г. Саратов |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А06-147/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" августа 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Астафьевой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Астрахани" (414000, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 154, корп. 3, ИНН 3015101984, ОГРН 1143015001030) и общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (414041 г. Астрахань, ул. Августовская, д. 11 "В", ИНН 3019019321, ОГРН 1163443069130)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2019 года по делу N А06-147/2019 (судья Г.А. Плеханова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Астрахани" (414000, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 154, корп. 3, ИНН 3015101984, ОГРН 1143015001030)
к Прокуратуре Ленинского района г. Астрахани (414045, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 35, к. 1)
об отмене представления от 29.11.2018 N 7-25-2018,
заинтересованные лица: Ю.В. Лотникова (г. Астрахань), Е.Н. Калиева (г. Астрахань), Служба по тарифам Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Кирова, д. 19, ИНН 3015068720, ОГРН 1053000020204), Служба жилищного надзора по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Набережная 1 мая, д. 75/48, оф. 801-814, ИНН 3015103653, ОГРН 1143015002778), общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (414041 г. Астрахань, ул. Августовская, д. 11 "В", ИНН 3019019321, ОГРН 1163443069130), товарищество собственников жилья "Современник" (414032, г. Астрахань, ул. Жилая, д. 7, к.1 кв. 28, ИНН 3016059365, ОГРН 1093016000285), товарищество собственников жилья "Медик 96" (414011, г. Астрахань, ул. Украинская, д. 11, кв. 74, ИНН 3016023182, ОГРН 10277339179160), жилищно-строительный кооператив N 10 (414052, г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 2 "Б", кв. 4, ИНН 3016021107, ОГРН 1053000644597), товарищество собственников жилья "Маркина" (414041, г. Астрахань, ул. Маркина, д. 108, кв. 22, ИНН 3016058675, ОГРН 1083016003146), товарищество собственников жилья "Виктория" (414004, г. Астрахань, ул. Рылеева, д. 90, кв. 18, ИНН 3015087867, ОГРН 1093015002618), товарищество собственников жилья "Луч" (414000, г. Астрахань, ул. Ульяновых, д. 3, кв. 38, ИНН 3015070655, ОГРН 1053000069870), товарищество собственников жилья "Чилим" (414041, г. Астрахань, ул. Куликова, д. 13, ИНН 3015047208, ОГРН 1023000864468), товарищество собственников жилья "Феникс" (414004, г. Астрахань, ул. Рылеева, д. 88, кв. 144, ИНН 3015087306, ОГРН 1093015002112),
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Астрахани" - Л.Г. Буркова, по доверенности от 24.07.2019,
- от общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" - Н.С. Зырянова, по доверенности от 01.01.2019,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Астрахани" (далее - ООО "Расчетный центр Астрахани", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением об отмене представления Прокуратуры Ленинского района г. Астрахани (далее - прокуратура) от 29.11.2018 N 7-25-2018.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Расчетный центр Астрахани" и общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (далее - ООО "Астраханские тепловые сети"), не согласившись с вынесенным судебным актом, обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Службой по тарифам Астраханской области, Прокуратурой Ленинского района г. Астрахани в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлены письменные отзывы на апелляционные жалобы.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представители ООО "Расчетный центр Астрахани" и ООО "Астраханские тепловые сети" в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО "Расчетный центр Астрахани" требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой обществу выдано представление от 29.11.2018 N 7-25-2018 об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое получено им 04.12.2018.
Не согласившись с указанным представлением, ООО "Расчетный центр Астрахани" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление прокуратуры соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки прокуратурой установлено, что обществом потребителям многоквартирных домов, расположенных на поднадзорной территории, расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению до 01.07.2018 производился по формуле, предусматривающей применение норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, в то время как данный норматив утвержден министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области только с 01.07.2018. То есть при расчете платы вместо утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, общество самостоятельно определяло количество тепловой энергии, необходимой для подогрева холодной воды.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Отношения в сфере горячего водоснабжения, в частности, осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), а отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В открытой системе горячего водоснабжения осуществляется отбор горячей воды из тепловой сети, в закрытой системе - нагрев воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 19.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении и пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении соответственно).
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 14.12.2016 N 197 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 16.12.2014 N 212" утвержден тариф на горячую воду, предоставляемую ООО "Астраханские тепловые сети" потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения): компонент на теплоноситель с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 29,27 руб./куб.м (без НДС); компонент на тепловую энергию с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 1 467,90 руб./Гкал (без НДС).
Согласно пункту 21 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 (далее - Правила горячего водоснабжения), которые распространяются, в том числе, на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с основами ценообразования.
Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям измерений (приборов учета) за определенный период времени (пункт 22 Правил горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Как предусмотрено пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При этом из пункта 26 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020.
Учитывая, что на территории муниципального образования "Город Астрахань" не утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, прокуратура и суд первой инстанции пришли к выводу, что до момента установления указанного норматива расчет размера платы подлежал исчислению с использованием формулы 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг с применением однокомпонентного тарифа.
К аналогичным выводам пришел Арбитражный суд Астраханской области в решении от 29.05.2018 по делу N А06-378/2018, оставленном без изменения постановлениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 и Арбитражного суда Поволжского округа от 29.11.2018, по рассмотрению заявления ООО "Астраханские тепловые сети" о признании незаконным предписания Службы жилищного надзора Астраханской области от 26.12.2017 N 790.
Так, согласно тексту постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 29.11.2018 по делу N А06-378/2018, до момента установления норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определить размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентных тарифов невозможно, следовательно, расчет размера платы подлежал исчислению с использованием формулы 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг с применением однокомпонентного тарифа.
В силу положения части 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В данном случае оспариваемое представление прокуратуры вынесено в адрес ООО "Расчетный центр Астрахани" после признания судебными инстанциями законным предписания Службы жилищного надзора Астраханской области от 26.12.2017 N 790, вынесенного в отношении ресурсоснабжающей организации - ООО "Астраханские тепловые сети", и содержащего аналогичные выводы по нарушениям, что рассматриваемое в рамках настоящего дела представление.
Ссылка заявителей апелляционных жалобы на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводам заявителя о вынесении представления ненадлежащему лицу, и его неисполнимости, отклоняется в силу следующего.
Из материалов дела следует, что оспариваемое представление от 29.11.2018 N 7-25-2018 выдано ООО "Расчетный центр Астрахани" как лицу, принявшему на себя в соответствии с пунктом 2.2.4 заключенного между ООО "Астраханские тепловые сети" и ООО "Расчетный центр Астрахани" агентского договора от 14.11.2014 N 14/1-86 (в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2014 N 2, соглашения о замене стороны в агентском договоре от 01.07.2016), обязательства по начислению потребителям платы за коммунальные услуги по установленным тарифам, нормативам потребления, показаниям индивидуальных и (или) общедомовых (коллективных) приборов учета, проведению перерасчетов, корректировок платы за коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, оно выдано надлежащему лицу, устранение выявленных нарушений закона путем проведения перерасчетов может быть осуществлено ООО "Расчетный центр Астрахани".
То обстоятельство, что в соответствии с пунктом 2.1.2 данного договора агент принял на себя обязательства от своего имени и за счет принципала (ООО "Астраханские тепловые сети") совершать юридические и иные действия по начислению размера платы за коммунальные услуги, приему платежей от потребителей, не освобождает ООО "Расчетный центр Астрахани" от обязанности соблюдать действующее законодательство при начислении размера платы за коммунальные услуги.
Кроме того, как следует из содержания оспариваемого представления, прокуратурой предписано обществу принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах рассмотрения представления и принятых мер сообщить прокурору.
Довод заявителя о том, что в результате перерасчета платежей общество понесет убытки, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку, в представлении не указано на необходимость принятия конкретных мер, в том числе проведению перерасчета, что свидетельствует о не ограничении данным представлением заявителя в выборе способа его исполнения.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных выше обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое представление соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2019 года по делу N А06-147/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-147/2019
Истец: ООО "Расчетный центр Астрахани"
Ответчик: Прокуратура Ленинского района г.Астрахани
Третье лицо: АО Служба жилищного надзора по, АО Служба по тарифам, ЖСК N10, Калиева Екатерина Николаевна, Лотникова Ю.В., ООО "Астраханские тепловые сети", Служба жилищного надзора по Астраханской области, Служба по тарифам Астраханской области, ТСЖ "Виктория", ТСЖ "Луч", ТСЖ "Маркина", ТСЖ "Медик 96", ТСЖ "Современник", ТСЖ "Феникс", ТСЖ "Чилим", Двенадцатый арбитражный апклляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55472/19
26.08.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7923/19
31.07.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-147/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-147/19