г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А56-43008/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18636/2019) ФГУП "Росморпорт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2019 по делу N А56-43008/2019 (судья Терешенков А. Г.), принятое
по заявлению ФГУП "Росморпорт"
к Кингисеппской таможне
о признании незаконным постановления,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее - ФГУП "Росморпорт", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Кингисеппской таможни (далее - Таможня) от 02.04.2019 N 10218000-90/2019, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по статье 16.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в идее штрафа в размере 10 100 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон.
Решением суда от 06.06.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 06.06.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что надлежащим субъектом правонарушения является собственник теплохода, под управлением которого и находилось судно в момент правонарушения.
От Таможни поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.07.2018 к находящемуся под таможенным контролем судну "Nordorinoco" (флаг - Португалия) осуществлено причаливание теплохода СЛВ "Ильмень" (флаг - Россия) в целях сбора отходов.
Поскольку разрешение на причаливание к судну "Nordorinoco" теплоходу "Ильмень" не выдавалось, 20.02.2019 таможенным органом возбуждено дело об административном правонарушении N 10218000-90/2019.
В ходе административного расследования таможенный орган пришел к выводу о том, что т/х СЛВ "Ильмень" находится в оперативном управлении Предприятия, таможенным органом разрешение ФГУП "Росморпорт" на причаливание т/х "Ильмень" к судну "Nordorinoco" не выдавалось, что свидетельствует о наличии в действиях Предприятия нарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.8 КоАП РФ.
20.03.2019 в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которой установлена статьей 16.8 КоАП РФ.
02.04.2019 постановлением N 10218000-90/2019 Предприятие привлечено к административной ответственности по статье 16.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 100 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Особенности таможенного оформления и таможенного контроля судов регламентируются Положением о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденным приказом ГТК РФ от 12.09.2001 N 892 (далее - Положение N 892).
В соответствии с пунктом 9 Положения N 892 суда и товары, а также транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом.
Пунктом 10 Положения N 892 предусмотрено, что все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.
В соответствии со статьей 16.8 КоАП РФ причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 29.07.2018 теплоходом "Ильмень" осуществлено причаливание к находящемуся под таможенным контролем иностранному судну. При этом в нарушение Положения N 892 разрешение таможенного органа на причаливание теплоходом получено не было. Указанный факт сторонами не оспаривался.
Объективная сторона указанного нарушения таможенных правил выражается в причаливании к находящимся под таможенным контролем водному судну либо другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается.
Объектом данного правонарушения является порядок таможенного контроля в отношении морских (речных) судов и плавучих средств. Обязательным условием привлечения лица к ответственности является нахождение судна или плавучего средства, к которому осуществлено причаливание под таможенным контролем.
Субъектами правонарушения являются лица, которые причаливают к судну или плавучему средству, находящемуся под таможенным контролем.
Таким образом, субъектами правонарушения по статье 16.8 КоАП РФ являются лица, которые причаливают к судну или плавучему средству, находящемуся под таможенным контролем, следовательно, привлечению к административной ответственности по указанной статье подлежит владелец судна, допустившего нарушение правил причаливания.
Пунктом 2 Положения N 892 под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что судно "Ильмень" находится в собственности ООО "Иволга", на момент причаливания теплоход эксплуатировался собственником.
Таким образом, именно ООО "Иволга" является судовладельцем в том понимании, в каком указанным термином оперирует Положение N 892, и именно на него пунктом 10 указанного Положения возложена обязанность по соблюдению правил причаливания к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам.
Наличие между ФГУП "Росморпорт" (Заказчик) и ООО "Иволга" (Исполнитель) (судовладелец СЛВ "Ильмень") договора N 16-915 КОС от 30.12.2016 (далее Договор) об оказании возмездных услуг по сбору и транспортированию к месту утилизации отходов с судов в морском порту Усть-Луга не свидетельствует о том, что судно т/х "Ильмень" находится у Предприятия в оперативном управлении. Более того, наличие такого договора не возлагает на Предприятие обязанности получать у таможенного органа разрешение на причаливание судна, которое должно быть получено непосредственно судовладельцем (капитаном) судна.
Для квалификации нарушение по статье 16.8 КоП РФ также не имеет значение монопольное положение ФГУП "Росморпорт" в акватории морского порта, в том числе взимание Предприятием канального, навигационного, маячного и прочих сборов.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что надлежащим субъектом правонарушения является не ФГУП "Росморпорт", а собственник теплохода, под управлением которого и находилось судно "Ильмень" в момент нарушения правил причаливания к находящемуся под таможенным контролем иностранному судну.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция, исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что Таможней не собраны и не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о совершении Предприятием вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы суда первой инстанции о доказанности Таможней вмененного ФГУП "Росморпорт" правонарушения основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, противоречат представленным в материалы дела доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции от 06.06.2019 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 июня 2019 года по делу N А56-43008/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Кингисеппской таможни от 02.04.2019 N 10218000-90/2019 о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" к административной ответственности по статье 16.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43008/2019
Истец: ФГУП " РОСМОРПОРТ"
Ответчик: КИНГИСЕППСКАЯ ТАМОЖНЯ