город Москва |
|
23 августа 2019 г. |
дело N А40-17878/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.08.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Группа Бринэкс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2019
по делу N А40-17878/17, принятое судьей Нагорной А.Н.
по исковому заявлению ООО "Группа Бринэкс" (ОГРН 1051614193113)
к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы (ОГРН 1027739830161)
третье лицо: ИФНС России N 17 по г. Москве (ОГРН 1047717037180)
о признании недействительным акта;
при участии:
от заявителя - Бобров И.В. по доверенности от 07.06.2019;
от заинтересованного лица - Вовк А.В. по доверенности от 29.12.2018;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2019 в удовлетворении заявления ООО "Группа Бринэкс" о признании недействительным акта Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 13.10.2018 N 22776 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором и обязать Департамент исключить из списка объектов торгового сбора и обязании исключить сведения по объекту: Москва, улица 2-я Останкинская, дом 1, строение 2 из списка объектов торговли с направлением информации в налоговый орган, отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ИФНС России N 17 по г. Москве, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Представители общества и Департамента в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Департаментом по результатам сбора 17.07.2017 сведений об объектах обложения торговым сбором выявлен объект торговли - помещение в здании по адресу: Москва, улица 2-я Останкинская, дом 1, строение 2, используемое для осуществления торговой деятельности, которое исходя из представленных документов осуществляло ООО "Группа Бринэкс".
По результатам контрольных мероприятий Департаментом составлен акт N 22776 от 03.10.2018 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, в соответствии с которым датой возникновения объекта обложения сбором является 17.07.2018, код вида торговой деятельности - 01 (торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов), код объекта осуществления торговли - 08 (иное), наименование - Kolesa darom.
Акт N 22776 от 03.10.2018 с письмом Департамента от 09.10.2018 N ДПР30-5143/18 направлен в адрес общества (по адресу его регистрации); сведения об объекте включены в список объектов осуществления торговли на сайте Департамента в сети Интернет.
Общество не согласившись с выводами контролирующего органа, указывая на то, что помещение используется им как склад, а торговую деятельность в помещении по адресу: Москва, улица 2-я Останкинская, дом 1, строение 2 осуществляет индивидуальный предприниматель, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав и законных интересов общества.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей общества и Департамента, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 410 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 411 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории г. Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Согласно п. 1 ст. 412 названного Кодекса определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
В соответствии с п. 1 ст. 416 Налогового кодекса Российской Федерации, постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.
В силу п. 1 ст. 418 Кодекса органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и Законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории г. Москвы.
Согласно п. 1 ст. 418 Налогового кодекса Российской Федерации орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 418 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно ст. 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти г. Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, определено, что Департамент экономической политики и развития г. Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы.
Постановлением Правительства г. Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в г. Москве.
Пунктом 1.2. Порядка определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития г. Москвы.
В целях сбора уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли, в том числе, Государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Центр налоговых доходов" осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории г. Москвы, в уполномоченный орган в соответствии с Регламентом (п. 2.1.1. Порядка); получение сведений об объектах осуществления торговли у собственников и иных правообладателей объектов осуществления торговли (в том числе зданий, строений, сооружений и их частей, включая такие объекты, расположенные в жилых домах) (п. 2.1.2. Порядка); получение сведений в результате использования информации, размещенной физическими и юридическими лицами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в средствах массовой информации (п. 2.1.3. Порядка).
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения.
Пунктом 2.1.6. Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что при сборе сведений об объектах обложения сбором может использоваться информация от Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Центр налоговых доходов".
Согласно п. 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент экономической политики и развития г. Москвы составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения.
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном порядке.
Пунктом 3.4 Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее 3-х рабочих дней с момента его утверждения.
Во исполнение названных положений Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, получив от Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Центр налоговых доходов" информационную карту от 17.07.2018 с приложением фотографий объекта, находящемся по адресу: Москва, улица 2-я Останскинская, дом 1, строение 2, в котором ООО "Бринэкс" осуществляет торговую деятельность, данный объект внесен в список объектов.
Указанный список объектов опубликован на официальном сайте Департамента http://depr.mos.ru/.
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, п. 3.4 которого установлено, что список объектов публикуется на официальном департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.
В соответствии с п. 4.1 Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список объектов, опубликованный на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из списка объектов.
В ходе обследования контрольным органом установлено, что обществом не исполнена обязанность по предоставлению в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту стационарной торговой сети, имеющей оборудование для демонстрации товаров, обслуживания покупателей, осуществление денежных расчетов по указанному адресу на момент включения в список объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор.
При таких обстоятельствах, выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, Департаментом правомерно включен объект в список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, используются следующие понятия: объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в п. 2 ст. 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор; торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
При этом согласно п. 1.5.2. Порядка к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, относятся расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
Согласно п. 1 ст. 416 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляется на основании уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган.
В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 416 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в срок не позднее 5 дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с положениями п. 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список объектов, опубликованный на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обратиться в уполномоченный орган с заявлением об исключении такого объекта из списка объектов.
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило заявление в срок, указанный в настоящем пункте, уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Таким образом, признавая, что со стороны Департамента не было незаконных действий по составлению акта, суд апелляционной инстанции исходит из того, что общество не было лишено возможности соблюсти установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Довод общества о том, что деятельность в спорном помещении осуществляется индивидуальным предпринимателем, отклоняется, поскольку на момент проверки заявитель являлся арендатором, что подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2019 по делу N А40-17878/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-17878/2019
Истец: ООО Группа Бринэкс
Ответчик: Департамент экономической политики и развития г. Москвы
Третье лицо: ИФНС России N 26 по г. Москве