованиям N 495 участок геолого - разведочных (геофизических) работ приобретает признаки ОПО при условии наличия одного из следующих обстоятельств: ведение горных работ; использование взрывчатых материалов, и/или применения грузоподъемных механизмов; использование работающего под давлением свыше 0,7 МПа оборудования.
С учетом изложенного лицо, эксплуатирующее опасный производственный объект, обязано соблюдать требования Закона о промышленной безопасности о регистрации такого объекта в государственном реестре.
Как следует из материалов дела, за АО "РН-Няганьнефтегаз" зарегистрирован опасный производственный объект III класса опасности "Фонд скважин Ем-Ёговского+Пальяновского лицензионного участка" под государственным регистрационным номером А58-80030-003 от 29.09.2000.
В целях разработки Ем-Ёговского+Пальяновского лицензионного участка и выполнения прострелочно-взрывных работ в скважинах Общество привлекло подрядную организацию ООО "Геофизсервис", заключив с ней договор от 30.11.2017 N 7411317/1008Д сроком действия по 10.01.2021.
В соответствии с названным договором ООО "Геофизсервис" (исполнитель) обязуется по заданию заказчика (АО "РН-Няганьнефтегаз") оказать услуги по геофизическим исследованиям скважин, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их (пункт 2.1 Договора).
Таким образом, ООО "РН-Юганскнефтегаз" осуществляет эксплуатацию участков геофизических работ в скважинах, выполняя функции технического заказчика на основании договора, заключенного с ООО "Геофизсервис".
Поскольку АО "РН-Няганьнефтегаз" является заказчиком выполнения прострелочно-взрывные работ в эксплуатируемых скважинах, следовательно, АО "РН-Няганьнефтегаз" обязано зарегистрировать в государственном реестре опасный производственный объект "Участок геофизических работ", имеющий признак опасности "использование взрывчатых материалов на местах производства взрывных
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" непосредственно не осуществляет деятельность, в процессе которой вышеуказанные участки приобретают признаки ОПО, данную деятельность осуществляют иные лица на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых для выполнения пострелочно-взрывных работ на лицензионном участке, эксплуатируемом заявителем, поскольку необходимость выполнения пострелочно-взрывных работ в скважинах, эксплуатируемых Обществом, обуславливает обязанность регистрации ОПО в государственном реестре, а привлечение третьих лиц для выполнения работ, в связи с которыми участок геологоразведочных (геофизических) работ приобретает признаки опасного производственного объекта, не снимает с Общества, как эксплуатирующей данный объект, обязанности по регистрации такого объекта в государственном реестре.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "РН-Юганскнефтегаз".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2019 по делу N А70-19111/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.