г. Воронеж |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А36-5336/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Капишниковой Т.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: Веретенникова О.А. - представитель по доверенности N 40 от 20.12.2023 сроком на один год;
от общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙ ГРУПП БП", от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙ ГРУПП БП" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.10.2023 по делу N А36-5336/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙ ГРУПП БП" (ОГРН 1215000003790, ИНН 5047247161) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (ОГРН 1024840864432, ИНН 4826018513) о признании незаконным решения о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций,
третье лицо: Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (ОГРН 1134800000940, ИНН 4824070613),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙ ГРУПП БП" (далее - ООО "СТРОЙ ГРУПП БП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Липецкое УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и необоснованным решения от21.03.2023 N 48/10/615-123/2023, которым заявитель включен сроком на три года в реестр недобросовестных подрядных организаций.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечен Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (далее - ФКР Липецкой области, Фонд).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.10.2023 по делу N А36-5336/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит иную оценку фактических обстоятельств исполнения спорного договора, ссылаясь на отсутствие признаков недобросовестности подрядчика и незаконность оспариваемого решения антимонопольного органа.
В отзыве на апелляционную жалобу Липецкое УФАС России оспаривает доводы апелляционной жалобы заявителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Липецкого УФАС России полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" и ФКР Липецкой области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовую позицию представителя антимонопольного органа, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного электронного аукциона, объявленного извещением N 204600000012200078, между ФКР Липецкой области (заказчик) и ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" (подрядчик) 19.08.2022 заключен договор N РТС248А220061 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее - Договор), по условиям которого заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательства на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (работы) многоквартирного(-ых) дома(-ах) (объект(-ы)), указанного(-ых) в приложении N 2 адресный перечень объектов и стоимость по видам работ к договору, которое является неотъемлемой частью договора; подрядчик обязался выполнить работы в соответствии с технической документацией, определяющей вид, объем, содержание работ и, требованиями, предъявляемыми действующим законодательством РФ к данным видам работ, а также условиями договора, определяющими, в том числе, стоимость работ и сроки их выполнения (т.1 л.д.120-152, т.2 л.д.1-7).
В соответствии с пунктом 1.2 Договора результатом работ по договору является каждый законченный капитальным ремонтом объект (или вид работ), находящийся в состоянии, обеспечивающем его нормальную эксплуатацию в соответствии с нормами обязательных регламентов, строительными нормами и правилами, государственными стандартами, ведомственными строительными нормами и иными нормативно-техническими документами РФ, переданный подрядчиком и принятый заказчиком по акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ.
Пунктом 1.4 Договора установлено, что подрядчик полностью понимает и осознает характер и объем работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет осуществляться выполнение работ, в том числе расположением объекта, климатическими условиями, средствами доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, изделий, конструкций и оборудования, строительной техники, мерами безопасности, правилами пожарной безопасности и охраны труда, требованиями техники безопасности, охраны окружающей среды и антитеррора, требованиями миграционного контроля и таможенного оформления, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ по договору.
В силу пункта 1.5 Договора на дату подписания договора стороны подтверждают, что подрядчик получил от заказчика и изучил все исходные данные, необходимые для выполнения работ по настоящему договору, а также все материалы настоящего договора, включая все приложения к нему, и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работ в полном объеме. Подрядчик не претендует ни на какие дополнительные платежи, кроме предусмотренных разделом 3 договора, а также не освобождается ни от каких обязательств и (или) ответственности по причине его недостаточной информированности. В счет стоимости работ в пределах суммы, указанной в пункте 3.1 договора, подрядчик берет на себя обязательство перед заказчиком за свой риск из своих материалов, своими силами и средствами выполнить работы в соответствии с договором, устранить все недостатки и передать результат выполненных работ заказчику.
В соответствии с пунктом 4.1 Договора срок начала выполнения работ по договору - 05.09.2022, срок окончания выполнения всех работ по договору - 03.12.2022, при этом стороны установили, что окончание срока выполнения всех видов работ на объекте не влечет прекращение обязательств сторон по настоящему договору. В указанный срок окончания выполнения всех работ не включается период сдачи-приемки результата выполненных работ, подписание актов о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3). Сроки выполнения отдельных видов работ определены сторонами в графике выполнения работ (приложение N 3 к договору). Фактической датой окончания работ на объекте (вида работ) является дата записи общем журнале работ, подтвержденная записью заказчика. При этом датой сдачи результата выполненных работ по объекту (вида работ) считается дата подписания акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2) без замечаний.
Пунктом 4.2 Договора стороны согласовали, что сроки выполнения видов работ по настоящему договору по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств, при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства: a) изменение объема выполняемых работ по договору при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
b) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядчика к выполнению работ по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, установленный в порядке, утвержденном постановлением Администрации Липецкой области от 27.12.2017 N 620 "Об утверждении Порядка определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", оформленный по форме акта об установлении фактов воспрепятствования оказанию услуг и (или) проведению работ по капитальному ремонту (приложение N 10 к договору); c) приостановка выполнения работ в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
Пунктом 6.1 подрядчик обязался, в том числе:
6.1.1. Не позднее дня начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте: 1) принять с участием Заказчика Объект у организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, а в случае ее отсутствия у совета дома (в лице его председателя), по акту комиссионного осмотра готовности к выполнению работ на объекте (приложение N 6 к договору). В случае отсутствия в многоквартирном доме на дату начала выполнения работ организации, осуществляющей управление многоквартирным домом или совета дома, акт комиссионного осмотра готовности к выполнению работ на объекте подписывается сторонами договора без указанных лиц; 2) обеспечить информирование собственников помещений многоквартирного дома о планируемых мероприятиях по капитальному ремонту объекта, путем размещения за свой счет в границах территории многоквартирного дома паспорта объекта по форме приложения N 18 к договору, а также обеспечить информирование в письменной форме (с указанием сроков начала и окончания работ) уполномоченного представителя собственников, а в случае отсутствия уполномоченного представителя собственников - обратиться в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом по договору управления (либо совет дома), для созыва общего собрания по вопросу участия в приемке выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в таком доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме); 3) направить в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, в случае ее отсутствия совету дома (в лице его председателя) письменное уведомление о сроках проведения капитального ремонта, перечне видов работ, подрядной организации с указанием информации о месте ее нахождения, контактах уполномоченных лиц. Предоставить заказчику подтверждающие исполнение настоящей обязанности документы. В случае отсутствия в многоквартирном доме на дату начала выполнения работ организации, осуществляющей управление многоквартирным домом или совета дома, указанное уведомление направляется в орган местного самоуправления, на подведомственной территории которого располагается многоквартирный дом; 4) осуществить входной контроль технической документации совместно с заказчиком и (или) представителем заказчика, осуществляющим строительный контроль, с целью определения соответствия технических решений и материалов, указанных в технической документации фактическому состоянию конструктивных элементов и инженерных систем объекта с оформлением акта входного контроля технической документации по форме, утвержденной приложением N 5, являющимся неотъемлемой частью договора; 5) уведомить в письменной форме заказчика о готовности объекта к выполнению работ с составлением акта комиссионного осмотра готовности к выполнению работ на объекте (приложение N 6 к договору) и выполнении требований п.п. 6.1.14, 6.1.21 договора; 6) предоставить заказчику для согласования проект производства работ (далее - ППР), который должен соответствовать требованиям, указанным в технической документации. После согласования заказчиком ППР направить его копию в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, а в случае ее отсутствия совету дома (в лице его председателя), в случае, когда указанные органы управления многоквартирным домом выбраны на дату начала выполнения работ). Предоставить заказчику подтверждающие исполнение настоящей обязанности документы; 7) заключить договор на вывоз и утилизацию отходов строительного производства и предоставить заверенную копию договора заказчику; 8) разместить на фасаде объекта баннер по форме приложения N 19 к договору, в случае выполнения работ по капитальному ремонту фасада объекта;
6.1.3. Обеспечить ведение общего журнала работ (по форме установленной Порядком ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД-11-05-2007) утв. Приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7);
6.1.5. Выполнить и сдать работы в объеме и в сроки, предусмотренные договором;
6.1.6. Выполнить все работы по договору в соответствии с условиями договора, технической документацией, строительными нормами, правилами, стандартами, правилами техники безопасности, охраны труда, антитеррористическими мероприятиями, правилами пожарной безопасности, правилами по охране зеленых насаждений, а также иными нормативно-правовыми документами, действующими на территории РФ и Липецкой области. Любые отклонения от условий договора, технической документации, требований заказчика и (или) лица, привлеченного заказчиком для осуществления контроля и строительного контроля за ведением работ на объекте, в том числе не влияющие на технологию и качество работ, подрядчик обязан согласовать с заказчиком;
6.1.10. В случае выполнения работ, требующих допуск в жилые/нежилые помещения, произвести обход всех помещений многоквартирного дома с участием представителей заказчика и (или) организации, осуществляющей строительный контроль, а также организации, осуществляющей управление многоквартирным домом. По результатам обхода письменно проинформировать заказчика по предполагаемым недопускам собственников в помещения с указанием номеров жилых/нежилых помещений. В случае недопуска собственниками помещений к проведению работ на объекте, незамедлительно известить заказчика и организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, в письменной форме с указанием адреса объекта, номера квартиры собственника, препятствующего выполнению работ в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Администрации Липецкой области от 27.12.2017 N 620, с оформлением акта об установлении фактов воспрепятствования оказанию услуг и (или) проведению работ по капитальному ремонту (Приложение N 10 к договору);
6.1.16. Оформить необходимые документы на выполнение работ и нести ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами в установленном порядке за нарушения правил и порядка ведения работ;
6.1.18. Выполнить двухстадийную фотофиксацию объекта по видам работ (до начала выполнения работ и после окончания выполнения работ) и передать ее заказчику при приемке работ. Еженедельно каждый четверг предоставлять заказчику в электронном виде на электронную почту (e-mail: info@kapremont48.ru) фотоотчет с письменными пояснениями о ходе выполнения работ, соблюдении сроков, определенных графиком выполнения работ и вывозе строительного мусора, образованного в ходе выполнения работ по каждому объекту (по форме приложения N 17 к договору). Заказчиком в ходе исполнения обязательств по контролю за выполнением работ может быть определен иной способ предоставления подрядчиком отчета о ходе выполнения работ, включая обязанность подрядчика по внесению информации в специальные электронные программы (системы) заказчика, посредством использования, предоставленного заказчиком, кода доступа и (или) логина и пароля для работы в системах заказчика;
6.1.21. В счет общей цены работ по договору в срок не позднее дня начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте, своими силами и средствами получить по необходимости в установленном порядке разрешение на присоединение строительно-бытового городка к сетям электроснабжения, водоснабжения, канализации, а также в полном объеме нести расходы за пользование вышеуказанными сетями;
6.1.25. Устранить причины приостановки работ в пределах сроков, установленных заказчиком;
6.1.29. Подрядчик обязан приступать к выполнению последующих работ только после приемки заказчиком и (или) организацией, осуществляющей строительный контроль, скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ;
6.1.30. В течение 1 рабочего дня письменно любыми доступными средствами связи, включая электронную почту, позволяющими достоверно определить, что сообщение исходит от стороны по договору, способами, подтверждающими факт отправления, известить заказчика и до получения от него указаний в письменной форме приостановить работы (в том числе путем внесения записи в общий журнал работ) при обнаружении: возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ; иных, не зависящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результата выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок. Заказчик обязан в течение 7 рабочих дней с даты получения от подрядчика вышеуказанного извещения дать подрядчику письменные указания о порядке и способе дальнейшего выполнения работ по договору. В случае нарушения заказчиком срока предоставления подрядчику указаний, последний освобождается от ответственности за просрочку исполнения обязательств по договору;
6.1.34. Обеспечивать в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (РД-11-02-2006) своевременное ведение и хранение исполнительной документации по объекту на месте выполнения работ, а также предоставлять заказчику, организациям, осуществляющим строительный контроль, всю текущую техническую и исполнительную документацию, в том числе все необходимые чертежи, спецификации и иные документы, которые могут быть затребованы ими при выполнении своих обязанностей. Передать заказчику акты о приемке выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), акт приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома (приложение N 11 к договору) и исполнительную документацию по описи;
6.1.35. С момента начала выполнения работ и до окончания выполнения работ ежедневно вести общий журнал работ, в котором отражается технологическая последовательность, сроки работ, требования по устранению недостатков (дефектов), обнаруженных в ходе выполнения работ, мероприятия по осуществлению контроля за качеством выполнения работ. Общий журнал работ должен находиться непосредственно на объекте и предоставляться по первому требованию представителя заказчика или организации, осуществляющей строительный контроль. Отсутствие на объекте надлежащим образом оформленного общего журнала работ, а также непредоставление его в процессе осуществления контроля за качеством и ходом выполнения работ бесспорно является нарушением подрядчиком условий договора и основанием для приостановления работ уполномоченным представителем заказчика и (или) организации, осуществляющей строительный контроль, а также для привлечения подрядчика к ответственности, предусмотренной договором.
Подпунктом 16.1 Договора предусмотрено, что расторжение договора допускается по инициативе заказчика, в том числе путем одностороннего расторжения договора.
В силу пункта 16.2 Договора заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков, в частности, в следующих случаях:
16.2.1. Систематическое (2 раза и более) нарушение подрядчиком сроков выполнение работ;
16.2.2. Задержка подрядчиком начала выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме по любому из многоквартирных домов;
16.2.6. Нарушение подрядчиком сроков выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней по любому из многоквартирных домов, являющийся предметом договора;
В соответствии с пунктом 16.3 Договора заказчик принимает решение об одностороннем расторжении договора и в письменной форме уведомляет об этом подрядчика. Заказчик обязан направить уведомление о расторжении договора не позднее, чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты расторжения договора. Уведомление должно содержать наименование сторон, реквизиты настоящего договора, причины, послужившие основанием для расторжения договора, и документы, их подтверждающие. Договор считается расторгнутым с даты, указанной в уведомлении о расторжении.
В составе приложений к Договору сторонами согласованы, в числе прочего, Техническое задание (приложение N 1), Адресный перечень объектов и стоимость по видам работ (приложение N 2), График выполнения работ (приложение N 3) (т.1 л.д.133-143).
Согласно условиям Договора и приложений к нему непосредственными объектами выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов являются многоквартирные дома, расположенные по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2 (ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения; ремонт крыши), г.Липецк, ул.Филипченко, д.12/2 (ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения; ремонт крыши; ремонт фасада; ремонт подвальных помещений; ремонт фундамента) (далее - Объекты).
Письмом от 05.09.2022 ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" уведомило ФКР Липецкой области о том, что подрядчик приступает к выполнению работ по Объектам (т.1 л.д.66).
23.09.2022 Фонд направил в адрес Общества требование от 22.09.2022 о надлежащем исполнении обязательств по Договору (т.2 л.д.19-20).
Письмом от 30.09.2022 подрядчик уведомил заказчика о том, что в ходе выполнения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения многоквартирного дома по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2, выявлены факты воспрепятствования проведению работ собственниками жилых помещений, в связи с чем просил рассмотреть вопрос о переносе сроков выполнения указанных видов работ с приложением актов об установлении фактов воспрепятствования проведению работ от 30.09.2022 (т.1 л.д.67-82,84).
ФКР Липецкой области направило в адрес Начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, председателя департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка, генерального директора ООО "СТРОЙ ГРУПП БП", директора ООО "ГУК "Стахановская" письмо от 11.10.2022, в котором просило 12.10.2022 направить уполномоченного представителя по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2, для комиссионной проверки факта воспрепятствования подрядной организации в выполнении работ и составления акта по результату комиссионной проверки (т.1 л.д.85-86).
На основании акта об установлении фактов воспрепятствования оказанию услуг и(или) проведению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома N 15/2 по ул.Звездная г.Липецка Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 18.10.2022 N 01-03/665 установлена невозможность оказания услуг и(или) работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, водоотведения, холодного и горячего водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2, в связи с воспрепятствованием, а также определен срок проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, водоотведения, холодного и горячего водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2, в плановом периоде 2023-2025 годов (т.1 л.д.87).
18.11.2022 Фонд направил в адрес Общества требование от 18.11.2022 о надлежащем исполнении обязательств по Договору, которым потребовал в срок до 25.11.2022 завершить работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения и капитальному ремонту крыши по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2, а также завершить работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения, капитальному ремонту фасада, фундамента и подвальных помещений по адресу: г.Липецк, ул.Филипченко, д.12/2, в противном случае Фонд будет вынужден инициировать одностороннее расторжение Договора (т.2 л.д.21-23).
30.11.2022 сторонами подписано соглашение N 1 к Договору (далее - Соглашение), которым внесены изменения в пункт 4.1 Договора в части срока выполнения работ: срок начала выполнения работ определен 05.09.2022, срок окончания выполнения всех работ - 04.06.2023, а также внесены изменения в Техническое задание (приложение N 1) в части сроков выполнения работ, который определен как 273 календарных дня, в График выполнения работ (приложение N 3) в части изменения срока выполнения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2, изложив его в редакции приложения N 1 к Соглашению (т.1 л.д.61-64).
19.12.2022 ФКР Липецкой области направило в адрес ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" требование от 19.12.2022 о надлежащем исполнении обязательств по Договору, которым потребовал в срок до 20.12.2022 завершить работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения и капитальному ремонту крыши, обеспечить наличие общего журнала работ на объекте по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2, а также завершить работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, капитальному ремонту фасада, фундамента, крыши и подвальных помещений по адресу: г.Липецк, ул.Филипченко, д.12/2, в противном случае Фонд будет вынужден инициировать одностороннее расторжение Договора (т.2 л.д.24-26).
16.01.2023 Фонд направил в адрес Общества требование от 16.01.2023 о надлежащем исполнении обязательств по Договору, которым потребовал в срок до 16.01.2023 завершить работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения и крыши, вывезти строительный мусор на объекте по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2, завершить работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, капитальному ремонту фасада, фундамента, крыши и подвальных помещений по адресу: г.Липецк, ул.Филипченко, д.12/2, в противном случае Фонд будет вынужден инициировать одностороннее расторжение Договора, а также направил требование от 16.01.2023 об устранении недостатков по Договору, которым потребовал в срок до 16.01.2023 вывезти строительный мусор по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2 (т.2 л.д.27-31).
18.01.2023 заказчик направил подрядчику требование от 17.01.2023 о надлежащем исполнении обязательств по Договору, которым потребовал в срок до 23.01.2023 завершить работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения и крыши, вывезти строительный мусор на объекте по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2, а также завершить работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, капитальному ремонту фасада, фундамента, крыши и подвальных помещений по адресу: г.Липецк, ул.Филипченко, д.12/2, в противном случае Фонд будет вынужден инициировать одностороннее расторжение Договора (т.2 л.д.32-34).
23.01.2023 ФКР Липецкой области направил в адрес ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" уведомление от 23.01.2023 о расторжении Договора с 14.02.2023 на основании пунктов 16.2.1, 16.2.2, 16.2.6 Договора, подпунктов "а", "б", "е" пункта 226 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, в связи с систематическим (2 раза и более) нарушением подрядной организацией сроков выполнения работ, задержкой подрядной организацией начала выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений многоквартирном доме, а также нарушением подрядной организацией сроков выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней на Объектах, с приложением актов фиксации договорных нарушений от 25.10.2022, 07.11.2022, 14.11.2022, 21.11.2022, 07.12.2022, 12.12.2022, 16.01.2023, 23.01.2023 (т.2 л.д.35-36).
Письмом от 25.01.2023 заказчик просил подрядчика представить исполнительную и техническую документацию по факту выполненных работ, а также уведомило о дате приемки выполненных работ (т.2 л.д.37-38).
09.02.2023 представителями ФКР Липецкой области, ООО "ГУК "Стахановская", ООО "Строительный контроль" в отсутствие представителя ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" подписаны акты осмотра спорных Объектов и составлены дефектные ведомости объемов работ с приложением фотоматериалов, согласно которым предусмотренные Договором работы по капитальному ремонту крыши и внутридомовых инженерных систем электроснабжения на объекте по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2, начаты, но не завершены и не ведутся; работы по капитальному ремонту крыши и фасада на объекте по адресу: г.Липецк, ул.Филипченко, д.12/2, начаты, но не завершены и не ведутся, работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, капитальному ремонту фундамента и подвальных помещений не начаты, не завершены и не ведутся; рабочий персонал подрядчика на данных Объектах отсутствует; в результате визульного и инструментального осмотра Объектов установлено, что фактически выполненные работы выполнены с существенным нарушением Договора (нарушением СП 17.13330.2017, СП 71.13330.2017, с отклонением от проектно-сметной документации (ПСД)); объем фактически выполненных работ, находящихся в состоянии, обеспечивающем нормальную эксплуатацию крыши МКД, отсутствует; объем принятых заказчиком работ отсутствует; объем фактически невыполненных подрядчиком работ отражен в дефектных ведомостях (т.2 л.д.39-71).
14.02.2023 в Липецкое УФАС России поступило обращение ФКР Липецкой области о включении информации об ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (т.1 л.д.118-119).
В ходе проверки представленных сведений Липецким УФАС России исследовались, в том числе, документы, связанные с заключением спорного договора и его исполнением сторонами, материалы переписки сторон, а также их письменные пояснения, в том числе доводы Общества о переносе срока выполнения работ в связи с началом отопительного сезона, а также о неблагоприятных погодных условиях в сентябре, октябре и ноябре 2022 года.
В этой связи Управлением установлено, что с учетом подтвержденного обстоятельства воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома N 15/2 по ул. Звездная г.Липецка Соглашением были изменены сроки выполнения работ по капитальному ремонту исключительно внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2, тогда как срок выполнения остальных видов работ (по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения и крыши) остался в редакции, согласованной Договором.
Доводы подрядчика о неблагоприятных погодных условиях. Препятствовавших выполнению работ по Договору, не были приняты антимонопольным органом, поскольку в согласованные сроки выполнения работ Общество не уведомило Фонд о наличии данных обстоятельств, как и не уведомило последний о приостановке работ, в журнале проведения работ запись об их приостановке отсутствовала (т.1 л.д.95-113).
Антимонопольный орган также усмотрел, что заказчик, со своей стороны, принимал достаточные меры, способствуя и предупреждая подрядчика о необходимости исполнения обязательств по Договору. Общество, напротив, получив уведомление об одностороннем отказе Фонда от исполнения Договора, не исполнило обязательства по Договору.
21.03.2023 (резолютивная часть от 17.03.2023) комиссией Липецкого УФАС России в рамках дела N 48/10/615-123/2023 принято решение о включении сроком на 3 года в реестр недобросовестных подрядных организаций сведений об ООО "СТРОЙ ГРУПП БП", в связи с систематическим (2 раза и более) нарушением подрядной организацией сроков оказания услуг и/или выполнения работ, задержкой подрядной организацией начала оказания услуг и/или выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме, а так же нарушением подрядной организацией сроков оказания услуг и/или выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней в многоквартирных домах по адресу: г.Липецк, ул.Звёздная, д.15/2, и г.Липецк, ул.Филипченко, д.12/2 (т.1 л.д.21-26).
Не согласившись с указанным решением, ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Липецкой области в удовлетворении заявленных требований отказал, не усмотрев добросовестность подрядчика при исполнении Договора.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений в процедуре принятия Липецким УФАС России оспариваемого решения, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что лицами, участвующими в деле, так же не оспаривается.
Отношения по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентируются, в том числе Жилищным кодексом Российской Федерации (далее в редакции, действовавшей на момент заключения Договора,- ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Пунктом 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ установлена обязанность регионального оператора по привлечению для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключению с ними от своего имени соответствующих договоров, предусматривающих в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Согласно части 3 статьи 182 ЖК РФ к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 182 ЖК РФ).
В силу части 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определен Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение).
Согласно пункту 196 Положения договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Положением.
В силу пункта 226 Положения заказчик вправе расторгнуть договор о проведении капитального ремонта в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков в случаях систематического (2 раза и более) нарушения подрядной организацией сроков оказания услуг и (или) выполнения работ (подпункт "а"); задержки подрядной организацией начала оказания услуг и (или) выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "б"); нарушения подрядной организацией сроков оказания услуг и (или) выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней по любому из многоквартирных домов (подпункт "е").
Подпунктом 16.1 рассматриваемого Договора предусмотрено, что расторжение договора допускается по инициативе заказчика, в том числе путем одностороннего расторжения договора.
В силу пункта 16.2 Договора заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков, в частности, в следующих случаях: систематическое (2 раза и более) нарушение подрядчиком сроков выполнение работ (16.2.1.); задержка подрядчиком начала выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме по любому из многоквартирных домов (16.2.2.); нарушение подрядчиком сроков выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней по любому из многоквартирных домов, являющийся предметом договора (16.2.6.).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункты 1- 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Согласно статье 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором. Указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
В соответствии с пунктом 255 Положения в реестр недобросовестных подрядных организаций включается информация, в том числе, о подрядных организациях, с которыми договоры о проведении капитального ремонта расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора о проведении капитального ремонта в связи с существенным нарушением подрядными организациями условий таких договоров.
Ведение реестра недобросовестных подрядных организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (далее - орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций), в соответствии с утвержденными им методическими рекомендациями (пункт 254 Положения).
Пунктом 258 Положения установлено, что в случае расторжения договора о проведении капитального ремонта по решению суда или в случае расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных настоящим Положением, заказчик в течение 3 рабочих дней со дня расторжения договора о проведении капитального ремонта направляет в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, информацию, предусмотренную подпунктами "в" - "з" пункта 256 настоящего Положения, а также копию решения суда о расторжении договора о проведении капитального ремонта или в письменной форме обоснование причин расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке.
В течение 10 рабочих дней со дня поступления документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, осуществляет проверку фактов, содержащихся в указанных документах и информации (пункт 259 Положения).
Согласно пунктам 263-264 Положения по результатам рассмотрения документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, выносится решение. В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций. По результатам принятия решения о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций такая информация включается органом, уполномоченным на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, в реестр недобросовестных подрядных организаций в течение 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Исходя из приведенных требований Положения, учитывая позицию Конституционного Суда РФ, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении лица в реестр, нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций должен устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Основанием принятия ФКР Липецкой области решения об одностороннем отказе от исполнения Договора явились нарушение ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" сроков выполнения работ, задержка начала выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений многоквартирном доме, а также нарушение сроков выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней на указанных Объектах (подпункты 16.2.1, 16.2.2, 16.2.6 Договора).
Разрешая вопрос по существу, Липецкое УФАС России по результатам исследования поступившего от заказчика обращения и представленных сведений и документов усмотрело недобросовестность поведения подрядчика при исполнении заключенного Договора, выразившегося в неисполнении в установленные сроки принятых на себя обязательств по Договору.
Суд первой инстанции, согласившись с выводами антимонопольного органа, исследовав фактические обстоятельства исполнения спорного Договора применительно к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 401, 716), пришел к выводу о том, что у ФКР Липецкой области имелись предусмотренные вышеуказанными подпунктами пункта 226 Положения и подпунктами 16.2.1, 16.2.2, 16.2.6 Договора основания для расторжения Договора.
Судом области также обращено внимание, что ни на момент расторжения Договора, ни в ходе рассмотрения обращения ФКР Липецкой области подрядчиком не были представлены документы, подтверждающие факт готовности сдачи выполненных работ, указанные в пункте 8.1 Договора, как и не представлены какие-либо документы и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, которые по объективным, не зависящим от него причинам, не позволили исполнить обязательства по ремонту Объектов, а соответствующие доказательства не были представлены и в ходе судебного разбирательства.
Соглашаясь с судом первой инстанции о наличии оснований для расторжения Договора, вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия обращает внимание заявителя, что оценка добросовестности поведения подрядчика должна иметь разумные границы, поскольку оправдание допущения существенных нарушений условий обязательства не должно приводить к нарушению прав и законных интересов не только заказчика, не получившего надлежащего исполнения обязательства, но и неограниченного круга лиц (собственников помещений в многоквартирных жилых домах), интересы которых в рассматриваемом случае будут нарушены при ненадлежащем и несвоевременном исполнении подрядчиком своих обязательств по договору.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств не усматривается направленность поведения ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" на своевременное исполнение своих обязательств по Договору в установленные им сроки выполнения работ, а также соблюдение графика выполнения работ, являющегося приложением к Договору, в связи с чем, поведение последнего добросовестный характер не носит, связано с существенными нарушениями интересов заказчика и неограниченного круга лиц, не только своевременно не получивших обусловленного общественными интересами исполнения, но и лишившихся актуального обеспечения исполнения подрядчиком своих обязательств по Договору.
Каких-либо объективных препятствий в исполнении заключенного договора подрядчиком в установленный срок судом первой инстанции по результатам подробного исследования обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств правомерно не установлено.
Обстоятельства, по мнению заявителя объективно препятствующие исполнению подрядчиком своих обязательств по Договору, связанные с неблагоприятными погодными условиями осенью 2022, началом отопительного сезона, в случае добросовестного незамедлительного уведомления об этом заказчика могли в порядке пунктов 4.2, 6.1.26 Договора при их подтвержденности повлиять на увеличение срока выполнения работ, освобождение подрядчика от ответственности при их нарушении.
Так, с учетом письма ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" от 30.09.2022 и результатов комиссионной проверки фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома N 15/2 по ул.Звездная г.Липецка сторонами было заключено Соглашение, предусматривающее увеличение срока выполнения работ по капитальному ремонту исключительно внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Липецк, ул.Звездная, д.15/2, тогда как срок выполнения остальных видов работ (по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения и крыши) по данному объекту, как и всех видов работ по объекту по адресу: г.Липецк, ул.Филипченко, д.12/2, остался в редакции, согласованной Договором.
Как верно указал суд первой инстанции, доказательств того, что заявитель до получения уведомления о расторжении Договора уведомлял ФКР Липецкой области о наличии каких-либо обстоятельств, препятствующих исполнению Договора, либо сообщал о приостановлении работ, не представлено (статьи 401, 716 Гражданского кодекса Российской Федерации). Довод, заявленный в апелляционной жалобе о нарушении сроков выполнения работ по Договору ввиду несвоевременного его финансирования не был заявлен Обществом, как при рассмотрении антимонопольным органом обращения Фонда, так и в суде первой инстанции, при этом данный довод оценивается судебной коллегией критически (в отношении нарушения срок по этой причине), поскольку из обстоятельств по спору, в том числе и совокупности всей переписки между сторонами не следует, что указанное обстоятельство явилось основанием для нарушения сроков выполнения работ по Договору, напротив, подрядчик неоднократно пояснял, что им велись работы по Договору, ссылаясь на иные основания. Также судом усматривается, что условия Договора не ставят в зависимость срок оплаты аванса и начало производства работ.
Судебная коллегия обращает внимание заявителя жалобы на пункт 1.4 Договора, в котором сторонами предусмотрено, что подрядчик полностью понимает и осознает характер и объем работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет осуществляться выполнение работ, в том числе расположением объекта, климатическими условиями, средствами доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, изделий, конструкций и оборудования, строительной техники, мерами безопасности, правилами пожарной безопасности и охраны труда, требованиями техники безопасности, охраны окружающей среды и антитеррора, требованиями миграционного контроля и таможенного оформления, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ по договору.
При этом из материалов дела не усматривается, что в разумный с начала выполнения работ по Договору срок Общество предприняло все подготовительные меры к их выполнению в порядке пункта 6.1 Договора, как и реагировало на все требования заказчика по исполнению обязательств по Договору до момента одностороннего отказа заказчика от его исполнения. При этом заявитель не доказал с учетом приведенных обстоятельств, что не допуск жильцов дома в свои жилые помещения существенно повлияло на начало срока выполнения работ и подрядчик не мог выполнять иные работы.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не усматривает незаконности и необоснованности оспариваемого решения Липецкого УФАС России, в том числе с учетом обстоятельств, очевидно свидетельствующих о существенном нарушении ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" условий заключенного договора.
Кроме того, судебная коллегия также не усматривает обстоятельств нарушения оспариваемым решением антимонопольного органа прав и законных интересов Общества, поскольку принятие такового явилось следствием поведения самого подрядчика при правомерности одностороннего расторжения заказчиком спорного договора и обязанности последнего по предоставлению соответствующих сведений антимонопольному органу.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд области правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного верного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, направлены на переоценку выводов, изложенных в обжалуемом решении, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 71 от 27.11.2023 государственная пошлина подлежит возврату ООО "СТРОЙ ГРУПП БП" из дохода федерального бюджета в размере 1500 руб.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.10.2023 по делу N А36-5336/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙ ГРУПП БП" (ОГРН 1215000003790, ИНН 5047247161) из дохода федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-5336/2023
Истец: ООО "СТРОЙГРУПП БП"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
Третье лицо: Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области