г. Саратов |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А57-2029/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" августа 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Астафьевой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Вольская, д.7, ОГРН 1056405410137, ИНН 6454073184)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2019 года по делу N А57-2029/2019 (судья Т.И. Викленко)
по заявлению акционерного общества "Управление отходами" (117447, г. Москва, ул. Б. Черёмушкинская, д. 13, стр. 4, эт. 2, пом. II, ком. 1,3,4, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
заинтересованные лица: главный государственный санитарный врач по городу Саратову Павлов Н.Н. (410028, г. Саратов, ул. Вольская, д.7), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Вольская, д.7, ОГРН 1056405410137, ИНН 6454073184),
при участии в судебном заседании:
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области - И.В. Петенёва, по доверенности от 25.12.2018,
- от акционерного общества "Управление отходами" - Ю.Ю. Котолухина, по доверенности от 11.04.2019, А.В. Разуваев, по доверенности от 18.01.2019,.
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, административный орган) от 15.01.2019 N 9 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2019 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
АО "Управление отходами" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители АО "Управление отходами" в судебном заседании возражали против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 15.01.2019 N 9 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, установив соблюдение заявителем правил подведомственности, рассмотрел дело по существу, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление административного органа, в связи с отсутствием состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано на необходимость учитывать, что жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Таким образом, арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Однако, при определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения.
Формальное соответствие субъектного состава по делам, рассматриваемым арбитражным судом, не является единственным и достаточным основанием для отнесения дела к подведомственности арбитражного суда.
Согласно подходу, закрепленному в пункте 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
Указанный вывод прямо следует из содержания пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, выразившегося в несвоевременном сборе и транспортировании твердых коммунальных отходов на территории города Саратова.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в посягательстве на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Поскольку нарушение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (статья 8.2 КоАП РФ) по объекту посягательства и охраняемым общественным отношениям относится к административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования (Глава 8 КоАП РФ), спор по характеру правоотношений не имеет экономической основы и в любом случае подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Наличие у заявителя статуса юридического лица само по себе не дает оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.
Следовательно, настоящее дело в силу приведенных норм права не относится к подведомственности арбитражного суда.
Ссылка суда первой инстанции в обжалуемом решении на позицию, изложенную в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2017 N 307-АД17-6188 по делу N А56-5983/2016, неприменима, поскольку в нем рассматривались иные обстоятельства. Так, объективная сторона административного правонарушения, за совершение которого юридическое лицо было привлечено к административной ответственности в качестве субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности, выражалась не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства, то есть указанное административное правонарушение было совершено не в сферах, перечисленных в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Кроме того, при рассмотрении данного спора судами было установлено нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на судебную защиту, поскольку уже имелось определение суда общей юрисдикции о прекращении производства по делу об оспаривании постановления административного органа.
При указанных обстоятельствах, выводы Арбитражного суда Саратовской области о подведомственности настоящего спора арбитражному суду сделаны с нарушением норм процессуального права, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая изложенное, исходя из приведенных критериев отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, производство по заявлению АО "Управление отходами" об оспаривании постановления Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 15.01.2019 N 9 по делу об административном правонарушении прекращению.
Поскольку сведений о том, что общество обращалось с аналогичными требованиями в суд общей юрисдикции и его заявление не принято в связи с неподведомственностью спора такому суду, не представлено, у заявителя имеется возможность реализовать право на судебную защиту путем обращения с соответствующим заявлением об оспаривании постановления административного органа с соблюдением правил подведомственности в суд общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2019 года по делу N А57-2029/2019 отменить.
Производство по заявлению акционерного общества "Управление отходами" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (ОГРН 1056405410137, ИНН 6454073184) от 15 января 2019 года N 9 по делу об административном правонарушении прекратить.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-2029/2019
Истец: АО "Управление отходами"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, Федеральная служба по надзору в сфере Защиты прав потребителей и Благополучия человека
Третье лицо: Главный государственный санитарный врач по городу Саратову