город Ростов-на-Дону |
|
26 августа 2019 г. |
дело N А53-10812/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Остроуховой К.Н. по доверенности от 21.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Пармиджано" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2019 по делу N А53-10812/2019, принятое судьей Колесник И.В., по заявлению Департамента потребительского рынка Ростовской области к обществу с ограниченной ответственностью "Пармиджано" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент потребительского рынка Ростовской области (далее - заявитель, департамент) обратился в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Пармиджано" (далее - заинтересованное лицо, общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2019 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 3 000 000 руб. Суд определил уничтожить алкогольную продукцию согласно протоколу изъятия вещей и документов от 26.03.2019.
Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение изменить в части назначения наказания, применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
Департамент с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва, общество явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, должностными лицами департамента потребительского рынка Ростовской области, в ходе рассмотрения обращений гражданки Опрышко Л.И. вх. N 21-ОГ от 11.03.2019, поступивших из электронной приемной граждан Ростовской области от 07.03.2019 N 21-ОГ/14 и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 07.03.2019 N УЗ-3750/1-10, выявлены факты оборота алкогольной продукции без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в объекте общественного питания ООО "Пармиджано" (далее - кафе), расположенного по адресу: г. Миллерово, Миллеровский район, Ростовская область, ул. Льва Толстого, д. 23/60.
Протоколом осмотра помещения от 26.03.2019 установлено, что по вышеуказанному адресу предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания на основании договора субаренды (дата государственной регистрации 07.07.2016 N 61/61/026-61/026/003/2016-2578/1) осуществляет ООО "Пармиджано".
В протоколе осмотра помещения отражено, что алкогольная продукция в закрытой потребительской таре в ассортименте (водка, коньяк, напиток спиртной, вино, шампанское, напиток винный, ликер) располагалась на стеллаже складского помещения, дверь в которое расположена возле барной стойки зала обслуживания посетителей.
Лицензии на хранение алкогольной продукции у заинтересованного лица также нет.
На основании информации, содержащейся в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящейся в свободном доступе на электронном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по адресу: www.fsrar.ru, у ООО "Пармиджано" отсутствует лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на вышеуказанном объекте.
При проведении осмотра помещения и территории ООО "Пармиджано" присутствовал генеральный директор ООО "Пармиджано" Сиротенко Е.Е., действующая на основании приказа о вступлении в должность генерального директора от 27.04.2016 N 2, который обеспечил беспрепятственный доступ сотрудников департамента потребительского рынка Ростовской области в складское помещение кафе. Генеральным директором ООО "Пармиджано" Сиротенко Е.Е факт хранения алкогольной продукции в помещении кафе при отсутствии лицензии на розничную продажу и на хранение не отрицался.
Таким образом, в результате рассмотрения обращения установлено, что ООО "Пармиджано" нарушены положения пп. 12 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ в части осуществления оборота алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
В ходе мероприятий произведено изъятие алкогольной продукции, а именно: водка "Талка", объемом 0,5 л, кр. 40 % в количестве - 2 шт.; вино ЗГУ полусладкое красное "Sangiovese Rubicone", объемом 0,75 л, кр. 10,5% в количестве - 7 шт.; вино столовое полусладкое красное "Иль Парето" объемом 0,75 л, кр. 11 % в количестве - 3 шт.; вино ЗГУ полусладкое белое "Тгеbbiапо Rubicone" объемом 0,75 л, кр.10% в количестве - 3 шт.; напиток винный газированный "Боска Анниверсари" объемом 0,75 л, кр.7,5% в количестве - 3 шт.; шампанское белое полусладкое "Цимлянское" объемом 0,75 л, кр. 10,5-13% в количестве - 1 шт.; напиток винный полусладкий "Бернардини" объемом 1 л, кр.13% в количестве - 1 шт.; водка "Пять озер" объемом 0,5 л, кр.40% в количестве - 1 шт.; водка "Финляндия" объемом 0,5 л, кр.40% в количестве - 1 шт.; напиток спиртной "Капитан Морган" объемом 0,5 л, кр.35% в количестве - 1 шт.; коньяк "Дербент" объемом 0,5 л, кр.40% в количестве - 1 шт.; ликер эмульсионный "Бейлис" объемом 0,5 л, кр.17% в количестве - 1 шт.
26.03.2019 заведующим центром мониторинга рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции составлен административный протокол N 188 по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в отношении ООО "Пармиджано".
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П и от 30 марта 2016 года N 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установлено, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции; перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
Исходя из буквального толкования указанных норм права, хранение тем или иным юридическим лицом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая произведена иным юридическим лицом, является самостоятельным лицензируемым видом деятельности.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.
Материалами дела, в том числе протоколом осмотра от 25.03.2019 и фотографиями к нему, протоколом изъятия вещей и документов от 25.03.2019. подтверждается, что в нарушение положений части 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", ООО "Пармиджано" осуществляло оборот (хранение) алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно и обоснованно сделан вывод о том, что обществом допущено совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Суд не установил существенных процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении.
Суд при рассмотрении дела о привлечении общества к административной ответственности не усмотрел оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, поскольку в рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный порядок оборота алкогольной продукции и представляет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в названной сфере.
Доводы общества о возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отклоняются ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, условиями применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ являются следующие:
- наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства;
- правонарушение совершено им впервые;
- в результате совершения правонарушения не был причинен вред и не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.
Совершение впервые вменяемого правонарушения, исходя из положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не является безусловным основанием для применения наказания в виде предупреждения, вопрос о снижении санкций связан с оценкой всей совокупности доказательств по делу.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, является формальным, то есть не требующим в качестве обязательного условия привлечения к административной ответственности наступление определенных общественно опасных последствий, причинения вреда или имущественного вреда.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права. Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок оборота алкогольной продукции и представляет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в названной сфере.
С учетом изложенного, совокупность обстоятельств, установленных статьей 3.4 КоАП РФ, отсутствует, в связи с чем суд не усматривает оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Назначение такого наказания позволяет достичь предупредительные цели административного производства и обеспечить соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
Алкогольная продукция, изъятая на основании протокола об изъятии вещей и документов от 26.03.2019, правомерно направлена на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2019 по делу N А53-10812/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10812/2019
Истец: департамент потребительского рынка Ростовской области, ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ОБЩЕСТВА ХАЧАТРЯН А.С., Управление потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области
Ответчик: ООО "ПАРМИДЖАНО", ООО "ПАРМИДЖАНО"