город Ростов-на-Дону |
|
28 августа 2019 г. |
дело N А32-1329/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Р.Р. Илюшина,Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2019 по делу N А32-1329/2019 (судья Боровик А.М.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Экоэнерго"
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея при участии третьего лицаФедеральное агентство по управлению государственным имуществом в России Федерального агентства по управлению государственным имуществом в России
о признании незаконным бездействия, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду,
при участии представителей: от истца: Зеленко Ю.В. (доверенность от 07.03.2018), Митрофанов В.И. (доверенность от 22.07.2019),
от остальных лиц: представителя не направили, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лукойл - Экоэнерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, МТУ Росимущество) о признании незаконным бездействий в виде непринятия решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000278, обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000278 и направить в адрес ООО "Лукойл - Экоэнерго" проект долгосрочного договора аренды данного земельного участка в трех экземплярах. Требования мотивированы наличием преимущественного права на приобретение спорного земельного участка в аренду без проведения публичных процедур.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в России.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2019 по делу N А32-1329/2019 признано незаконным бездействие межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выразившееся в нерассмотрении обращения общества с ограниченной ответственностью "Лукойл - Экоэнерго" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000278 в аренду.
Суд обязал межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея рассмотреть в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу обращение общества с ограниченной ответственностью "Лукойл - Экоэнерго" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000278 в аренду и принять по нему решение в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части требований общества с ограниченной ответственностью "Лукойл - Экоэнерго" отказано, распределены судебные расходы.
Решение мотивировано тем, что несмотря на неоднократные обращения общества доказательств принятия территориальным управлением решений о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренды или об отказе в его предоставлении и направления решения заявителю в установленные сроки суду не представлены, а направленные в адрес общества письма не отвечают критериям приведенных решений, поскольку не содержат решения об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в аренду. Суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждено допущение территориальным управлением незаконного бездействия по нерассмотрению в установленном порядке обращений общества о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000278.
В качестве меры восстанавливающей нарушенные права заявителя суд определил обязать территориальное управление в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения рассмотреть соответствующее обращение ООО "Лукойл - Экоэнерго". В удовлетворении требования об обязании направить проект договора аренды земельного участка суд отказал, поскольку органом (территориальным управлением) не высказана позиция по существу обращения общества, законность такой позиции в виде принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду либо отказе в таком предоставлении судом не проверялась.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить в части удовлетворения требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Управление не допустило бездействие, а действовало в соответствии с положениями статьями 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации), пунктами 1, 4 Положения N 432, поскольку Решение о предоставлении земельных участков площадью больше чем 10 га Межрегиональное территориальное управление принимает по поручению Росимущества, о чем заявитель был уведомлен письмом.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представители истца возражали по доводам апелляционной жалобы. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ, в отсутствие иных участников процесса.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Лукойл - Экоэнерго" является собственником объектов недвижимости Белореченской ГЭС, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:39:0000000278, по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, с/п Бжедуховское, общей площадью 5 630 352 кв. м, категория земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания. телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешенный вид использования "для эксплуатации ГЭС".
Ранее между обществом и Администрацией муниципального образования Белореченский район был заключен долгосрочный договор аренды спорного земельного участка от 28.11.2013 N 3900005329.
Администрация Белореченского района осуществляла полномочия по распоряжению указанным участком, полагая, что он отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку право публичной собственности на него в установленном законом порядке зарегистрировано не было.
МТУ Росимущества считая, что право собственности у Российской Федерации на данный земельный участок возникло в силу закона при разграничении государственной собственности на землю на основании п. 1 ст. 17 ЗК РФ зарегистрировало в ЕГРН право федеральной собственности па спорный земельный участок 27.10.2014.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2016 по делу N А32-12445/2016 Администрации Белореченского района отказано в удовлетворении требований о признании отсутствующим права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:39:0000000278.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017 по делу N А32-41460/2016, оставленным без изменения постановлением суда Северо - Кавказского округа от 20.11.2017, договор аренды земельного участка от 28.11.2013 N 3900005329, заключенный между ООО "Лукойл - Экоэнерго" и Администрацией муниципального образования Белореченский район признан недействительным (ничтожным).
Таким образом, в связи с признанием договора аренды от 28.11.2013 N 3900005329 недействительным, договорные отношения между ООО "Лукойл - Экоэнерго" и Администрацией муниципального образования Белореченский район прекращены, общество стало являться фактическим пользователем земельного участка.
15.08.2018 ООО "Лукойл - Экоэнерго" обратилось в МТУ Росимущества по Краснодарскому краю и Республике Адыгея с заявлением о предоставлении земельного участка кадастровым номером 23:39:0000000278 в аренду.
Письмом от 03.09.2018 N 09/14209 МТУ Росимущества сообщило о том, что заявление ООО "Лукойл - Экоэнерго" направлено в Росимущество для получения поручения о предоставлении земельного участка в аренду обществу.
Однако ответа на указанное обращение в адрес общества не поступило.
24.10.2018 обществом в адрес Росимущества была направлена жалоба от 23.10.2018 N 04.3-2147 о нарушении МТУ Росимущества по Краснодарскому краю и Республике Адыгея срока предоставлении услуги по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000278.
Ответ на вышеуказанную жалобу в адрес общества также не поступил.
Находя данные действия незаконными и не соответствующими законодательству, нарушающими права и законные интересы в приобретении в аренду земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу пункта статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, в соответствии с правилами, установленными главой V. 1 Земельного кодекса.
Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП (пункты 9, 12 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", лица, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ст. 12 названного Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с положениями ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 данного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию (приобретение в аренду) земельного участка означает, что никто более, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет такого права в отношении участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", далее - постановление Пленума N 11).
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса в месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный на распоряжение земельным участком орган принимает решение о предоставлении земельного участка. Рассмотрение поступивших от граждан и юридических лиц заявлений для органов государственной власти и органов местного самоуправления является обязательным и входит в их обязанности.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права на земельный участок, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 4 постановления Пленума N 11).
Исходя из положений ст. 12 Закона N 59-ФЗ, ст. 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации обращение общества подлежало рассмотрению территориальным управлением в 30-дневный срок со дня поступления.
Суд первой инстанции правомерно расценил бездействие ответчика как незаконное, доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению, поскольку незаконное бездействие МТУ Росимущества выражается в нерассмотрении по существу заявления общества от 15.08.2018 исх.N 04.3-1658 о предоставлении в аренду спорного земельного участка в порядке, определенном в п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ в установленный данной статьей срок 30 дней и совершении одного из возможных действий по результатам рассмотрения: направление проекта договора в общество или мотивированного отказа.
Письмо МТУ Росимущества от 23.11.2018 исх.N 09/19182 в адрес общества нельзя квалифицировать как отказ, т.к. оно не содержит прямого отказа в предоставлении земельного участка обществу, а также указания на правовые основания для такого отказа, что требует п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.п.9) п.2 ст.39.6, ст.39.20 Земельного кодекса РФ ООО "ЛУКОЙЛ-Экоэнерго" имеет исключительное право на приобретение в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым N 23:39:0000000:278, как собственник расположенных на указанном земельном участке объектов недвижимости - зданий и сооружений, входящих в имущественный комплекс Белореченской ГЭС.
Согласно п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении в аренду земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах и его подписание, а также направляет проект указанного договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Следовательно, в соответствии с п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ заявление общества о предоставлении в аренду земельного участка (отметка о получении заявления 21.08.2018) подлежало рассмотрению МТУ Росимущества в срок не более чем 30 дней со дня его поступления.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие бездействия как такового в виду обращения и направления пакета документов в Росимущество, а также на отсутствие (необходимость получения) письменного поручения Росимущества на предоставление спорного земельного участка обществу в аренду, противоречит правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебном актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2019 по делу N А32-1329/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1329/2019
Истец: ООО "Лукойл-Экоэнерго"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению Государственным имуществом в КК и РА, Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом в России
Третье лицо: Федеральное агенство по управлению государственным имуществом в России