26 августа 2019 г. |
А38-1611/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Волгиной О.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР ПРОФИ" (425400, Республика Марий Эл, Советский р-н, пос. Советский, ул. Котовского, д.66, оф.1; ОГРН 1181215001846, ИНН 1218001710)
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.05.2019
по делу N А38-1611/2019,
принятое судьей Фроловой Л.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнер Профи" о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 04.09.2018 N 493,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Партнер Профи" - директора Моторова И.В. на основании выписки из ЕГРЮЛ, Инородцева А.Х. по доверенности от 25.06.2019 сроком действия один год (т.2 л.д.51);
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Партнер Профи" (далее - ООО "Партнер Профи", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Министерство) от 04.09.2018 N 493 "О приостановлении действия приказа Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 13.07.2018 N 392".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.05.2019 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Партнер Профи" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Общество настаивает на том, что суд первой инстанции не принял во внимание его доводы, не исследовал надлежащим образом представленные им доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали н
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Министерство ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 07.09.2018 Общество обратилось в Министерство с заявками о предоставлении права пользования участками недр местного значения "Юшутинский" и "Красноярский" в целях их геологического изучения.
Министерство решениями от 17.09.2018 N 14-09/6003, N 14-09/6004 отказало Обществу в приеме заявок в связи с изданием Министерством приказа от 04.09.2018 N 493 "О приостановлении действия приказа Министерства от 13.07.2018 N 392 "Об утверждении дополнения к Перечню участков недр местного значения по Республике Марий Эл".
ООО "Партнер Профи" обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлениями о признании незаконными решений Министерства от 17.09.2018 N 14-09/6003, N 14-09/6004. Производство по делам N А38-12600/2018, N А38-12601/2018 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Посчитав приказ Министерства от 04.09.2018 N 493 незаконным, нарушающим его права и законные интересы, ООО "Партнер Профи" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием в арбитражный суд.
Одновременно заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции рассмотрел дело по существу, руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого приказа.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В суде первой инстанции заявитель заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, дав оценку данному обстоятельству (вопросу), правомерно признал указанные Обществом причин пропуска срока уважительными, восстановил срок и рассмотрел дело по существу.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1.2 Закона о недрах). Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации (статья 2 Закона о недрах).
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами (статья 1.1 Закона о недрах).
Пунктом 3 Положения о регулировании отношений пользования участками недр местного значения на территории Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 07.06.2012 N 194, пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2018 N 51 "Вопросы Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл" (далее - Положение о Министерстве) установлено, что уполномоченным органом в сфере регулирования отношений недропользования на территории Республики Марий Эл является Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.
К участкам недр местного значения, в том числе, отнесены участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые (статья 2.3 Закона о недрах). Подготовка и утверждение перечней участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр (статья 2.3 Закона о недрах).
Такой порядок утвержден Приказом Роснедр от 15.06.2012 N 687 "Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней" (далее - Порядок N 687).
Согласно статье 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 687 орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует проект перечня участков недр местного значения по форме, приведенной в приложении к настоящему Порядку, и направляет на согласование в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию.
По результатам рассмотрения проекта перечня участков недр местного значения территориальный орган Федерального агентства по недропользованию подготавливает и направляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации письмо о согласовании или об отказе в согласовании перечней участков недр местного значения (пункт 6 Порядка N 687).
Таким образом, законодательством разграничены функции и полномочия органа государственной власти Российской Федерации и органа государственной власти субъекта Российской Федерации в части формирования, согласования и утверждения перечня участков недр местного значения.
В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка формирования перечня участков недр местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование, утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28.11.2012 N 436, подпунктом 13 пункта 15, абзацами вторым и третьим пункта 19 Положения о Министерстве, Министерство осуществляет формирование перечня участков недр местного значения с учетом предложений органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, а также с учетом заявок, поступивших от пользователей недр, и утверждает данный перечень по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Для осуществления данных функций Министерство имеет право издавать нормативные и ненормативные правовые акты, контролировать их выполнение, а также давать разъяснения по вопросам их применения.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства от 13.07.2018 N 392 "Об утверждении дополнения к Перечню участков недр местного значения по Республике Марий Эл" (далее - приказ N 392) в дополнение N 4 к Перечню участков недр местного значения по Республике Марий Эл (далее - Перечень недр) включены, в том числе, участки недр Юшутинский и Красноярский.
Проект названного дополнения к Перечню недр был согласован 06.07.2018 с Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу.
В соответствии с приказом Министерства от 04.09.2018 N 493 (далее -приказ N 493) действие приказа Министерства от 13.07.2018 N 392 приостановлено с 04.09.2018.
Довод Общества о том, что проект приказа N 493 подлежал согласованию с Департаментом, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено согласование территориальным органом управления государственным фондом недр ненормативного акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области недропользования о приостановлении действия приказа об утверждении Перечня участков недр местного значения, что также подтверждено Департаментом в отзыве на заявление.
На основании изложенного, отсутствуют нарушения законодательства в сфере недропользования при издании Министерством оспариваемого приказа.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в соответствии с Положением о Министерстве оно самостоятельно осуществляет свои полномочия по предоставлению права пользования участками недр местного значения, в том числе по определению условий пользования участками недр местного значения.
Решения о предоставлении участков недр в пользование принимаются Министерством с учетом потребностей экономики Республики Марий Эл, рационального, комплексного использования недр, социальных, экономических, экологических интересов населения, возможностей транспортной инфраструктуры, охраны окружающей среды.
Согласно пояснениям Министерства причиной издания приказа N 493 явилась необходимость уточнения полученной от органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления информации об участках недр местного значения при формировании дополнения N 4 к Перечню участков недр местного значения по Республике Марий Эл.
Разделом 1.2.6 Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17.01.2018 N 12, определены следующие основные задачи в сфере обеспечения минерально-сырьевой базы республики на долгосрочную перспективу: воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей экономики республики в минерально-сырьевых ресурсах; охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей отраслей экономики.
Министерство поясняло, что при формировании Перечня участка недр местного значения и решении вопросов о предоставлении участков недр из данного Перечня Министерство руководствуется текущей потребностью Республики Марий Эл в минерально-сырьевой базе и перспективными потребностями, которые могут возникнуть через определенный промежуток времени. При предоставлении в пользование новых участков недр для изучения, разработки и добычи общераспространенных полезных ископаемых необходимо учитывать возможности обеспечения потребности экономики Республики Марий Эл в минерально-сырьевых ресурсах за счет уже распределенного фонда недр, принимая во внимание, что полезные ископаемые иссекаемы.
Потребности промышленного и строительного комплекса Республики Марий Эл в строительном песке в настоящее время (и на протяжении последних 2-3 лет) возможно полностью обеспечить за счет увеличения объема добычи на существующих карьерах, при этом без дополнительных временных затрат. Кроме того, при предоставлении в пользование новых участков недр для разработки и добычи общераспространенных полезных ископаемых необходимо учитывать возможности существующей транспортной инфраструктуры в части перевозки минерального сырья или продуктов его переработки потребителям или к местам отгрузки на экспорт и т.д.
Как следует из пояснений Министерства, на момент издания Приказа N 392 на территории Республики Марий Эл имелся пониженный спрос на строительный песок и иные минерально-сырьевые ресурсы, то есть добыча сырья на тот момент значительно превышала спрос на него.
Данная информация подтверждается аналитическими материалами Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (аналитическая информация находится в свободном доступе на сайте Минприроды Республики Марий Эл по адресу http://mari-el.gov.ru. Информационные и аналитические материалы - Социально-экономическое развитие РМЭ - Состояние и динамика развития республики).
В связи с такими обстоятельствами в соответствии с пунктом 19 Положения о Министерстве оно приняло решение о приостановлении действия Приказа N 392 с целью изучения потребности в текущей разработке и использовании участков недр, включенных в дополнение к Перечню недр местного значения, а также для решения вопроса о перспективном использовании данных участков недр в соответствии с планом социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года.
Министерство указало, что стратегически важные участки недр как "Красноярский" и "Юшутинский" будут востребованы при производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог на территории Республики Марий Эл. Так, Министерством планируется заключение государственных контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что издание Министерством оспариваемого приказа является экономически целесообразным и необходимым для дальнейшего перспективного использования участков недр, включенных в дополнение к Перечню участков недр местного значения, при реализации на территории Республики Марий Эл государственной программы "Развитие транспортной системы и повышение безопасности дорожного движения на 2013 - 2025 годы".
Таким образом, учитывая, что законодательство в области недропользования не содержит запрета на дополнительное выяснение объективных обстоятельств относительно включенных в Перечень участков недр местного значения по Республике Марий Эл объектов недропользования для целей их использования, а также дополнительный сбор информации об участках недр, при издании Министерством оспариваемого приказа не усматривается несоответствие закону или иному нормативному правовому акту.
Кроме того, в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предметом защиты в суде являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы обратившегося заинтересованного лица. Право на иск по смыслу названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту определяется именно данными обстоятельствами - действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.
ООО "Партнер Профи" не обладает правом пользования (либо иным правом) участками недр "Юшутинский" и "Красноярский", поэтому оспариваемый приказ не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право Общества на обращение с заявлением о предоставлении любого иного участка недр, включенного в действующий Перечень участков недр местного значения по Республике Марий Эл, Министерством не ограничено. Временное приостановление действия приказа N 392 является правом государственного органа и не нарушает права и законные интересы Общества.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемый приказ издан уполномоченным органом, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.05.2019 по делу N А38-1611/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.05.2019 по делу N А38-1611/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР ПРОФИ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
О.А. Волгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1611/2019
Истец: ООО ПАРТНЕР ПРОФИ
Ответчик: Министертво природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ
Третье лицо: Департамент по недропользованию По Приволжскому федеральному округу