г. Москва |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А40-315317/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Елоева А.М.,
Судей: Н.В. Юрковой., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Апостоловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Минобороны России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2019 по делу
N А40-315317/18 по иску АО "Главное управление жилищнокоммунального хозяйства"
(ОГРН 1095110000325) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН
1037700255284) о взыскании 10 342 111,39 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Симаков А.П. по доверенности от 24.12.2018,
от ответчика: Шетова Л.А. по доверенности от 12.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
АО "Главное управление жилищнокоммунального хозяйства" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по государственному контракту N 5-ВКХ от 28.10.2016 в размере 10 342 111 руб. 39 коп.
Решением от 19.04.2019 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов жалобы заявителем указывается на обоснованность отказа Министерства обороны Российской Федерации от подписания актов оказания услуг по мотиву отсутствия регистрации тарифов.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р между истцом (исполнитель) и ответчиком (государственный заказчик) заключен государственный контракт N 5-ВКХ от 28.10.2016 на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2016 году, по условиям которого исполнитель обязуется в установленный контрактом срок, оказать услуги в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом, а государственный заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги, соответствующие требованиям, установленный контрактом.
Согласно п. 11.1 контракта, договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.03.2017.
По условиям п. 6.2 контракта, определение объемов услуг водоснабжения и водоотведения в расчетном периоде производится по показаниям приборов учета объектов потребления (при их наличии) или расчетным способом (при их отсутствии).
Согласно п. 4.1 контракта, цена контракта составляет 456 317 870 руб. 37 коп.
При этом все финансовые средства в пределах цены контракта предназначены для выплаты государственным заказчиком исполнителю в 2017 году.
Оплата за фактически оказанные услуги осуществляется государственным заказчиком в течение 30 банковских дней, в пределах средств, установленных в п. 4.1 контракта, после предоставления исполнителем заказчику: сводного акта, счета-фактуры, сводного счета на сумму, указанную в реестре счетов-фактуры (п. 7.3 контракта).
В обоснование предъявленных требований истцом указано, что на территории Московской области оказание услуг для нужд государственного заказчика от имени исполнителя осуществляло обособленное подразделение "Ногинское".
Стоимость оказанных Услуг за период с 01.11.2016 по 31.12.2016 в отношении объекта - в/г N 1, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Карбышева, д. 8, ФГКВОУ ВПО "Военная академия РВСН им. Петра Великого" Минобороны России, составила 514 947,52 руб., из них за ноябрь 2016 года - 271 010,26 руб., за декабрь 2016 года - 243 937,26 руб.
На территории Камчатского края оказание услуг для нужд государственного заказчика от имени Исполнителя осуществляло обособленное подразделение "Камчатское".
Стоимость оказанных услуг за период с 01.11.2016 по 31.12.2016 в отношении объекта - военный городок N 12, расположенного по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, составила 9 827 163,87 руб., из них за ноябрь 2016 года - 4 629 140,91 руб., декабрь 2016 года - 5 198 022,96 руб.
Расчёт стоимости оказанных услуг (холодное водоснабжение и водоотведение) произведен на основании тарифов, установленных для истца распоряжением по ценам и тарифам Московской области N 35-р от 31.03.2016 и постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края N 329 от 30.11.2015.
В период оказания услуг государственный заказчик претензий к качеству оказания услуг не заявлял.
Указав, что ответчик в нарушение согласованных сторонами условий договора, оплату оказанных услуг не произвел, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 10 342 111 руб. 39 коп., при этом претензия, направленная в адрес ответчика 04.12.2017 о необходимости оплаты задолженности, оставлена последним без удовлетворения, обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст. ст. 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
В силу положений ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 720, ст. 783 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику
Как установлено судом, из представленных справок о фактически оказанных услугах на территории Московской области следует, что все они приняты районным представителем государственного заказчика без каких-либо замечаний, о чем свидетельствует подпись и печать, а, следовательно, все они соответствуют первичным справкам о фактически оказанных услугах, предоставленных в адрес исполнителя потребителем в период действия госконтракта.
Письмами от 16.03.2017 N 13-2-700, от 25.04.2017 N 13-2-1063 исполнителем в адрес госзаказчика направлены сводные акты оказанных услуг, от подписания которых районный представитель государственного заказчика отказался.
Как пояснил истец, отказ районного представителя Государственного Заказчика в подписании актов сдачи-приемки оказанных услуг водоснабжения и водоотведения в установленных объемах обусловлен тем, что при определении фактического объема потребленных ресурсов за период ноябрь 2016 - декабрь 2016 года возникли существенные разногласия в части доли потребления, приходящейся на технические сооружения бухты Крашенинникова (Пирсовая зона) военного а N 12 г. Вилючинск Камчатского края.
При этом в интересах Минобороны России в части поставки услуг ВКХ для указанного военного городка N 12 между АО "ГУ ЖКХ" и сторонней ресурсоснабжающей организацией - АО "Камчатэнергосервис" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 15.03.2016 N 468-15/ХВ, согласно которому расчет между АО "Камчатэнергосервис" и "ГУ ЖКХ" осуществляется по показаниям приборов учета холодного снабжения, установленным на границе раздела, в точке присоединения к водопроводным сетям Поставщика (далее - РСО) (в рассматриваемом случае - на верхней зоне АХТ и средней зоне АХТ военного городка N 12), что предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод (утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776).
Обособленным подразделением "Камчатское" АО "ГУ ЖКХ" в соответствии 6.9 Государственного контракта N 5-ВКХ, распределение приобретенного ресурса осуществляется следующим образом: из показаний ресурсных приборов учета исключаются объемы объектов, потребление которых определено индивидуальными приборами, установленными непосредственно на самих объектах; исключается объем потребления Котельной АО "ГУ ЖКХ" (так же определенный по показанию прибора учета, установленного на самой котельной); прочих потребителей, а также утечек. Оставшаяся часть приходится на гидротехнические сооружения бухты Крашенинникова (Пирсовая зона) военного городка N 12 г. Вилючинск Камчатского края, которая и составляет основное потребление от общего объема.
До расчетного периода - ноябрь 2016 года справки о фактически оказанных услугах подписывались командиром в/ч 25030-4, являющегося на тот момент представителем Потребителя в рамках заключённого Государственного контракта, отказов и разногласий по объемам потребления воды и услуг водоотведения Пирсовой зоной не возникало.
При этом судом первой инстанции был рассмотрен и правомерно отклонен довод ответчика об отсутствии оснований для взыскания спорных денежных средств, поскольку отсутствие надлежаще установленных тарифов соответствующим органом регулирования и не подписание актов об оказании услуг не освобождает потребителей от обязанности оплатить фактически потребленные услуги.
Следует отметить, что обязанность оплатить фактически оказанные услуги возникает у заказчика не в связи с подписанием акта сдачи-приемки, а в связи с фактом их оказания.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, указав, что ответчиком не представлено доказательств внесения предусмотренных контрактом платежей за указанный истцом период, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых и документальных оснований для удовлетворения исковых требования.
Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Оценивая доводы жалобы, апелляционный суд отмечает, что расчет стоимости оказанных Услуг (холодное водоснабжение и водоотведение) осуществлялся на основании тарифов, установленных для истца распоряжением по ценам и тарифам Московской области N 35-р от 31.03.2016 и постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края N 329 от 30.11.2015.
Однако в нарушение п. 2.2., 3.4.2., 6.14. и 6.15. Контракта, ответчик прием оказанных услуг не организовал и оплату их фактического объема не произвел, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 10 342 111 руб. 39 коп.
Доказательств того, что ответчик не мог исполнить обязательство вследствие наличия каких-либо обстоятельств, препятствующих совершению оплаты, из материалов дела не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2019 по делу N А40-315317/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-315317/2018
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ