г. Челябинск |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А07-116/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Ермолаевой Л.П., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.2019 по делу N А07-116/2018 (судья Насыров М.М.).
В судебном заседании приняли участие представители Благотворительного фонда содействия оказанию материальной помощи социально незащищённым лицам имени Венера - Гиндуллин Р.Х. (директор по выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, паспорт), Серебренников В.С. (доверенность от 04.12.2018, паспорт), Исхаков Ф.Х. (доверенность от 04.12.2018, паспорт).
Благотворительный фонд содействия оказанию материальной помощи социально незащищённым лицам имени Венера (далее - истец, фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - управление, ответчик, УЗИО) об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 2 769 кв.м, с кадастровым номером 02:55:050620:258, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Кировкий район, ул. Кооперативная, д. 67, корп. 1, направленный на передачу данного земельного участка в собственность фонда по цене, предусмотренной законодательством, действовавшем в 2011 году, а именно за 1 308 руб. 35 коп., и направлении его в месячный срок истцу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третьи лица).
Решением суда от 23.05.2019 (резолютивная часть объявлена 16.05.2019) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке - в жалобе управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе её податель указывает, что истцом пропущен срок исковой давности и просит применить положения ст. 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Отмечает, что спорный земельный участок аннулирован и восстановлению не подлежит в силу действующего законодательства; предоставление земельного участка приведет к уменьшению площади, что не допускается в соответствии со ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации; испрашиваемый истцом вид разрешенного использования земельного участка не подпадает ни под один из определенных действующим законодательством; экспертом не был дан ответ об идентичности земельных участков.
Отзывы на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не поступили.
Фондом представлены письменные возражения на жалобу, по мотивам которых ее доводы отклонены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" - в судебное заседание апеллянт и третьи лица не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ, с учетом мнения представителей истца, дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика и третьих лиц.
В судебном заседании представители истца поддержали возражения на жалобу, просили отказать в ее удовлетворении.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец является собственником следующих нежилых зданий: гараж - литера А, административно-хозяйственное здание, склад хозяйственного инвентаря - литеры Б, Б1, здание сторожа - литера В, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Кировский район, улица Кооперативная.
Главой администрации принято постановление N 7706 от 30.12.2011 о предоставление истцу земельного участка с кадастровым номером 02:55:050620:118, общей площадью 2 769 кв.м, относящийся к категории земель населенных пунктов, находящихся по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Кировский район, улица Кооперативная, д. 67, корп. 1, для эксплуатации производственной базы, в собственность, за плату.
Пунктом 2 названного постановления Глава возложил обязанность на ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка.
19 марта 2012 года истец обратился в управление с заявлением исх. N 8, в котором просил исполнить п. 2 постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7706 от 30.12.2011 (т. 1, л.д. 23).
В ответ на заявление управление в письме от 02.04.2012 исх. N 7057 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050620:118, расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, ул. Кооперативная, 67, корпус 1, с целевым использованием: для эксплуатации производственной базы, аннулирован и снят с кадастрового учета ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РБ. Для оформления договора передачи земельного участка в собственность (за плату), фонду необходимо обратиться в филиал "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан с просьбой о постановке земельного участка на кадастровый учет (т. 1, л.д. 24).
05 апреля 2012 года фонд вновь обратился в управление с заявлением исх. N 10 (т. 1, л.д. 21), в котором просил разъяснить, по какой причине не исполнен п. 2 постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7706 от 30.12.2011.
Управление в ответ направило письмо от 18.04.2012 исх. N 8505, в котором сообщило, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Для оформления договора передачи земельного участка в собственность (за плату), фонду необходимо обратиться в филиал "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан с просьбой о постановке земельного участка на кадастровый учет (т. 1, л.д. 21, 22).
В связи с тем, что договор передачи земельного участка в собственность (за плату) заключен не был, 09.04.2013 фонд обратился в управление с заявлением в котором просил подготовить договор передачи земельного участка в собственность (т. 1, л.д. 25).
В ответ на заявление, управление направило письмо от 15.04.2013 исх. N 8997, которым сообщило, что на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7706 от 30.12.2011 фонду предоставлен земельный участок с кадастровым N 02:55:050620:118, расположенный по адресу: ул. Кооперативная, 67, корп. 1, Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, общей площадью 2 769 кв.м, для эксплуатации производственной базы, в собственность (за плату). Указанный земельный участок исключен (аннулирован) из государственного кадастра недвижимости. Для оформления договора о предоставлении вновь образованного земельного участка в собственность за плату. Фонду необходимо обратиться с заявлением на имя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о внесении изменений в вышеуказанное постановление в части уточнения кадастрового номера земельного участка.
С 01.01.2012 кадастровая стоимость земель в городском округе город Уфа Республики Башкортостан прошла переоценку (актуализацию), на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан".
Пунктом 2 вышеуказанного постановления Правительства Республики Башкортостан прежние показатели государственной кадастровой оценки земель городских округов город Уфа и город Стерлитамак Республики Башкортостан, утвержденные постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.03.2007 N 58 (ред. от 07.11.2007 г.), признан утратившими силу.
На сегодняшний день управлением обязанность по заключению договора купли-продажи земельного участка с истцом не исполнена.
Ненадлежащее, по мнению истца, исполнение ответчиком возложенной на него обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Поскольку между сторонами в ходе рассмотрения дела возник спор по идентичности земельного участка с кадастровым номером 02:55:050620:118 земельному участку 02:55:050620:258, в том числе по конфигурации, по площади, управлением заявлено ходатайство о проведении экспертизы.
Определением суда от 11.12.2018 (резолютивная часть объявлена 04.12.2018) заявление управления о назначении землеустроительной экспертизы удовлетворено, по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство экспертизы поручено эксперту ООО "Центр независимых экспертиз" Абдрашитовой Г. Х.
На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: является ли земельный участок с кадастровым номером 02:55:050620:118 идентичным земельному участку с кадастровым номером 02:55:050620:258?
По результатам проведения экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение (т. 4, л.д. 70-93). На поставленные вопрос, экспертом дан следующий ответ:
При анализе предоставленных документов: реестровых дел, плана участка и кадастровых выписок на земельные участки, следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050620:118, поставленный на учет в 16.10.2009 и снятый с учета 09.02.2012 в связи с истечением срока временной постановки на учет (в тот период действовал срок равный 2 годам), соответствует местоположению земельного участка с кадастровым номером 02:55:050620:258, поставленный на учет 07.03.2013, с незначительным отличием в прохождении границы участка в северо-восточном углу.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителей заявителя, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Поскольку спорные правоотношения возникли в связи с обращением заявителя о приобретении земельного участка в собственность, они подлежат регулированию нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), с учетом вступивших в силу с 01.03.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно подп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 названного Кодекса, на праве оперативного управления.
На основании п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта соответствующего договора (подп. 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с п. 14 указанной статьи основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Из материалов дела следует, что за истцом зарегистрировано право собственности на объекты (т. 1, л.д. 45-47):
- здание сторожа, назначение: нежилое 2-этажный, общая площадь 16,2 кв.м., инв. N 347175, литера В, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Кооперативная;
- гараж, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 109,3 кв.м, инв. N 347175, литера А, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Кооперативная;
- административно-хозяйственное здание, склад хоз. инвентаря, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 497,7 кв.м, инв. N 347175, литеры Б, Б1, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Кооперативная.
30 декабря 2011 года постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7706, в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, фонду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:050620:118, площадью 2 769 кв.м, относящийся к категории земель населенных пунктов, находящийся по адресу: ул. Кооперативная, 67, корп. 1 в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для эксплуатации производственной базой, в собственность (за плату).
Именно с наличием в собственности указанных объектов фонд связывает наличие у него права на выкуп спорного земельного участка.
Согласно пояснений эксперта, при сопоставлении координат границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:050620:118 с координатами границ участка с кадастровым номером 02:55:050620:258 выявлено 96% совпадение границ и площади земельного участка. Совпадают: площади земельных участков; местоположение; адрес; категория земель и вид разрешенного использования; 96% идентичность описания прохождения границ земельного участка.
Доказательства, опровергающие данные выводы, ответчиком не представлены.
Таким образом, истцом доказана возможность выкупа земельного участка с кадастровым номером 02:55:050620:258.
Изучив представленные документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному и законному выводу о том, что аннулирование земельного участка с кадастровым номером 02:55:050620:118 произошло по независящим от истца обстоятельствам, в период длительного бездействия ответчика, выразившегося отказе, в не оформлении договора передачи земельного участка в собственность (за плату), в связи с чем, выкупная цена спорного земельного участка, отчуждаемого в порядке ст. 36 ЗК РФ, является нормативной и в силу положений ст. 2 Закона N 137-ФЗ подлежит определению на момент подачи фондом заявления о выкупе земельного участка.
В силу изложенного, суд первой инстанции правомерно признал требования фонда обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют доводы отзыва на заявление (т. 5, л.д. 17-20), которые были полно и всесторонне исследованы судом первой инстанции, что нашло свое отражение в решении суда. Фактические обстоятельства дела правильно установлены судом, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что управлением необоснованно отказано фонду в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.2019 по делу N А07-116/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-116/2018
Истец: Благотворительный фонд содействия оказанию материальной помощи социально незащищенным лицам имени Венера
Ответчик: Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.УФА РБ
Третье лицо: Благотворительный фонд содействия оказанию материальной помощи социально незащищенным лицам имени "Венера", Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г.уфа РБ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по РБ, ООО "Рекламное агентство "Солнечный круг"