г. Москва |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А40-9661/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "Главное управление обустройства войск"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2019 по делу N А40-9661/19, принятое судьей Дранко Л.А.
по заявлению АО "Главное управление обустройства войск"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя от ответчика: |
Матюхина Е.С. по дов. от 25.12.2018; Дулунь Е.А. по дов. от 13.03.2019; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Главное управление обустройства войск" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление, регистрирующий орган, ответчик) о признании незаконными решений Управления Росреестра по Москве от 05.12.2018 N N 77/18-110928, 77/18-110929, 77/18-110930, 77/18-110931, от 06.12.2018 NN 77/18-111388, 77/18-111390, 77/18-111393, 77/18-111385, обязании снять с государственного кадастрового учета и осуществить государственную регистрацию прекращения прав собственности АО "59 арсенал" не объекты недвижимого имущества по адресу: Москва, ул.Вешних Вод,вл.8.
Решением суда от 22.03.2019 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что представленный акт обследования, составленный кадастровым инженером, подтверждает прекращение существование объекта недвижимости, и на основании ч.1 ст.23 Федерального закона N 218-ФЗ является достаточным для снятия такого объекта с кадастрового учета и регистрации прекращения права собственности.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель регистрирующего органа поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Договором о присоединении от 05.11.2015 и Передаточным актом от 05.11.2015 в собственность АО "Главное управление обустройства войск" в результате реорганизации в форме присоединения перешли объекты недвижимого имущества, принадлежащие ранее ОАО "59 арсенал", по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл.8 (далее - Объекты):
- здание (сарай) площадью 101 кв. м, кадастровый номер 77:02:0016003:4411;
- здание (хранилище N 14) площадью 318 кв.м, кадастровый номер 77:02:0016003:4336;
- здание (землянка) площадью 16 кв. м, кадастровый номер 77:02:0016003:4377;
здание (склад) площадью 120 кв. м. кадастровый номер 77:02:0016003:4419;
здание (склад) площадью 133 кв. м, кадастровый номер 77:02:0016003:4424;
- здание (гараж) площадью 348 кв. м, кадастровый номер 77:02:0016003:4310;
- здание- (сушилка), площадью 205 кв. м. кадастровый номер 77:02:0016003:4293;
- здание (склад), прощадью18 кв. м, кадастровый номер 77:02:0016003:4416.
Согласно актам обследования от 20.08.2018, составленным по результатам кадастровых работ, проведенных кадастровым инженером Малининой И.С. (реестровый номер в реестре членов СРО КИ СРО "ПрофЦКИ" N 0446), Объекты прекратили свое существование в результате уничтожения).
23.08.2018 года заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями (вх.N N 77-0-1-71/3232/2018-467, 468, 469, 470, 471, 472, 473, 474) о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 (кадастровыми номерами
77:02:0016003:4411, 77:02:0016003:4336, 77:02:0016003:4377, 77:02:0016003:4419, 77:02:0016003:4424, 77:02:0016003:4310, g 77:02:0016003:4293, 77:02:0016003:4416), в связи с прекращением их существования и прекращения права собственности АО "59 арсенал" на объекты N N 77/004/225/2018-4519, 4520, 4521, 4522, 4524, 4525, 4526, 4527.
05.09.2018, 06.09.2018 Управление уведомило Заявителя о приостановлении осуществления государственной регистрации прекращения права и снятия с кадастрового учета в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости). Управление обосновало свои решения тем, что к актам обследования не приложены документы, подтверждающие соблюдение установленного законом порядка сноса Объектов.
Так как в течение срока приостановления причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были, решениями от 05.12.2018, 06.12.2018
в осуществлении заявленной государственной регистрации было отказано на основании
ст. 27 Закона о недвижимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на отсутствие документов, подтверждающих прекращение существования вышеуказанных объектов (отсутствует согласованное с уполномоченными органами решение собственника о сносе или демонтаже спорных объектов недвижимости).
Считая выводы суда первой инстанции неверными, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ, Закон о регистрации недвижимости) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Статьей 23 Закона N 218-ФЗ, и принятым в соответствии с данной статьей Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", установлено, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено.
Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к акту (пункт 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861).
Вышеуказанным Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
При этом, Приказ N 861 допускает составление Акта обследования без приложения каких-либо документов (абз. 2 п. 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861).
АО "ГУОВ" предоставило вместе с заявлением о снятии с кадастрового учета Объектов, Акты обследования, выполненные кадастровым инженером Малининой И.С. (реестровый номер в реестре членов СРО КИ СРО "ПрофЦКИ" N 0446). В актах обследования кадастровый инженер указал, что по результатам визуального осмотра места нахождения объектов недвижимости, а также инструментального определения координат поворотных точек здания по сведениям ЕГРН, здания (сарай, хранилище N 14, землянка, склад, гараж, склад, сушилка, склад) прекратили свое существование в результате уничтожения объектов недвижимости. Документы, подтверждающие прекращение существование объектов недвижимости или являющиеся основанием для сноса при подготовке Актов обследования не использовались по причине их отсутствия.
Учитывая, что акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, допускается Приказом N 861 и не влечет за собой безусловного признания такого акта обследования не соответствующим ему, правовых оснований для отказа заявителю у регистрирующего органа не имелось.
Апелляционный суд также учитывает, что заявитель является правопреемником собственника объектов (акционерного общества "59 арсенал"). Документы о сносе либо о демонтаже отсутствуют, правопредшественником заявителю не передавались. Как пояснил заявитель, объекты разрушились с течением времени и перестали существовать физически. Снос или демонтаж их не осуществлялся.
Кроме того, отказ в снятии несуществующего здания с кадастрового учета приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН.
Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из системного толкования положений законодательства РФ следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
С учетом изложенного, отказ Управления в снятии с кадастрового учета и регистрации прекращения права собственности не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких условиях коллегия считает, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в снятии с кадастрового учета объектов недвижимости и отказе в регистрации прекращения права собственности предшественника заявителя, в связи с чем, на основании части 2 статьи 201 АПК РФ, заявление Общества подлежало удовлетворению.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом восстановления нарушенного права. При этом суд вправе самостоятельно определять такой способ.
С учетом признания незаконным решений Управления Росреестра по Москве, апелляционный суд в целях восстановления нарушенного права заявителя считает возможным обязать Управление Росреестра по Москве снять с государственного кадастрового учета и осуществить государственную регистрацию прекращения прав собственности акционерного общества "59 арсенал" (ОГРН 1097746403523) на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 по заявлению Общества.
Судебные расходы по делу в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2019 по делу N А40-9661/19 отменить. Заявление АО "ГУОВ" удовлетворить.
Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: от 05.12.2018 N 77/18-110928, от 05.12.2018 N 77/18-110929, от 05.12.2018 N 77/18-110930, от 05.12.2018 N77/18-110931, от 06.12.2018 N 77/18-111388, от 06.12.2018 N 77/18-111390, от 06.12.2018 N 77/18-111393, от 06.12.2018 N 77/18-111385.
2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве снять с государственного кадастрового учета и осуществить государственную регистрацию прекращения прав собственности акционерного общества "59 арсенал" (ОГРН 1097746403523) на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8:
- здание (сарай) площадью 101 кв. м, кадастровый номер 77:02:0016003:4411;
- здание (хранилище N 14) площадью 318 кв.м, кадастровый номер 77:02:0016003:4336;
- здание (землянка) площадью 16 кв. м, кадастровый номер 77:02:0016003:4377;
здание (склад) площадью 120 кв. м. кадастровый номер 77:02:0016003:4419;
здание (склад) площадью 133 кв. м, кадастровый номер 77:02:0016003:4424;
- здание (гараж) площадью 348 кв. м, кадастровый номер 77:02:0016003:4310;
- здание- (сушилка), площадью 205 кв. м. кадастровый номер 77:02:0016003:4293;
- здание (склад), прощадью18 кв. м, кадастровый номер 77:02:0016003:4416.
3. Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пользу АО "ГУОВ" государственную пошлину в размере 24 000 (двадцать четыре тысячи рублей) за рассмотрение дала в суде первой инстанции, 1 500 (одну тысячу пятьсот) рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9661/2019
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве