г. Саратов |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А12-11601/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Веряскиной С.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжский Мясокомбинат" (404121, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, д. 45 "Т", ИНН 3435307723, ОГРН 1133435005659)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июня 2019 года по делу N А12-11601/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Л.В. Кострова),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжский Мясокомбинат" (404121, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, д. 45 "Т", ИНН 3435307723, ОГРН 1133435005659) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волжский Мясокомбинат" (далее - ООО "Волжский Мясокомбинат", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, административный орган) от 26.03.2019 N 02/2-10-149/2019/05/03/42/100000 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Волжский Мясокомбинат", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Административным органом в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Предметом заявленных требований является постановление Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 26.03.2019 N 02/2-10-149/2019/05/03/42/100000 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Как следует из материалов дела, 18.01.2019 в 16 час. 00 мин. по адресу: 400075, Астраханская обл., Володарский р-н., п. Володарский, ул. Суворова, д. 24, стр. В, в рамках государственного задания N 081-00030-19-00 от 29.12.2018, поручения Правительства РФ N АГ-П11-8987 от 17.12.2018, старшим государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Ишмухамбетовым Х.В. в присутствии ИП Бисеналиева С.А., согласно ГОСТ 9792-73 проведен отбор проб: 2.76 кг - колбаса вареная "Нежная" охлажденная. Колбасное изделие из мяса птицы, произведено 15.01.2019, срок годности 14.02.2019. Состав: мясо куриное, соевый белок, крахмал, посолочная смесь, комплексная пищевая добавка (стабилизатор: пирофасфат натрия, специи и экстракты специй, усилитель вкуса: глутамат натрия, антиокислитель: изоаскорбат натрия). Производитель: ООО "Волжский мясокомбинат" (адрес: 404121, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Пушкина, стр. 45Т). Ветеринарное свидетельство N 1334258058 от 15.01.2019. Расходная накладная N 519672 от 15.01.2019. Проба помещена в сейфпакет N АА003348, о чем свидетельствует акт отбора проб N 1108860 от 18.01.2019.
Проба колбасы вареная "Нежная" охлажденная 2,76 кг, отобранная у ИП Бисеналиева С.А., была направлена в ИЦ ФГБУ "Ростовский референтный центр "Россельхознадзора" для исследований: КМАФАнМ, БГКП (колиформы), патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы, listeria monocytogenes. S.aureus, сульфатредуцирующие клостридии, тетрацикли новая группа, сульфаниламиды, нитрофураны и их метаболиты (ДОЗ, АМОЗ, СЕМ, АГД), хинолоны, макролиды, пенициллиновая группа, кокцидиостатики. ДНК (идентификация сырьевого состава), массовая доля белка, массовая доля жира.
По результатам исследований, проведенных в ИЦ ФГБУ "Ростовский референтный центр "Россельхознадзора", был сформирован протокол испытаний N 00244 от 07.02.2019 (событие N 01062-2019 от 25.01.2019, номер экспертизы 00244), в котором указано, что в отобранном образце пробы колбасы вареная "Нежная" охлажденная 2,76 кг, отобранной у ИП Бисеналиева С.А., обнаружена ДНК свиньи (Sus scrofa), свинина не заявлена в маркировке, что свидетельствует о нарушении требования Технических регламентов Таможенного союза.
По факту выявленных нарушений 11.03.2019 в отношении общества составлен протокол N 02/2-10-149/2019 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 26.03.2019 N 02/2-10-149/2019/05/03/42/100000 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с примечанием к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье, статьях 14.46.2 и 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 5 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011) пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011).
Согласно статье 39 ТР ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного Союза на отдельные виды пищевой продукции.
Статьей 1 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011), установлено, что настоящий технический регламент Таможенного Союза распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки.
Настоящий технический регламент Таможенного Союза устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.
В соответствии с положениями статьи 3 ТР ТС 022/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного Союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно пункту 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции: срок годности пищевой продукции: условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Исходя из положений части 2 статьи 3, части 1 статьи 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые в том числе не соответствуют требованиям нормативных документов, представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий (часть 1 статьи 22 указанного Федерального закона).
Таким образом, производитель продукции, хранитель, перевозчик и продавец имеют право выпускать в обращение, т.е. предлагать к купле-продаже и иным способам передавать только такую пищевую продукцию, которая соответствует, в том числе, требованиям технических регламентов к данной продукции.
По результатам исследований, проведенных в ИЦ ФГБУ "Ростовский референтный центр "Россельхознадзора", установлено, что в образце пробы колбасы вареная "Нежная" охлажденная 2,76 кг, произведенной ООО "Волжский Мясокомбинат" и отобранной у ИП Бисеналиева С.А., обнаружена ДНК свиньи (Sus scrofa), при этом свинина не заявлена в маркировке.
В апелляционной жалобе ООО "Волжский Мясокомбинат" ссылается на нарушение правил и порядка отбора проб и проведения исследований.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод несостоятельным в силу следующего.
Отбор проб производился согласно ГОСТ 9792-73 "Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц. Правила приемки и методы отбора проб", который распространяется на фаршированные, варено-копченые, полукопченые, вареные, сырокопченые, сырые, ливерные и кровяные колбасы, мясные хлеба, сосиски, сардельки, продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц (вареные, варено-копченые, копчено-запеченные, запеченные, жареные и сырокопченые), бекон соленый в полутушах, а также зельцы, студни, холодец и паштеты и устанавливает правила приемки и методы отбора проб для определения основных показателей.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), а также Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, где непосредственно в пункте 77 и пункте 426 вышеуказанных Перечней включен ГОСТ 9792-73, в соответствии с которым и был выполнен отбор пробы колбасы "Нежная".
Кроме того, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 81 утвержден Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, где в пункте 114 обозначен ГОСТ 9792-73.
Проба направлена в Испытательный центр ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора", который аккредитован в национальном органе аккредитации Росаккредитация - аттестат аккредитации N RA.RU.211ПЛ76 от 20.05.2016.
Отбор проб произведен в полном соответствии с ГОСТ 9792-73, где в качестве пробы отобрана вся имеющиеся у собственника продукция колбаса вареная "Нежная", поступившая 17.01.2019 от ООО "Волжский мясокомбинат" партией весом 2,76 кг.
Доводы общества о нарушении сроков исследований образцов, которые якобы осуществлены лабораторией только 07.02.2019, суд первой инстанции правомерно признал ошибочными.
Согласно акту отбора проб (образцов) N 1108860 от 18.01.2019 пробы были отобраны 18.01.2019 в 16 час. 00 мин.
Управление пояснило, что анализ пробы проведен сразу после ее доставки не позднее, чем через 24 часа после отбора, что подтверждается протоколом испытаний N 00244 от 07.02.2019. Пробы поступили в лабораторию 19.01.2019 в 10 час. 30 мин., при этом испытания проводились в период с 19.01.2019 по 07.02.2019.
Поскольку дата "проведения испытаний" и "дата протокола испытаний" с указанием периода формируется информационной системой "Веста", то крайнюю дату, указанную в позиции "дата проведения испытаний", нельзя считать датой окончания проведения конкретного исследования, в рассматриваемом случае - "Идентификация видоспецифичной ДНК свиньи (Sus scrofa)", потому как ИС "Веста" фиксирует дату любого последнего изменения в системе или внесения дополнительной информации.
Доводы общества о неправомерном не проведении повторной экспертизы продукции (колбаса вареная "Нежная" охлажденная) также являются несостоятельными.
Управление поясняло, что выполнить повторную экспертизу не представлялось возможным, так как срок годности продукции контрольной пробы, находящейся сейф-пакет N АА003349, истек 14.02.2019.
Исследования проводились по ГОСТ 31719-2012 "Продукты пищевые и корма. Экспресс-метод определения сырьевого состава (молекулярный)". Данный стандарт допускается к применению при контроле кормов, сырья и продуктов питания для выявления фальсификаций сырья, пищевой продукции и детекции несанкционированных примесей в кормах.
Стандарт распространяется на пищевые продукты, продовольственное сырье растительного, животного происхождения, корма и устанавливает экспресс-метод качественного определения видовой принадлежности содержащихся в них мясных и растительных ингредиентов.
Метод оптимален для определения видовой принадлежности растительных и животных компонентов в составе кормов, сырья, пищевых продуктов, в том числе подвергавшихся термической обработке.
Результаты испытаний, проведенных в ИЦ ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора", заявителем апелляционной жалобы не опровергнуты, являются достоверными и устанавливают наличие в мясной продукции общества в отобранном образце пробы колбасы вареная "Нежная" охлажденная 2,76 кг ДНК свиньи (Sus scrofa).
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований ООО "Волжский Мясокомбинат" выпустило в обращение продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов.
ООО "Волжский Мясокомбинат" как лицо, осуществляющее производство пищевой продукции, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы данная продукция соответствовала техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней.
В данном случае доказательств принятия ООО "Волжский Мясокомбинат" всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований технических регламентов установлены судом апелляционной инстанции и подтверждаются материалами дела.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого обществу правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, изготовление продукции (колбаса вареная "Нежная" охлажденная), содержащей ДНК свиньи (Sus scrofa), не заявленной в маркировке, свидетельствует о нарушении ООО "Волжский Мясокомбинат" требований технических регламентов.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Волжский Мясокомбинат" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Наличие у Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия полномочий для осуществления контроля качества готовой продукции подтверждается следующим.
Пунктом "б" Постановления Правительства РФ от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" установлено, что нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора: продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках; деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта.
Из материалов дела следует, что ООО "Волжский мясокомбинат" осуществляет деятельность по переработке продукции животного происхождения, которая, соответственно, подлежит контролю со стороны управления.
Пунктом 1 Приказа Минсельхоза России от 17.10.2016 N 744 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору) и порядка его ведения" утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении ветеринарного надзора, (Приложение N 1), в котором включены Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 в части статьей 5, 6 главы I, главы 3, 4, 6; а также Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" ТР ТС 034/2013 в части главы I, II, IV - XI, XIV.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, предусмотрено, что Федеральный государственный надзор осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы: в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, предметом которой являются предназначенные для вывоза, ввезенные и перемещаемые транзитом через таможенную территорию Таможенного союза товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" (далее - Решение Таможенного союза, подконтрольные товары); в отношении подконтрольных товаров при осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления; в отношении подконтрольных товаров при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно Единому перечню товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" под кодом 1601 00 включены "Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе".
Таким образом, федеральный государственный надзор осуществляет федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и территориальные органы в отношении подконтрольных товаров (товаров под кодом "1601 00") при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Согласно пункту 8.1.3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527, Управление на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, осуществляет государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" установлено, что федеральный государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется органами Россельхознадзора в отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства).
Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определено, что пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу.
Пунктами 3, 4, 6 Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" определено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" в соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определено, что Министерству сельского хозяйства Российской Федерации необходимо обеспечить организацию и ведение мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов.
При этом под мониторингом понимается система наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов (пункт 2 Положения о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883).
Таким образом, системный анализ приведенных выше норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что к полномочиям Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (как территориального подразделения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору) относится, в том числе, осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Кроме того, пункт 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" устанавливает общие принципы обеспечения безопасности животных и продукции животного происхождения, которые включены в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317, ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза с территорий третьих стран, перемещаются с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства-члена, при их изготовлении (производстве), переработке, транспортировке и (или) хранении, а также организации аудита официальных систем надзора третьих стран и совместных проверок (инспекций) организаций и лиц, участвующих в Изготовлении (производстве), переработке, транспортировке и (или) хранении Подконтрольных товаров (продукции), и принятия гарантий.
В единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317, включены колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе.
Таким образом, довод общества об отсутствии у административного органа полномочий на проведение отбора проб подлежит отклонению, поскольку проверенная продукция входит в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2017 N 308-АД17-4613 по делу N А53-16306/2016.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июня 2019 года по делу N А12-11601/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-11601/2019
Истец: ООО "ВОЛЖСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ", представитель по доверенности Юдочкин В.М.
Ответчик: Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия
Третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия